Планирование финансовых результатов на предприятии

№57-2,

Экономические науки

В статье рассматриваются теоретические аспекты планирования прибыли на предприятии. Основное внимание в работе уделяется основным методам планирования прибыли.

Похожие материалы

Финансовое планирование играет важную роль в экономической деятельности предприятия. Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, необходимо уметь реально оценивать финансовое состояние предприятия.

Эффективность производственной деятельности выражается в достигнутых финансовых результатах, важнейшим из которых являются показатели прибыли. Значение прибыли обусловлено тем, что она зависит от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль – основной источник производственного и социального развития предприятия [10].

Для эффективного функционирования предприятия необходимо грамотно управлять его деятельностью, что во многом определяется умением ее планировать. План прибыли имеет большое значение для эффективности работы, так как он экономически обосновывает выбор наиболее правильных действий по достижению основной экономической цели предприятия.

Необходимость планирования прибыли в современных условиях обусловлена несколькими причинами [1]:

  1. Ориентируясь на размер прибыли, собственники предприятия принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития;
  2. С планированием прибыли на предприятии возникает возможность эффективного направления средств на обновление производственных фондов и выпускаемой продукции предприятия;
  3. Планирование прибыли на предприятии всегда сопряжено с выявлением внутрихозяйственных резервов производства, более рациональным использованием производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Основными методами планирования прибыли являются [4]:

  • метод прямого счета;
  • аналитический метод;
  • метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции [8]. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.

Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле [1]:

П = (О × Ц) – (О × С), (1)

где О – объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С – полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп – Стп, (2)

где Цтп – стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, скидок); Стп – полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:

Прп = Врп – Срп, (3)

где Врп – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Срп – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле [9]:

Прп = Пон + Птп – Пок, (4)

где Пон – сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода; Птп – прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде; Пок – прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости [6].

Аналитический метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа [2]:

  1. Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
  2. Исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
  3. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

В методе совмещенного расчета применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода [7].

Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия [3].

Таким образом, значение своевременного качественного анализа планирования прибыли заключается в том, что оно помогает предприятию принимать эффективные управленческие решения. Прогнозные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий, но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предприятия, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала. Поэтому планирование оптимального размера прибыли в современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной предпринимательской деятельности.

Список литературы

  1. Аскарова, А. Налоговое планирование на предприятии [Текст] / А.А.Аскарова // Экономические и социальные проблемы развития АПК на рубеже XXI века. Сб. статей к научной конф. сотрудников экономических факультетов, посвященной 70-летиб БГАУ. 2000. С. 127-128.
  2. Аскарова, А. О применении экономико-математических моделей в планировании сельскохозяйственного производства [Текст] / А.А.Аскарова, А.А.Аскаров // Математические методы и модели в исследовании актуальных проблем экономики России. Сб. мат. Межд. научно-практ. конф. 2016. С. 35-39.
  3. Аскаров, А.А. Оценка доли факторов в стоимости произведенной продукции [Текст] / А.А. Аскаров, А.А. Аскарова // Региональные проблемы социально-экономического развития АПК труды VII Международной научно-практической конференции независимого научного аграрно-экономического общества России. 2003. С. 23-27.
  4. Аскаров, А.А. Устойчивое сельское хозяйство: сущность и необходимые условия его формирования [Текст] / А.А.Аскаров, А.А.Аскарова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 6 (42). С. 31.
  5. Жамьянова, С.Ц. Планирование прибыли на предприятии [Текст] / С. Ц. Жамьянова // Инновационная наука – 2016. - № 5-1 (17). – С. 67-68.
  6. Зарипова, Г.М. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей / Г.М.Зарипова // Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. Министерство образования и науки Российской Федерации. Тамбов, 2012. С. 33-34.
  7. Зарипова, Г.М. Инновационное развитие АПК / Г.М.Зарипова // Инновационному развитию агропромышленного комплекса - Научное обеспечение Министерство международной научно-практической конференции в рамках XXII Международной специализированной выставки "АгроКомплекс - 2012". Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный аграрный университет", ООО "Башкирская выставочная компания". 2012. С. 105-106.
  8. Зарипова, Г.М. Особенности формирования финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий / Г.М.Зарипова, З.Р. Гиззатуллина // Экономика и социум. 2014. № 2-1 (11). С. 1212-1213.
  9. Зарипова, Г.М. Совершенствование управления АПК [/Г.М..Зарипова // Актуальные проблемы экономики современной России: материалы VIII Международной научно-практической конференции (28 января 2012 года)- Йошкар-Ола,- С.130.
  10. Юсупов, В.И. Экономическая эффективность деятельности предприятия [Текст] / В.И.Юсупов, А.А.Аскарова // 50 лет на службе экономической науке. Сб. научных статей, приуроченный к 50-летию образования кафедры «Экономика аграрного производства». МСХ РФ, Башкирский ГАУ. Уфа, 2014. С. 439-442.