Целевая программа Российской Федерации планирования действий социального характера «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [2], являющаяся основой политики государства в области образования, регулирует функционирование и развитие системы образования в интересах отдельного человека и общества в целом. Невозможно переоценить значимость обеспечения условий с целью полноценного формирования интересов, способностей и возможностей детей дошкольного возраста. Особенно развития, обеспечивающего приобщение к культуре своего народа и вхождение в общество, решению проблем одновременного становления различных способностей детей дошкольного возраста, в том числе и математических. Индивидуальный и дифференцированный подход к образованию и воспитанию является ориентиром на формирование равных исходных возможностей для поступления детей в начальную школу.
Система дошкольного образования вступает в эпоху бифуркации - самоорганизующегося развития. Необходима разработка синергетических модификаций, которые способны уравновесить систему образования за счет проведения целого ряда междисциплинарных исследований в области дошкольной педагогики и детской психологии, теории и методологии воспитания и обучения, психолингвистики, нейрофизиологии, позволяющих создать лучшие условия для полного развития способностей воспитанников с разными образовательными потребностями с помощью интегрированной образовательной деятельности [3].
Одним из основных направлений в совершенствовании современного воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО) является интеграция содержания образовательных областей. Интеграция образовательных областей представляет собой единство взаимодействия различных образовательных областей дошкольного образования, которое реализуется в различных видах деятельности. Соединение знаний из разных областей происходит на равноправной основе, дополняя друг друга.
Основными методами для общего решения проблемы интеграции образовательных областей выступают реализация федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ на всех уровнях образования, а также разработка и внедрение стандартов качества образовательного процесса. Современные темпы развития общества диктуют педагогам необходимость непрерывного образования в течение всей жизни с целью соответствия изменяющимся требованиям [5].
На данный момент существуют методологические и теоретические основы, заложенные Б.П. Юсовым и сотрудниками его научной школы, позволяющие разработать синергетические модели на основе интеграции познавательного и художественно эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Одной из главных конфигураций осуществления интегративного подхода в ДОО является непосредственно образовательная деятельность (НОД) интегрированного типа. На этих видах НОД происходит слияние знаний из разных образовательных областей на равной основе, которые в свою очередь дополняют друг друга [8].
НОД интегрированного типа дает возможность сформировать у дошкольников умение одновременного осмысления и «чувствования» свойств, качеств исследуемых предметов. Обширный диапазон средств познания в их взаимодействии подразумевает как наличие эстетического содержания в умственной деятельности, так и присутствие интеллектуальных компонентов в деятельности художественной. Это важное условие нормального функционирования познавательной и психоэмоциональной сфер человека в их целостности и условие осуществления деятельности человека, результатом которого является продукт [7].
Нами выделены преимущества интеграции содержания образовательных областей. НОД интегрированного типа способствует:
- повышению мотивации обучения,
- формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы,
- снятию перенапряжения, перегрузки;
- углублению представлений о понятиях, закономерностях, расширению кругозора, формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;
- нахождению новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах.
Интегрированная НОД имеет следующую примерную структуру:
- Вводная часть, на которой создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.
- Основная часть, на которой даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность; а также проводится работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи и решению задач из разных областей.
- Заключительная часть, на которой предлагается практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Для осуществления всестороннего развития личности детей 3 – 6(7) лет часть НОД по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) необходимо сделать интегрированными. Целесообразно объединить познавательное развитие с физическим. Например, на НОД по физической культуре дети, играя в такие подвижные игры как «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину» активно развивают математические представления. В процессе игровых действий дошкольники сравнивают предметы по величине и форме; ориентируются в пространстве на своем теле и относительно своего тела; используют плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, числовые карточки; рассчитываются по порядку; считают количество пойманных игроков (в подвижных играх), перенесенных предметов (в эстафетах). Важным моментом является то, что дети, не осознавая интеллектуальной нагрузки, увлеченно, а порой и с азартом отрабатывают математические понятия.
Можно способствовать интеграции познавательного развития с художественно-эстетическим. Например, при чтении художественной литературы педагог ДОО способствует формированию представлений детей о частях суток, днях недели, временах года, количественных отношениях, величине, ориентировке в пространстве. Как в народной, так и в авторской сказке присутствует целый ряд математических понятий. Существует отдельный класс сказок – математические сказки, которые являются результативным средством развития элементарных математических представлений дошкольников и поэтому специально разрабатываются [6]. Такие русские народные сказки как «Репка» и «Теремок» помогут запомнить количественный и порядковый счет, основы арифметических действий, параметры величины, «Колобок» познакомит с порядковым счетом [1].
Важнейшей интеграцией, на наш взгляд, является интеграция познавательного и речевого развития. В процессе обучения элементарным математическим представлениям педагог дошкольного образования развивает такие умения как: грамматически правильно, связно и выразительно передавать свои мысли в речи, проявлять положительные эмоции, речевую культуру, конструировать простые высказывания по выполненному действию, а также совершенствовать навыки взаимопонимания в общении с взрослыми и сверстниками. В процессе развития элементарных математических представлений и речи активно используются литературные средства, дидактические игры и упражнения, то есть осуществляется интеграция художественного слова и математического содержания. Такие игры как «Путешествие в утро, день, вечер, ночь», «Дополни предложение», «Когда это бывает?», «Концовка» в процессе обучения элементарным математическим представлениям дают возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи и на этой основе развивать связную речи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка [4].
Таким образом, интегративный подход, который основывается на полноценном восприятии ребенком окружающего мира, является ведущим принципом проектирования содержания образования в области дошкольного обучения и позволяет обеспечить условия для организации познания в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые категории с различных точек зрения в разных образовательных сферах.