Формирование и использование прибыли

NovaInfo 45, с.111-113, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В соответствии с ГК РФ, основной целью деятельностью любой коммерческой организации является извлечение прибыли. В данной статье рассматриваются основные подходы к определению понятия «прибыль» и ее формирования.

Ключевые слова

ДОХОДЫ, ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ, ПРИБЫЛЬ, РАСХОДЫ

Текст научной работы

В нынешнее время экономике необходимо более быстро реагировать на изменение различных ситуаций для поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования предприятия в целом.

Важнейшим качественным показателем, характеризующим работу предприятий, является прибыль. Прибыль – показатель хозяйственной деятельности предприятия. В нем синтезируются результаты работы предприятия по расширению производства, снижению производственных затрат, сокращению непроизводственных расходов, повышению качества продукции, рациональному использованию основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.[1]

Планирование прибыли - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Другими словами, прибыль- это превышение доходов над расходами.[2]

В экономическом направлении в бухгалтерском учете реализована оборотная модель расчета прибыли, которая в общем виде может быть записана следующим образом:

П = Д - Р, (1)

где: Д – Доходы предприятия за отчетный период; Р – Расходы предприятия за отчетный период.

Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия.

Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества и т.д.) или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого предприятия.[4]

Значимость прибыли предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями.

Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет следующие функции:

  • это показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности.
  • стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования.
  • как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней (налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета).[2]

После получения прибыли предприятие начинает планировать ее использование.

Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: на формирование резервных фондов; выплату доходов учредителям (участникам); создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы). При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть:

  • фонд накопления;
  • фонд потребления.[3]

При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям. Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. [3]

Таким образом, можно отметить, что, прибылью может считаться только та часть добавленной стоимости, которая создана в результате реализации продукции (товаров),выполнения работ, оказания услуг.

Читайте также

Список литературы

  1. Елизаров, Ю. Ф. Экономика организаций (предприятий): учебник / Ю. Ф. Елизаров. – М.: Экзамен, 2013. – 495 с.
  2. Сергеев, И. В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / И. В. Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 573 с.
  3. Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк; Под ред. Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.
  4. Хорин А.Н., Керимов В.Э., Стратегический анализ. – М.:Эксмо,2012.

Цитировать

Исаева, А.Н. Формирование и использование прибыли / А.Н. Исаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 111-113. — URL: https://novainfo.ru/article/5839 (дата обращения: 30.03.2023).

Поделиться