В нынешнее время экономике необходимо более быстро реагировать на изменение различных ситуаций для поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования предприятия в целом.
Важнейшим качественным показателем, характеризующим работу предприятий, является прибыль. Прибыль – показатель хозяйственной деятельности предприятия. В нем синтезируются результаты работы предприятия по расширению производства, снижению производственных затрат, сокращению непроизводственных расходов, повышению качества продукции, рациональному использованию основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.[1]
Планирование прибыли - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Другими словами, прибыль- это превышение доходов над расходами.[2]
В экономическом направлении в бухгалтерском учете реализована оборотная модель расчета прибыли, которая в общем виде может быть записана следующим образом:
П = Д - Р, (1)
где: Д – Доходы предприятия за отчетный период; Р – Расходы предприятия за отчетный период.
Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия.
Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества и т.д.) или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого предприятия.[4]
Значимость прибыли предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями.
Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет следующие функции:
- это показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности.
- стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования.
- как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней (налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета).[2]
После получения прибыли предприятие начинает планировать ее использование.
Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: на формирование резервных фондов; выплату доходов учредителям (участникам); создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы). При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть:
- фонд накопления;
- фонд потребления.[3]
При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям. Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. [3]
Таким образом, можно отметить, что, прибылью может считаться только та часть добавленной стоимости, которая создана в результате реализации продукции (товаров),выполнения работ, оказания услуг.