Принципы и методы управления государственным долгом

NovaInfo 45, с.185-188, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга - он является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира.

Ключевые слова

УПРАВЛЕНИЕ, БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Текст научной работы

Данная тема довольно актуальна, так как проблема государственного долга уже давно носит характер одной из самых насущных в экономической жизни России. Государственный долг - такая же важная категория экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его назначение - не только в привлечении средств населения, институциональных инвесторов и банков для удовлетворения различных расходов государства, но с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета.

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства страны перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Существование государственного долга вызывает и необходимость управления им. Управление государственным долгом – это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга, которое, в свою очередь, основывается на следующих принципах:

  1. Безусловности – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  2. Единства учета – учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами субъектов РФ и органами местного самоуправления;
  3. Единства долговой политики – обеспечение единого подхода в политике управления государственным со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям;
  4. Согласованности – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  5. Снижения рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить риски и кредиторов, и инвесторов;
  6. Оптимальности – создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском с учетом наименьшего отрицательного влияния на экономику;
  7. Гласности – предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Все затраты обслуживания и погашения государственного долга осуществляются за счет бюджетных средств, создавая дополнительную нагрузку на бюджет, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. С точки зрения инвестора наиболее приемлемо своевременное получение доходов и погашение займа, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

Управление государственным долгом осуществляется посредством применения следующего ряда методов:

  1. Рефинансирование государственного долга – погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов;
  2. Новация – соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательств по указанному кредиту другими обязательствами;
  3. Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов, при этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа;
  4. Конверсия – одностороннее изменение доходности займов, то есть объявление государством о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством;
  5. Консолидация – изменение условий обращения займов в части срока их погашения, то есть решение государства о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок;
  6. Отсрочка погашения займа – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам;
  7. Аннулирование государственного долга – отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

В заключение отметим, что абсолютная величина, динамика и темпы изменений государственного долга отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур.

Таким образом, государственный долг играет существенную и многогранную роль в экономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Читайте также

Список литературы

  1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016).
  2. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С. 157-158.
  3. Сираева, Р.Р. Финансовый контроль на современном этапе развития [Текст] / Р.Р. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития : Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.
  4. Путеводитель по экономической науке [Электронный ресурс] / Управление государственным долгом: принципы и методы. Режим доступа: http://huyarim.ru/konomist/2014-03-26/upravlenie-gosudarstvennym-dolgom-printcipy-i-metody-2/

Цитировать

Курбанова, Э.Р. Принципы и методы управления государственным долгом / Э.Р. Курбанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 185-188. — URL: https://novainfo.ru/article/5901 (дата обращения: 29.09.2022).

Поделиться