Способ определения усталости водителя транспортного средства

NovaInfo 46, с.50-52
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается влияние установки тахографов на безопасность движения и предлагается система контроля состояния водителя.

Ключевые слова

ВОДИТЕЛЬ, ТАХОГРАФ, БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Текст научной работы

Безопасность движения при эксплуатации транспорта является ключевым фактором транспортного процесса. Ее повышение обеспечивается как за счет выпуска более надежных автомобилей, так и совершенствованием методов технической эксплуатации автомобиля. Последняя в свою очередь зависит от многих составляющих, один из которых психофизиологическое состояние водителя.

Одной из главных задач федеральных органов власти и, в том числе, Министерства транспорта России, в решении проблем БДД, является создание успешно работающей государственной системы управления безопасностью движения, для чего и был принят Федеральный закон от 14.06.2012 N 78-ФЗ. Среди других актуальных направлений работы Минтранса России можно отметить повышение надежности водителей, занятых перевозкой пассажиров и грузов, путем разработки и внедрения инновационной системы контроля психофизиологического состояния водителя в процессе управления ТС.

Соблюдение режима труда и отдыха водителя и контроль при помощи тахографа безусловно повышает безопасность движения. При этом положения Приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15 не учитывают индивидуальные психофизиологические особенности водителя и влияние на них таких факторов, как погодные условия, время суток, вид транспорта, его загруженность. Эти факторы несомненно могут увеличить степень усталости водителя и требуют более частой и длительной остановки для отдыха.

Обратимся к зарубежному опыту контроля утомленного состояния. В 2011 году компания «Mercedes-Benz» внедрила в своих моделях систему «AttentionAssist», позже применённую «Volkswagen», «Audi», BMW и «Volvo». Она основана на чувствительном датчике, который встроен в рулевой механизм и в первые минуты движения оценивает более 70 параметров, изучая манеру вождения. В процессе поездки он постоянно следит за тем, как водитель управляет своим автомобилем и распознает ситуации, в которых человек может оказаться уставшим. В качестве дополнительных параметров система соотносит манеру езды со временем суток и продолжительностью поездки.

Существуют и отечественные разработки в области контроля состояния водителя. Российские учёные предлагают применять контроль по состоянию сердечно-сосудистой системы, силе прижатия рук к рулевому колесу, наклону головы и т.п.

Предлагается система контроля состояния водителя на основе отслеживания и фиксации направления взгляда. Для данных целей возможно использовать технологию «Eye-tracking». Специальный прибор - eye-tracker - состоит из нескольких вмонтированных камер и инфракрасных ламп. Лучи инфракрасных ламп направлены на глаза человека и образовывают на поверхности роговицы блики. По ним фокусируются камеры, которые отслеживают движение взгляда. Синхронизация данного прибора с тахографом, для передачи координат перемещения зрачков, анализ данного перемещения внутри тахографа при помощи созданного алгоритма анализа утомленности водителя, позволит передавать диспетчеру и к органам управления автомобиля сигнал о критическом утомлении водителя.

Особенность данной системы - это учет фактора идентификации водителя посредством карты тахографа, адаптация системы под индивидуальные особенности водителя, с накоплением статистики по конкретному человеку. Программа, используемая в системе, является самообучаемой и накапливает статистику по конкретному водителю. В результате, после нескольких дней работы, накапливается статистика индивидуальной работы, которая определяет степень усталости конкретного водителя, и при ухудшении его психофизиологического состояния подаётся сигнал на тахограф и в диспетчерскую.

Преимуществом предлагаемой системы является относительно невысокая стоимость и отсутствие непосредственного контакта каких либо датчиков с телом водителя, а также учет индивидуальных поведенческих особенностей водителя при управлении транспортным средством несколькими водителями. Внедрение системы на транспортное средство, позволит помочь водителю уйти от субъективной оценки усталости и безусловно повысить безопасность движения путем определения предельного состояния усталости водителя.

Читайте также

Список литературы

  1. Как устроены системы слежения за водителем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.avtovzglyad.ru/article/2014/03/21/612951-kak-ustroenyi-sistemyi-slezheniya-za-voditelem.html
  2. Моисеев Ю.И. Тахоконтроль – инструмент повышения безопасности движения автотранспорта / Ю.И. Моисеев, К.А. Писарев // Автомобильная промышленность. - 2014. - № 3. - C. 22-23
  3. Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"
  4. Спирин И. А. Исследование и применение eye-tracking технологии на человеке // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 227-230.
  5. Чернова Г.А. Особенности организации пассажирских перевозок в г.Волжском /Г.А. Чернова, А.В. Попов, Н.Ю. Павлов, Н.Д. Пьяных//Автотранспортное предприятие. – 2013. - №10. – С.9-13

Цитировать

Попов, А.В. Способ определения усталости водителя транспортного средства / А.В. Попов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 50-52. — URL: https://novainfo.ru/article/6201 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться