Инструментарий для изучения готовности молодежи к ответственному родительству

NovaInfo 46, с.336-341, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

Статья актуализирует проблему готовности молодежи к ответственному родительству. Автор предлагает инструментарий для изучения уровня готовности молодых людей к ответственному восприятию родительской роли находящихся на этапе семейного самоопределения.

Ключевые слова

ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО, СЕМЬЯ

Текст научной работы

Одной из актуальных проблем современности является низкая подготовленность молодежи к ответственному родительству, о которой заявляют многие специалисты, работающие с семьей.

В настоящее время семья переживает острый кризис или переходный период модернизации. Однако, несмотря на то, что родительство является базовым жизненным предназначением человека, нестабильность этого важнейшего компонента, снижение ценности семьи с детьми порождает рост безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, социальное сиротство [3]. Н.В. Богачева отмечает: «Самоутверждение и автономность как наиболее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи. При этом супружество становится основной линией внутрисемейных отношений, тогда как родительство – второстепенной» [1]. Уровень готовности к отвественному родительству зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди них занимает родительская компетентность, социально-педагогическая грамотность родителей. В науке разработана целая серия диагностических методик, направленных на изучение данных компонентов, например:

  • Наблюдение – представляет собой целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
  • Беседа предназначена для речевого общения с изучаемым человеком. Является методом сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации [2].

Однако, исходя из наличия проблемы низкой ответственности родителей целесообразно, полагаем, изучать уровень готовности современной молодежи к ответственному восприятию родительской роли не только с помощью психодиагностики, но и разрабатывая социологический инструментарий. Одним из эффективных инструментов в этом отношении, считаем, выступает анкетирование, так как позволяет обеспечить быстрый сбор и анализ данных.

В качестве примера приведем образец разработанной нами анкеты, которая прошла апробацию в 2015 году, использовалась для проведения опроса молодежи (180 респондентов) и показала свою практическую значимость для социальной работы по формированию ответственного родительства, исследования особенностей принятия молодежью социальной роли «родитель» с учетом возраста, пола, условий семейного воспитания, экономической составляющей, готовности к социальному обучению по данной теме.

Анкета для молодежи

  1. Ваш возраст: ____________
  2. Ваш пол:
    1. Мужской;
    2. Женский.
  3. Ваше семейное положение:
    1. Состою в официальном браке;
    2. Не замужем/холост;
    3. Сожительство;
    4. Есть друг/ подруга.
  4. Ваши жилищные условия:
    1. Живу с родителями;
    2. Снимаю квартиру;
    3. Живу в собственной квартире;
    4. Живу в общежитии.
  5. Как вы оцениваете свой ежемесячный доход?

1. Ни в чем себе не отказываю

2. Могут практически себе ни в чем не отказывать

3. Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования беру в долг или кредит

4. На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

5. «Свожу концы с концами»

6. Денег не хватает

7. Другое

  1. Вы воспитывались:
    1. В полной семье;
    2. В неполной семье.
  2. У Вас есть дети?
    1. Нет;
    2. Да, 1 ребенок; (переход к вопросу 9)
    3. Да. 2 ребенка; (переход к вопросу 9)
    4. Да. 3 и более детей (переход к вопросу 9)
  3. Проранжируйте по степени личной значимости от 1 до 10 причины, по которым вы откладываете рождение ребенка (1 – самая значимая, 10 – не значимая)
    1. «Отсутствие надежного партнера»;
    2. Неуверенность в партнере»;
    3. Погруженность в учебу»;
    4. Погруженность в карьеру»;
    5. Еще рано становиться родителем»;
    6. Не люблю детей»;
    7. Тяжелое материальное положение»;
    8. Жилищные условия, непригодные для рождения ребенка»;
    9. Предпочитаю досуг»;
    10. Недостаточность собственных волевых ресурсов»;
    11. Недостаточно интеллектуальных ресурсов для рождения и воспитания ребенка»;
    12. Мне страшно»;
    13. Проблемы со здоровьем»;
    14. Другое____________________________________________________________________
  4. Какими качествами должен обладать родитель? (укажите 3 самых важных, по вашему мнению). _____________________________________________________________________________
  5. По Вашему мнению, ответственное родительство – это _____________________________________________________________________________
  6. Как Вы думаете, как лучше распределять родительские обязанности?
    1. Мать с детьми, отец работает;
    2. Мать работает, отец с детьми;
    3. Оба работают, оба принимают участие в воспитании детей.
  7. Выберите наиболее подходящее для Вас утверждение:
    1. Мать вносит больший вклад в воспитание дочерей, отец – в воспитание сыновей;
    2. Мать вносит больший вклад в воспитание сыновей, отец – в воспитание дочерей;
    3. В воспитании принимают участие оба родителя независимо от пола ребенка.
  8. Как считаете, на данный момент Вы готовы к рождению ребенка и ответственности за него? (заполните таблицу)

Полностью готов(а)

В основном готов(а)

Скорее не готов(а)

Не готов(а)

К этому невозможно подготовиться

Рождение ребенка

Ответственность за ребенка

  1. Сколько детей Вы планируете иметь?
    1. 1 ребенок;
    2. 2 ребенка;
    3. 3 и более детей;
    4. Вообще не планирую иметь детей;
    5. Пока рано строить такие планы;
    6. Затрудняюсь ответить.
  2. Представьте ситуацию, что в Вашей жизни скоро появится ребенок. Что Вы сделаете?
    1. Сохраним ребенка;
    2. Аборт;
    3. Сохраним ребенка, а при рождении оставим в роддоме.
  3. Как Вы считаете, влияет ли родительская семья на готовность молодежи к ответственному родительству?
    1. Воспитание всегда накладывает отпечаток на готовность молодого человека к родительству;
    2. Влияет, но все зависит от самого молодого человека;
    3. Родительская семья вообще не влияет на готовность молодого человека к родительству;
    4. Затрудняюсь ответить.
  4. Оцените влияние следующих факторов на готовность молодежи к ответственному родительству по 5-балльной шкале (5 –сильное влияние, 1 – не влияет)

Семья

1 2 3 4 5

Друзья

1 2 3 4 5

Учеба в вузе

1 2 3 4 5

СМИ

1 2 3 4 5

Интернет

1 2 3 4 5

Религия

1 2 3 4 5

Меры социальной поддержки молодой семьи

1 2 3 4 5

Социальная реклама

1 2 3 4 5

Курсы / тренинги по подготовке к ответственному родительству

1 2 3 4 5

Молодежная субкультура

1 2 3 4 5

Другое

  1. Какое влияние оказывают факторы на Вашу личностную готовность к ответственному родительству:

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Затрудняюсь ответить

Никакого
влияния

Семья

Друзья

Учеба в вузе

СМИ

Интернет

Религия

Меры социальной поддержки молодой семьи

Социальная реклама

Курсы /тренинги по подготовке к ответственному родительству

Молодежная субкультура

  1. Оцените, насколько Вы осведомлены в следующих вопросах по 5-балльной шкале от 1 до 5 (1 – не знаю ничего, 5 – знаю все):

Планирование и подготовка к беременности

1 2 3 4 5

Постановке на учет по беременности

1 2 3 4 5

Протекание беременности

1 2 3 4 5

Пособие по беременности и родам

1 2 3 4 5

Уход за ребенком

1 2 3 4 5

Защита прав ребенка

1 2 3 4 5

Воспитание ребенка

1 2 3 4 5

Детско-родительские отношения

1 2 3 4 5

Меры социальной поддержки ребенка и семьи

1 2 3 4 5

Бесконфликтное общение

1 2 3 4 5

  1. Если бы Вам предложили стать участником социального проекта (мероприятий) по подготовке молодежи к ответственному родительству, Вы бы…
    1. Безусловно согласитесь (переход к вопросу 22);
    2. Скорее согласитесь (переход к вопросу 22);
    3. Скорее откажитесь (переход к вопросу 21);
    4. Категорически откажитесь (переход к вопросу 21).
  2. По какой причине откажетесь?
    1. Мне это не интересно;
    2. Отсутствие свободного времени;
    3. Затрудняюсь ответить.
    4. Другое______________________________________________________________________
  3. Какие мероприятия для Вас были бы наиболее интересными?
    1. обмен опытом с молодыми семьями;
    2. встреча с многодетными родителями;
    3. коммуникативный тренинг для молодых пар и семей;
    4. выездные школы для молодых родителей.
    5. другое______________________________________________________________________

В заключение отметим, что инструментарий является важной технологической составляющей в решении вопросов формирования ответственного родительства, поскольку обеспечивает ресурсы для выявления потребностей молодежи, факторов риска. Функция социологического инструментария заключается в том, что он дает возможность выяснить не только уровень готовности молодежи к осознанному родительству, получить определенный социальный портрет ответственного родителя, но выяснить проблемы, с которыми сталкиваются будущие родители. Кроме того, разработка авторских социологических методик обогащает диагностические возможности специалистов занимающимися вопросами семьи, детско-родительскими отношениями, подготовкой молодежи к семейной жизни и позитивному родительству.

Читайте также

Список литературы

  1. Богачёва, Н. В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе: автореф. канд. социол. наук / Н.В. Богачева. – Казань, 2005. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/roditelstvo-kak-faktor-ustoichivosti-semi-v-sovremennom-rossiiskom-obshchestve
  2. Басов, М.Я. Избранные психологические произведения / М. Я. Басов ; под ред.: В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин ; Акад. пед. наук СССР . – М. : Педагогика, 1975 .
  3. Беляева К.А., Дронова Е.Н. «Ответственное родительство»: сущность и содержание // Культура и образование. – Август 2015. - № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2015/08/3445

Цитировать

Беляева, К.А. Инструментарий для изучения готовности молодежи к ответственному родительству / К.А. Беляева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 336-341. — URL: https://novainfo.ru/article/6092 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться