Основы планирования карьеры на завершающем этапе профессионального обучения

NovaInfo 46, с.102-106, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье исследован вопрос о необходимости планирования карьеры на последнем этапе обучения. Изучено понятие "карьерный потенциал" и факторы, характеризующие его.

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАРЬЕРА, КАРЬЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Текст научной работы

Актуальность решения вопросов, связанных с карьерой на ранних этапах профессионализации обусловлена современной ситуацией в нашей стране. С одной стороны, в современном обществе, человек не ограничен в направлениях и путях реализации в профессии и карьере. Акцент делается на развитие персонала, планирование карьеры и деловую активность сотрудников стал отличительным признаком инновационного стратегического управления персоналом успешно действующих фирм. С другой стороны, мы наблюдаем и некоторые негативные тенденции, а именно: недостаточное количество рабочих мест, скептическое отношение к студентам-выпускникам, предпочтение специалистов с опытом работы, ограниченность карьерного пространства в ряде профессий лимитируют возможности для карьерного роста, ограничивают активность выпускника в решении им карьерных вопросов - это проблемы государственного масштаба.

Так же можно отметить и непосредственно проблемы трудоустройства выпускников Самарской области, на наш взгляд, также отражающие проблемы и в других регионах. Так, например, в 2015 г. учебными заведениями профессионального образования Самарской области выпущено 20,4 тыс. специалистов, из них выпускники вузов составили 7,3 тыс. человек; ссузов – 7,1 тыс. человек; ПУ – 6 тыс. человек. За 8 месяцев текущего года в органы труда и занятости населения Самарской области за содействием в поиске подходящей работы обратилось около 4 тыс. выпускников, в том числе 2,8 тыс. выпускников, получивших дипломы в 2015 г. (5,2 % от общего числа обратившихся граждан). Доля выпускников среди признанных безработными составляет 5,5 % (1,6 тыс. человек). Трудоустройство молодых специалистов напрямую зависит от спроса на представителей определенных профессий со стороны работодателей [4]. Однако спрос постоянно меняется, в итоге, окончив учебное заведение и получив диплом, выпускник остается без работы.

Таким образом, для успешной адаптации студентов-выпускников и молодых специалистов к условиям современного рынка, необходимо уже на этапе профессионального образования уделять внимание вопросам планирования карьеры и осуществлять первоначальное планирование карьеры на основе определения специфических характеристик карьерного потенциала студента-выпускника или молодого специалиста. Остановимся подробнее на некоторых теоретических основаниях заявленной темы.

Карьеру мы рассматриваем как многомерный социально-психологический феномен, связанный целевой активностью человека и обеспечивающий ему ощущение успешной профессиональной самореализации. Карьера формируется на всех этапах жизненного пути человека в пространстве процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а так же обуславливается развитием саморефлексии. Выбор карьеры предполагает неоднозначное видение одной предметной области разными людьми и подчиняется культуральной и социальной специфике конкретного общества [1].

Карьера, другими словами, это вектор приложения собственных профессиональных знаний, навыков и умений. Планирование подразумевает выполнение следующих этапов: постановка целей и задач, составление программы действий, выявление необходимых ресурсов и их источников (в нашем случае речь идет об определении сущностных особенностей карьерного потенциала) и непосредственные действия, связанные с реализацией намеченного в сопровождении процессов контроля и оценки. Следовательно, планирование карьеры – это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной карьерной цели. Таким образом, план должен отвечать следующим условиям: осознанность личностью специфики собственного карьерного потенциала; четкость формулировок целей и задач; гибкость в достижении цели.

Обратимся теперь к понятию «карьерный потенциал». Карьерный потенциал – возможность, способность личности эффективно развиваться в карьерно-профессиональном пространстве при общей гармоничности жизни. Карьерный потенциал мы рассматриваем как возобновляемую самоуправляющуюся систему внутренних ресурсов личности, проявляющихся в карьерных достижениях. Потенциал включает в себя не только совокупность ресурсов, но и систему управления ими [4].

На основании теоретического анализа и обзора эмпирических исследований нами был очерчен круг эмпирически измеряемых конструктов разного уровня, имеющих отношение к карьерному потенциалу. По нашему мнению, карьерный потенциал определяется:

  1. Психофизиологическими характеристиками: темперамент, склонности и способности (в том числе общие способности), здоровье, работоспособность.
  2. Мотивационно-ориентационными характеристиками: мотивация достижения успеха и избегания неудач, карьерные ориентации, уровень субъективного контроля.
  3. Эмоционально-чувственными: тревожность, стрессоустойчивость, внутриличностные противоречия.
  4. Поведенческо-адаптационными: поведенческие ресурсы, стиль саморегуляции поведения, эффективность коммуникативной и предметной деятельности,
  5. Личностными характеристиками: индивидуальные личностные черты (уравновешенность, асоциальность, сензитивность, экстраверсия, самооценка и др.).
  6. Компетентностными: квалификация, объем и качества знаний, умений и навыков, уровень профессиональной идентичности.

Они могут служить своеобразными осями-векторами, определяющими структуру карьеры, как конфигурация всех стадий и поворотов карьеры. На основании данного конструкта разрабатывается диагностическая программа. По результатам данной диагностической программы заполняется карта описания карьерного потенциала. Заполнение индивидуальной карты включает в себя фиксацию результатов и формулировку рекомендации по оптимизации диагностируемого параметра. В конечном итоге, карьерный потенциал должен отвечать следующим критериям: 1) осознанность имеющихся средств или возможности их обретения; 2) готовность использовать их в качестве средств достижения цели; 3) оптимальность, т.е. адекватное соотношение цели и собственных возможностей при выборе средств; 4) компенсируемость, т.е. взаимозаменяемость; 5) конвертируемость, т.е. ценность ресурсов в социальном окружении [2].

Обратимся к одному из вариантов составления портфолио. Портфолио карьерного продвижения (ПКП) - это уже достаточно хорошо зарекомендовавшая себя в западных странах технология планирования профессиональной карьеры. ПКП представляет собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения студента (как академические - учебные, так и личные). Портфолио составляется в таком ключе, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями после окончания высшего учебного заведения. У ПКП двойное предназначение - с одной стороны, оценка учебных успехов и научных достижений, а с другой - оценка готовности к профессиональной карьере.

1. Цель учебно-научной оценки. ПКП в этом случае служит как инструмент оценки, изменяющейся во времени по мере документально подтвержденного развития готовности к обучению и профессиональному росту в период нахождения в вузе. По мере освоения учебных курсов портфолио отображает достижения студента в приобретении навыков и компетенций, необходимых для успешной и долгой карьеры. Со временем ПКП превращается в достаточно сложную, расширенную и углубленную структуру способностей и достижений.

ПКП является оптимальным способом подведения итогов учебных и научных достижений студента после консультаций с научным руководителем и профессорско-преподавательским составом кафедры и факультета и создает возможности для дальнейшей научно-исследовательской карьеры (например, поступление в магистратуру или аспирантуру

2. Цель оценки готовности к карьере. ПКП является важным инструментом передачи деловой и личностной информации о студенте - выпускнике вуза (в виде резюме и рекомендательных писем) потенциальным работодателям, для поступления на работу на условиях как частичной (еще в период обучения), так и полной занятости.

Таким образом, карьерное портфолио является эффективным средством развития карьеры, которое содержит гораздо больше информации для понимания, чем стандартное резюме. Профессиональное и полное ПКП позволяет работодателю легко просмотреть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей кандидата и создает условия для принятия оптимального кадрового решения. Профессионально составленное ПКП может помочь выпускнику привлечь внимание работодателя и подчеркнуть его конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами.

Читайте также

Список литературы

  1. Бискаева М.А., Янгалышева Г.Х. Современные тенденции планирования карьеры // Проблемы современной экономики. – 2010. №1-2 – С.113-118.
  2. Гибадуллина А. И. Социологический анализ проблем трудоустройства выпускниками высших учебных заведений // МНИЖ. 2014. №7-2(26) - С.83-84.
  3. Даниленко А.Н. Ихсанова С.Г. Комаков В.В. Прогностическое планирование карьеры студента ВУЗа // СИСП. – 2012. №1 – С.541-548.
  4. Зайцева М.В. Исследование некоторых вопросов планирования профессиональной карьеры выпускника вуза // Инновации в науке. - 2015. №4 (41) - С.72-77.
  5. Костин М.Д., Николаева Н.А., Удалов А.А. Лидерские качества как основа для управления группой в системе менеджмента. «Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки»: сб. ст. по материалам XXXV студенческой международной науч.-практ. конференции. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». 2015. №8 (35) – С.29-34.
  6. Хисматуллин А.Р. Психологический аспект планирования карьеры // Смальта. - 2015. №1 - С.111-112.
  7. Янченко И. В. Вовлечение студентов в процесс планирования, прогнозирования, выстраивания будущей карьеры // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. №8 - С.345-347.

Цитировать

Николаева, Н.А. Основы планирования карьеры на завершающем этапе профессионального обучения / Н.А. Николаева, С.Е. Толкачева, И.С. Юрлова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 102-106. — URL: https://novainfo.ru/article/5950 (дата обращения: 29.03.2023).

Поделиться