Одной из актуальных проблем современности является низкая подготовленность молодежи к ответственному родительству, о которой заявляют многие специалисты, работающие с семьей.
В настоящее время семья переживает острый кризис или переходный период модернизации. Однако, несмотря на то, что родительство является базовым жизненным предназначением человека, нестабильность этого важнейшего компонента, снижение ценности семьи с детьми порождает рост безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, социальное сиротство [3]. Н.В. Богачева отмечает: «Самоутверждение и автономность как наиболее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи. При этом супружество становится основной линией внутрисемейных отношений, тогда как родительство – второстепенной» [1]. Уровень готовности к отвественному родительству зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди них занимает родительская компетентность, социально-педагогическая грамотность родителей. В науке разработана целая серия диагностических методик, направленных на изучение данных компонентов, например:
- Наблюдение – представляет собой целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
- Беседа предназначена для речевого общения с изучаемым человеком. Является методом сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации [2].
Однако, исходя из наличия проблемы низкой ответственности родителей целесообразно, полагаем, изучать уровень готовности современной молодежи к ответственному восприятию родительской роли не только с помощью психодиагностики, но и разрабатывая социологический инструментарий. Одним из эффективных инструментов в этом отношении, считаем, выступает анкетирование, так как позволяет обеспечить быстрый сбор и анализ данных.
В качестве примера приведем образец разработанной нами анкеты, которая прошла апробацию в 2015 году, использовалась для проведения опроса молодежи (180 респондентов) и показала свою практическую значимость для социальной работы по формированию ответственного родительства, исследования особенностей принятия молодежью социальной роли «родитель» с учетом возраста, пола, условий семейного воспитания, экономической составляющей, готовности к социальному обучению по данной теме.
Анкета для молодежи
- Ваш возраст: ____________
-
Ваш пол:
- Мужской;
- Женский.
-
Ваше семейное положение:
- Состою в официальном браке;
- Не замужем/холост;
- Сожительство;
- Есть друг/ подруга.
-
Ваши жилищные условия:
- Живу с родителями;
- Снимаю квартиру;
- Живу в собственной квартире;
- Живу в общежитии.
- Как вы оцениваете свой ежемесячный доход?
1. Ни в чем себе не отказываю |
|
2. Могут практически себе ни в чем не отказывать |
|
3. Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования беру в долг или кредит |
|
4. На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности |
|
5. «Свожу концы с концами» |
|
6. Денег не хватает |
|
7. Другое |
|
-
Вы воспитывались:
- В полной семье;
- В неполной семье.
-
У Вас есть дети?
- Нет;
- Да, 1 ребенок; (переход к вопросу 9)
- Да. 2 ребенка; (переход к вопросу 9)
- Да. 3 и более детей (переход к вопросу 9)
-
Проранжируйте по степени личной значимости от 1 до 10 причины, по которым вы откладываете рождение ребенка (1 – самая значимая, 10 – не значимая)
- «Отсутствие надежного партнера»;
- Неуверенность в партнере»;
- Погруженность в учебу»;
- Погруженность в карьеру»;
- Еще рано становиться родителем»;
- Не люблю детей»;
- Тяжелое материальное положение»;
- Жилищные условия, непригодные для рождения ребенка»;
- Предпочитаю досуг»;
- Недостаточность собственных волевых ресурсов»;
- Недостаточно интеллектуальных ресурсов для рождения и воспитания ребенка»;
- Мне страшно»;
- Проблемы со здоровьем»;
- Другое____________________________________________________________________
- Какими качествами должен обладать родитель? (укажите 3 самых важных, по вашему мнению). _____________________________________________________________________________
- По Вашему мнению, ответственное родительство – это _____________________________________________________________________________
-
Как Вы думаете, как лучше распределять родительские обязанности?
- Мать с детьми, отец работает;
- Мать работает, отец с детьми;
- Оба работают, оба принимают участие в воспитании детей.
-
Выберите наиболее подходящее для Вас утверждение:
- Мать вносит больший вклад в воспитание дочерей, отец – в воспитание сыновей;
- Мать вносит больший вклад в воспитание сыновей, отец – в воспитание дочерей;
- В воспитании принимают участие оба родителя независимо от пола ребенка.
- Как считаете, на данный момент Вы готовы к рождению ребенка и ответственности за него? (заполните таблицу)
|
Полностью готов(а) |
В основном готов(а) |
Скорее не готов(а) |
Не готов(а) |
К этому невозможно подготовиться |
Рождение ребенка |
|
|
|
|
|
Ответственность за ребенка |
|
|
|
|
|
-
Сколько детей Вы планируете иметь?
- 1 ребенок;
- 2 ребенка;
- 3 и более детей;
- Вообще не планирую иметь детей;
- Пока рано строить такие планы;
- Затрудняюсь ответить.
-
Представьте ситуацию, что в Вашей жизни скоро появится ребенок. Что Вы сделаете?
- Сохраним ребенка;
- Аборт;
- Сохраним ребенка, а при рождении оставим в роддоме.
-
Как Вы считаете, влияет ли родительская семья на готовность молодежи к ответственному родительству?
- Воспитание всегда накладывает отпечаток на готовность молодого человека к родительству;
- Влияет, но все зависит от самого молодого человека;
- Родительская семья вообще не влияет на готовность молодого человека к родительству;
- Затрудняюсь ответить.
- Оцените влияние следующих факторов на готовность молодежи к ответственному родительству по 5-балльной шкале (5 –сильное влияние, 1 – не влияет)
Семья |
1 2 3 4 5 |
Друзья |
1 2 3 4 5 |
Учеба в вузе |
1 2 3 4 5 |
СМИ |
1 2 3 4 5 |
Интернет |
1 2 3 4 5 |
Религия |
1 2 3 4 5 |
Меры социальной поддержки молодой семьи |
1 2 3 4 5 |
Социальная реклама |
1 2 3 4 5 |
Курсы / тренинги по подготовке к ответственному родительству |
1 2 3 4 5 |
Молодежная субкультура |
1 2 3 4 5 |
Другое |
|
- Какое влияние оказывают факторы на Вашу личностную готовность к ответственному родительству:
|
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Затрудняюсь ответить |
Никакого |
Семья |
|
|
|
|
Друзья |
|
|
|
|
Учеба в вузе |
|
|
|
|
СМИ |
|
|
|
|
Интернет |
|
|
|
|
Религия |
|
|
|
|
Меры социальной поддержки молодой семьи |
|
|
|
|
Социальная реклама |
|
|
|
|
Курсы /тренинги по подготовке к ответственному родительству |
|
|
|
|
Молодежная субкультура |
|
|
|
|
- Оцените, насколько Вы осведомлены в следующих вопросах по 5-балльной шкале от 1 до 5 (1 – не знаю ничего, 5 – знаю все):
Планирование и подготовка к беременности |
1 2 3 4 5 |
Постановке на учет по беременности |
1 2 3 4 5 |
Протекание беременности |
1 2 3 4 5 |
Пособие по беременности и родам |
1 2 3 4 5 |
Уход за ребенком |
1 2 3 4 5 |
Защита прав ребенка |
1 2 3 4 5 |
Воспитание ребенка |
1 2 3 4 5 |
Детско-родительские отношения |
1 2 3 4 5 |
Меры социальной поддержки ребенка и семьи |
1 2 3 4 5 |
Бесконфликтное общение |
1 2 3 4 5 |
-
Если бы Вам предложили стать участником социального проекта (мероприятий) по подготовке молодежи к ответственному родительству, Вы бы…
- Безусловно согласитесь (переход к вопросу 22);
- Скорее согласитесь (переход к вопросу 22);
- Скорее откажитесь (переход к вопросу 21);
- Категорически откажитесь (переход к вопросу 21).
-
По какой причине откажетесь?
- Мне это не интересно;
- Отсутствие свободного времени;
- Затрудняюсь ответить.
- Другое______________________________________________________________________
-
Какие мероприятия для Вас были бы наиболее интересными?
- обмен опытом с молодыми семьями;
- встреча с многодетными родителями;
- коммуникативный тренинг для молодых пар и семей;
- выездные школы для молодых родителей.
- другое______________________________________________________________________
В заключение отметим, что инструментарий является важной технологической составляющей в решении вопросов формирования ответственного родительства, поскольку обеспечивает ресурсы для выявления потребностей молодежи, факторов риска. Функция социологического инструментария заключается в том, что он дает возможность выяснить не только уровень готовности молодежи к осознанному родительству, получить определенный социальный портрет ответственного родителя, но выяснить проблемы, с которыми сталкиваются будущие родители. Кроме того, разработка авторских социологических методик обогащает диагностические возможности специалистов занимающимися вопросами семьи, детско-родительскими отношениями, подготовкой молодежи к семейной жизни и позитивному родительству.