Налоговый контроль осуществляется налоговыми организациями в различных формах. Основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками причитающихся налогов является налоговая проверка.
Налоговое законодательство установило два вида проверок, проводимых налоговыми органами: камеральные и выездные.
Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении любого налогоплательщика, будь то юридическое или физическое лицо. В отличие от них выездные налоговые проверки могут проводиться только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей [2].
По результатам проведения проверки налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Ст.106 НК РФ определяет налоговое правонарушение как "виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность".
Для проведения анализа структуры налоговых правонарушений, выявившихся в ходе проведения проверок составим таблицу на основе данных отчетов о результатах осуществления налогового контроля по форме 2-НК (табл.1).
Таблица 1 Состав и структура выявивших налоговых правонарушений в РФ
|
Год |
Удельный вес, % |
||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Камеральные проверки |
1,876,103 |
1,764,623 |
1,964,299 |
1,949,491 |
97.02 |
97.74 |
98.23 |
98.47 |
Выездные проверки |
57,544 |
40,832 |
35,314 |
30,355 |
2.98 |
2.26 |
1.77 |
1.53 |
из них |
|
|
|
|
|
|
|
|
организации |
44,662 |
32,807 |
29,078 |
25,956 |
2.31 |
1.82 |
1.45 |
1.31 |
индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой |
10,749 |
6,508 |
4,749 |
3,171 |
0.56 |
0.36 |
0.24 |
0.16 |
физические лица |
2,133 |
1,517 |
1,487 |
1,228 |
0.11 |
0.08 |
0.07 |
0.06 |
Итого |
1,933,647 |
1,805,455 |
1,999,613 |
1,979,846 |
100.00 |
100.00 |
100.00 |
100.00 |
По данным таблицы можно сделать вывод что на камеральные проверки на протяжении всех 4 лет приходится наибольший удельный вес среди общего числа налоговых правонарушений. Так, на их долю приходится 97,0-98,5 %, в то время как на выездные налоговые проверки приходится всего 1,5-3%. Если рассматривать структуру налоговых правонарушений выявившихся в ходе выездных налоговых проверок, то на долю организаций приходится 1,3-2,3%, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой – 0,2-0,6%, и на физические лица – 0,1%.
Далее рассмотрим динамику налоговых нарушений (табл. 2).
Таблица 2 Динамика налоговых нарушений в РФ
|
Год |
Темп роста, % |
|||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Камеральные проверки |
1,876,103 |
1,764,623 |
1,964,299 |
1,949,491 |
94.06 |
111.32 |
99.25 |
Выездные проверки |
57,544 |
40,832 |
35,314 |
30,355 |
70.96 |
86.49 |
85.96 |
из них |
|
|
|
|
|
|
|
Организации |
44,662 |
32,807 |
29,078 |
25,956 |
73.46 |
88.63 |
89.26 |
индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой |
10,749 |
6,508 |
4,749 |
3,171 |
60.55 |
72.97 |
66.77 |
физические лица |
2,133 |
1,517 |
1,487 |
1,228 |
71.12 |
98.02 |
82.58 |
Итого |
1,933,647 |
1,805,455 |
1,999,613 |
1,979,846 |
93.37 |
110.75 |
99.01 |
Исходя из данных таблицы 2 можно сделать вывод о том, что динамика налоговых нарушений в РФ нестабильна. Так, в 2013 г. относительно 2012 г. общее количество выявивших нарушений снизилась на 6,7%, в 2014 г. относительно 2013 г. возросла на 10,75%, а в 2015 г. относительно 2014 г. снизилась на 1%. Также можно сказать о том, что в 2014 г. относительно 2013 г. по всем статьям растет, но при этом не достигает положительной тенденции.
Таким образом, обобщая полученные данные можно сказать о том, что большая часть выявившихся налоговых правонарушений в ходе осуществления налогового контроля приходится на камеральные налоговые проверки, и, соответственно, меньшая часть приходится на выездные налоговые проверки. Также можно сказать о том, что динамика выявивших налоговых правонарушений весьма нестабильна и имеет отрицательную тенденцию. Прежде всего это обусловлено тем, что общее количество проведенных налоговых проверок на протяжении исследуемого периода также снижается.