В статье показаны результаты опроса пациентов в городской поликлинике № 2 г. Рязани в 2014-2015 годах.
Этой статьей мы продолжаем публикацию материалов социологических исследований по качеству оказания медицинской помощи [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19].
В 2014-2015 годах нами в городской поликлинике № 2 были проанкетированы женщины пациенты. Анкетирование производилось после приема у участковых врачей и врачей специалистов на выходе из поликлиники. При опросе оценивалась удовлетворенность пациентов оказанной им медицинской помощью. Опрашивались пациенты трудоспособного возраста от 18 до 55 лет.
По возрастным группам опрошенные нами женщины трудоспособного возраста распределялись следующим образом: от 18 лет до 30 лет – 19,1 %, от 31 года до 40 лет – 21,4 %, от 41 года до 50 лет – 38,1 %, от 51 года до 55 лет – 21,4 %.
Таблица 1. Категория пациентов поликлиники
№ |
Группа ограничения трудоспособности |
% |
1. |
Нет |
84,8 |
2. |
I группа |
2,6 |
3. |
II группа |
6,7 |
4. |
III группа |
5,9 |
Большинство пациентов не имели ограничений по трудоспособности.
Таблица 2. Причина обращения в поликлинику
№ |
Причина обращения |
% |
1. |
Заболевание (травма) |
55,1 |
2. |
Диспансеризация |
10,2 |
3. |
Профосмотр (по направлению работодателя) |
8,6 |
4. |
Получение справки |
10,3 |
5. |
Закрытие листка нетрудоспособности |
15,8 |
Большинство пациентов обратились по поводу заболевания и закрытия листка нетрудоспособности.
Таблица 3. Виды обслуживания в поликлинике
№ |
Оказание медицинской помощи |
% |
1. |
За счет фонда обязательного медицинского страхования |
89,6 |
2. |
За счет фонда добровольного медицинского страхования |
3,5 |
3. |
На платной основе |
6,9 |
Большинство пациентов обслуживается за счет фонда обязательного медицинского страхования.
Таблица 4. Запись на прием к врачу
№ |
Порядок записи |
% |
1. |
С использованием сети Интернет |
8,7 |
2. |
В регистратуре лично |
78,5 |
3. |
Лечащим врачом на приеме при посещении |
12,8 |
Большинство пациентов записались на прием к врачу лично в регистратуре поликлиники.
Таблица 5. Условия предоставления медицинской помощи
№ |
Условия |
% |
|||
Отличные |
Хорошие |
Не очень хорошие |
Плохие |
||
1. |
Приемные часы |
71,5 |
20,3 |
4,9 |
3,3 |
2. |
Реакции на звонки |
66,5 |
14,6 |
15,6 |
3,3 |
Большинство пациентов (71,5 %) оценили приемные часы поликлиники, как отличные. 20,3 % пациентов оценили приемные часы поликлиники, как хорошие. 4,9 % оценили приемные часы обследованной поликлиники, как не очень хорошие. 3,3 % пациентов отметили приемные часы поликлиники, как плохие.
Чуть меньше опрошенных пациентов (66,5 %) на отлично оценили реакцию на их звонки в регистратуру поликлиники. 14,6 % оценили реакцию на их звонки в поликлинику, как хорошую.
Как положительный момент необходимо обязательно отметить, что только всего 3,3 % пациентов отметили приемные часы поликлиники, как плохие.
Таблица 6. Знакомство с официальным сайтом поликлиники
№ |
Перед посещением врача |
% |
1. |
Да |
12,2 |
2. |
Нет |
77,8 |
Большинство пациентов не знакомились перед обращением с официальным сайтом поликлиники.
Таблица 7. Качество и полнота информации официального сайта поликлиники
№ |
Удовлетворены |
% |
1. |
Да |
37,4 |
2. |
Нет |
62,6 |
Большинство пациентов не удовлетворены качеством и полнотой информации на официальном сайте поликлиники.
Таблица 8. Качество и полнота информации в помещениях поликлиники
№ |
Удовлетворены |
% |
1. |
Да |
19,8 |
2. |
Нет |
70,2 |
Большинство пациентов не удовлетворены качеством и полнотой информации в помещениях поликлиники.
Таблица 9. Получение талона с указанием времени приема участкового врача
№ |
Первое обращение в поликлинику |
% |
1. |
Да |
72,8 |
2. |
Нет |
27,2 |
Большинство пациентов получили талон на прием к врачу при первом обращении в поликлинику.
Таблица 10. Срок ожидания приема у участкового врача
№ |
Дни с момента записи |
% |
1. |
10 дней и более |
0 |
2. |
9 дней |
0 |
3. |
8 дней |
1,7 |
4. |
7 дней |
1,7 |
5. |
5 дней |
9,8 |
6. |
меньше 5 дней |
86,8 |
У большинства пациентов срок ожидания составил менее 5 дней (1-2 дня).
Таблица 11. Время приема у участкового врача
№ |
Установленное по записи |
% |
1. |
Да |
39,1 |
2. |
Нет |
60,9 |
Только 39,1 % пациентов прошли прием в установленное по записи время.
Таблица 12. Частота обращения к участковому врачу
№ |
Срок |
% |
1. |
Раз в месяц |
34,8 |
2. |
Раз в квартал |
42,7 |
3. |
Раз в полугодие |
18,9 |
4. |
Раз в год |
3,6 |
Большинство пациентов обращаются к врачу ежеквартально.
Таблица 13. Компетентность участкового врача
№ |
Удовлетворены |
% |
1. |
Да |
56,4 |
2. |
Нет |
43,6 |
Большинство пациентов удовлетворены компетентностью врача.
Таблица 14. Оценка качества обслуживания в поликлинике
№ |
Комментарий в социальных сетях |
% |
1. |
Да |
26, 5 |
2. |
Нет |
73,5 |
Большинство пациентов не оценивали качество обслуживания в поликлинике в социальных сетях.
Полученные данные коррелируют с результатами ранее проведенных нами и другими отечественными и зарубежными авторами социологических исследований по организации здравоохранения и оценке качества оказания медицинской помощи различным категориям граждан Российской Федерации [9, 10, 11, 12, 20, 21, 22, 23, 24].