Об интеграции образовательных областей в дошкольном образовании

NovaInfo 46, с.316-320
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрен один из принципов развития современного дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. Он является инновационным для ступени дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные организации коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза образовательных областей и предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

Ключевые слова

МАТЕМАТИКА, ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕГРАЦИЯ

Текст научной работы

Целевая программа Российской Федерации планирования действий социального характера «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [2], являющаяся основой политики государства в области образования, регулирует функционирование и развитие системы образования в интересах отдельного человека и общества в целом. Невозможно переоценить значимость обеспечения условий с целью полноценного формирования интересов, способностей и возможностей детей дошкольного возраста. Особенно развития, обеспечивающего приобщение к культуре своего народа и вхождение в общество, решению проблем одновременного становления различных способностей детей дошкольного возраста, в том числе и математических. Индивидуальный и дифференцированный подход к образованию и воспитанию является ориентиром на формирование равных исходных возможностей для поступления детей в начальную школу.

Система дошкольного образования вступает в эпоху бифуркации - самоорганизующегося развития. Необходима разработка синергетических модификаций, которые способны уравновесить систему образования за счет проведения целого ряда междисциплинарных исследований в области дошкольной педагогики и детской психологии, теории и методологии воспитания и обучения, психолингвистики, нейрофизиологии, позволяющих создать лучшие условия для полного развития способностей воспитанников с разными образовательными потребностями с помощью интегрированной образовательной деятельности [3].

Одним из основных направлений в совершенствовании современного воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО) является интеграция содержания образовательных областей. Интеграция образовательных областей представляет собой единство взаимодействия различных образовательных областей дошкольного образования, которое реализуется в различных видах деятельности. Соединение знаний из разных областей происходит на равноправной основе, дополняя друг друга.

Основными методами для общего решения проблемы интеграции образовательных областей выступают реализация федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ на всех уровнях образования, а также разработка и внедрение стандартов качества образовательного процесса. Современные темпы развития общества диктуют педагогам необходимость непрерывного образования в течение всей жизни с целью соответствия изменяющимся требованиям [5].

На данный момент существуют методологические и теоретические основы, заложенные Б.П. Юсовым и сотрудниками его научной школы, позволяющие разработать синергетические модели на основе интеграции познавательного и художественно эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Одной из главных конфигураций осуществления интегративного подхода в ДОО является непосредственно образовательная деятельность (НОД) интегрированного типа. На этих видах НОД происходит слияние знаний из разных образовательных областей на равной основе, которые в свою очередь дополняют друг друга [8].

НОД интегрированного типа дает возможность сформировать у дошкольников умение одновременного осмысления и «чувствования» свойств, качеств исследуемых предметов. Обширный диапазон средств познания в их взаимодействии подразумевает как наличие эстетического содержания в умственной деятельности, так и присутствие интеллектуальных компонентов в деятельности художественной. Это важное условие нормального функционирования познавательной и психоэмоциональной сфер человека в их целостности и условие осуществления деятельности человека, результатом которого является продукт [7].

Нами выделены преимущества интеграции содержания образовательных областей. НОД интегрированного типа способствует:

  • повышению мотивации обучения,
  • формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы,
  • снятию перенапряжения, перегрузки;
  • углублению представлений о понятиях, закономерностях, расширению кругозора, формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;
  • нахождению новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах.

Интегрированная НОД имеет следующую примерную структуру:

  1. Вводная часть, на которой создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.
  2. Основная часть, на которой даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность; а также проводится работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи и решению задач из разных областей.
  3. Заключительная часть, на которой предлагается практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Для осуществления всестороннего развития личности детей 3 – 6(7) лет часть НОД по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) необходимо сделать интегрированными. Целесообразно объединить познавательное развитие с физическим. Например, на НОД по физической культуре дети, играя в такие подвижные игры как «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину» активно развивают математические представления. В процессе игровых действий дошкольники сравнивают предметы по величине и форме; ориентируются в пространстве на своем теле и относительно своего тела; используют плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, числовые карточки; рассчитываются по порядку; считают количество пойманных игроков (в подвижных играх), перенесенных предметов (в эстафетах). Важным моментом является то, что дети, не осознавая интеллектуальной нагрузки, увлеченно, а порой и с азартом отрабатывают математические понятия.

Можно способствовать интеграции познавательного развития с художественно-эстетическим. Например, при чтении художественной литературы педагог ДОО способствует формированию представлений детей о частях суток, днях недели, временах года, количественных отношениях, величине, ориентировке в пространстве. Как в народной, так и в авторской сказке присутствует целый ряд математических понятий. Существует отдельный класс сказок – математические сказки, которые являются результативным средством развития элементарных математических представлений дошкольников и поэтому специально разрабатываются [6]. Такие русские народные сказки как «Репка» и «Теремок» помогут запомнить количественный и порядковый счет, основы арифметических действий, параметры величины, «Колобок» познакомит с порядковым счетом [1].

Важнейшей интеграцией, на наш взгляд, является интеграция познавательного и речевого развития. В процессе обучения элементарным математическим представлениям педагог дошкольного образования развивает такие умения как: грамматически правильно, связно и выразительно передавать свои мысли в речи, проявлять положительные эмоции, речевую культуру, конструировать простые высказывания по выполненному действию, а также совершенствовать навыки взаимопонимания в общении с взрослыми и сверстниками. В процессе развития элементарных математических представлений и речи активно используются литературные средства, дидактические игры и упражнения, то есть осуществляется интеграция художественного слова и математического содержания. Такие игры как «Путешествие в утро, день, вечер, ночь», «Дополни предложение», «Когда это бывает?», «Концовка» в процессе обучения элементарным математическим представлениям дают возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи и на этой основе развивать связную речи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка [4].

Таким образом, интегративный подход, который основывается на полноценном восприятии ребенком окружающего мира, является ведущим принципом проектирования содержания образования в области дошкольного обучения и позволяет обеспечить условия для организации познания в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые категории с различных точек зрения в разных образовательных сферах.

Читайте также

Список литературы

  1. Воробьева Д.И. Гармония развития. Программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 144 с.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие об-разования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL:http:// http://base.garant.ru/70643472/ (дата обращения 12.05.2016).
  3. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания / Под ред. Н.В. Микляевой - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128с.
  4. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.- 80с.
  5. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Kant. – 2016. - №1(18). - с.37-40.
  6. Ракчеева А.В. Математическая сказка как одно из средств развития математических представлений дошкольников // NovaInfo.Ru. – 2016. - т.3 №44. - С. 300-303.
  7. Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс++, 2007. – 240с.
  8. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство». Виды искусства и их взаимодействие: Пособие для учителя. М.: ИХО РАО, 2001.- 215с.

Цитировать

Ильина, Л.В. Об интеграции образовательных областей в дошкольном образовании / Л.В. Ильина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 316-320. — URL: https://novainfo.ru/article/6149 (дата обращения: 24.01.2022).

Поделиться