Аварийность среди молодых водителей: причины и пути снижения

NovaInfo 46, с.52-54, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье приведены результаты исследования влияния возраста водителя на безопасное управление автомобилем.

Ключевые слова

ВОЗРАСТ, ВОДИТЕЛЬ, ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ

Текст научной работы

С каждым годом на улицах городов появляется всё больше автомобилей. Например, в г.Волжский количество зарегистрированных транспортных средств с 2012 по 2015 года возросло почти на 20 тыс. единиц. Ежегодно в городе совершается значительное число ДТП с гибелью людей. Хотя в последние годы наметилось снижение как общего количества ДТП, так и числа погибших, что говорит об эффективной профилактической работе ОГИБДД по г.Волжскому, общая проблема высокой аварийности сохраняется.

Вместе с тем в последние годы увеличивается количество молодых водителей в возрасте 18-25 лет. Как правило, водители, имеющие стаж управления транспортным средством 0-5 лет относятся к этой возрастной категории. И именно они становятся виновниками ДТП значительно чаще, чем опытные водители.

Согласно статистике ДТП по городу Волжскому основная причина дорожно-транспортных происшествий – это неправильные действия водителя. Количество ДТП, совершенных водителями со стажем от 0 до 5 лет значительно.

В рамках исследования влияния возраста на аварийность было проведено анкетирование 200 молодых людей в возрасте 18-25 лет, имеющих водительское удостоверение, из числа студентов Волжского политехнического института (ВПИ (филиал) ВолгГТУ) и Волгоградского государственного технического университета. В анкете предлагалось пройти 3 теста.

Первый тест – «Склонность к риску» (Тест А.М. Шуберта).

Большинство опрошенных (82%) имеют средние значения, однако и количество водителей, склонных к риску, велико (15%). Причём, все водители, склонные к риску, находятся в возрастной группе от 18 до 21 года.

Второй тест – «Тест эмоций» (Тест Бассса-Дарки в модификации Г.П. Резапкиной).

Для водителя наиболее негативные формы реакции – это физическая, косвенная агрессия, раздражение и негативизм. Иметь ярко выраженные признаки может как один, так и сразу несколько видов реакции. Неопасные виды реакции преобладают у 32 человек. Ни один из видов не преобладает у 38 человек. У 130 человек преобладают опасные виды реакции. Из них – физическая агрессия в 25 случаях, косвенная – в 27 случаях, раздражение – в 70 случаях, негативизм – в 60 случаях. Особенно можно отметить значительное превышение над остальными таких видов реакции, как раздражение и негативизм. Для водителя их преобладание крайне опасно, поскольку раздражение в конечном итоге может привести к всплеску физической агрессии.

Третий тест - «Тест для определения темперамента».

В результате анализа анкет, выявлено следующе. Ни один тип темперамента не является ярко выраженным у 23 человек. Ярко выражен меланхолический тип у 26 человек, сангвинический – в 52 случаях, флегматический – в 74 случаях, холерический – в 51 случае.

По результатам исследований можно сделать выводы, что лишь у четверти опрошенных имеется оптимальный для водителя преобладающий тип темперамента, у подавляющего большинства опрошенных молодых людей преобладают опасные виды реакции, 15% склонны к риску. К чему это приводит? Наряду с распространённым в молодёжной среде представлением о своём превосходстве в работоспособности и скорости реакции, познаниях в области технических знаний об автомобиле, это является причиной огромного числа ДТП, в том числе с погибшими и ранеными.

Что же возможно сделать для исправления ситуации? Во-первых, на этапе подготовки водителя в автошколе необходимо не только теоретические и практические занятия по вождению, но и работа с психологом, чтобы ещё до того, как выпускать потенциально опасного водителя на дорогу, выявить его опасные качества и указать на их наличие и возможные варианты снижения потенциальных рисков. Становясь активным участником дорожного движения, молодой человек должен знать свои слабые стороны и быть готовым сдерживать и контролировать себя. Во-вторых, возможно опираясь на опыт зарубежных стран (Канада, Австралия), накладывать некоторые ограничения на управления транспортным средством молодыми водителями. Это может быть ограничение мощности автомобиля, запрет на езду в тёмное время суток, в сложных дорожных условиях. Эти меры, вместе с общегосударственным комплексом мероприятий по снижению аварийности должны помочь снизить количество дорожно-транспортных происшествий.

Читайте также

Список литературы

  1. Казьмина Е.В. Влияние стажа и возраста водителя на безопасное управление автомобилем/Е.В. Казьмина, Е.И. Железнов// Изв. ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. – Волгоград, 2012. – № 2. – C.64–66. (Сер. Наземные транспортные системы. Вып. 5).
  2. Попов А.В. Анализ пропускной способности транспортных магистралей г. Волжского на примере улицы Александрова / А.В. Попов, И.К. Антропов // Новый университет. Серия «Технические науки». - 2015. - № 5-6. - C. 60-64.
  3. Попов А.В. Анализ пропускной способности транспортных магистралей г. Волжского на примере улицы Дружбы / А.В. Попов, В.А. Панов // Вестник магистратуры. - 2015. - № 6 (том 1). - C. 67-70.
  4. Попов А.В. Анализ пропускной способности транспортных магистралей г. Волжского на примере улицы Карбышева / А.В. Попов, Д.А. Печерсков // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 5 (часть 2). - C. 91-93.
  5. Попов А.В. Проблемы молодёжной аварийности/ А.В. Попов, Д.В. Гончаревич, Р.О.Соколов// Автотранспортное предприятие. – 2016. - №5. – с.14-17.
  6. Романов А. Н. Автотранспортная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.

Цитировать

Попов, А.В. Аварийность среди молодых водителей: причины и пути снижения / А.В. Попов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 52-54. — URL: https://novainfo.ru/article/6202 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться