Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии производительных сил общества, в удовлетворении потребностей страны и населения, грузов и пассажиров.
Согласно данным АА «АВТОСТАТ», по состоянию на 1.01.2015 парк грузовых автомобилей в РФ насчитывает 3,73млн. шт. Почти 75% парка - старше 10 лет. Самая большая доля парка – у автомобилей 2007 года выпуска (4,0%). Меньше всего в парке автомобилей 2009 года выпуска (1,0%). В парке грузовиков более 80% отечественных автомобилей и лишь около 20% - иномарок. Десятка брендов-лидеров занимает почти 85% парка грузовых автомобилей России.
Проблема поддержания автомобилей отечественного производства в России обостряется в связи с необходимостью рационального использования материальных ресурсов на автомобильном транспорте и, прежде всего, топлива. Дело в том, что расход топлива на единицу пробега у отечественных автомобилей по норме почти в два раза превышает аналогичный показатель у иномарок. Технические неисправности автомобилей еще более увеличивают потребность в топливе, затраты на которые в настоящее время достигает 40 % себестоимости перевозок.
СТО является основной производственной единицей по обслуживанию автомобилей. Современная СТО производит: продажу новых и подержанных автомобилей, осуществляя их предпродажное обслуживание, продажу запасных частей, эксплуатационных материалов и принадлежностей к автомобилям; техническое обслуживание и текущий ремонт, гарантийный ремонт; капитальный ремонт агрегатов. Перечень оказываемых СТО услуг включает выполнение моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранение отказов и неисправностей, заправку автомобилей топливом и снабжение другими материалами, а также оказание технической помощи на дороге (автомобили техпомощи) и буксировке транспортных средств, потерявших способность двигаться собственным ходом [1].
Для проектирования СТО был выполнен расчет основных показателей, так образом годовой объем работ составляет 45000 чел.-ч. После определения суммарного объема работ, выполняемых предприятием автосервиса, производится его распределение по видам. Распределение объема работ представлено в таблице 1:
Таблица 1-Распределение объема работ ТО и ТР по видам
Виды работ |
Доля от общего объема работ δj, % |
Объем работ Tj чел.-ч |
1. Контрольно-диагностические работы: |
|
|
1.1 двигатель, электрооборудование, диагностирование по параметрам отработавших газов | 3 | 1440 |
1.2 тормозная система | 2 | 960 |
2.Техническое обслуживание в полном объеме |
25 |
12000 |
3. Смазочные работы |
4 |
1920 |
4. Регулировка углов установки управляемых колес |
5 |
2400 |
5. Ремонт и регулировка тормозной системы |
5 |
2400 |
6. Электротехнические работы |
5 |
2400 |
7. Работы по системе питания |
5 |
2400 |
8. Аккумуляторные работы |
2 |
960 |
9. Шиномонтажные работы |
5 |
2400 |
10. Ремонт узлов, систем и агрегатов |
10 |
4800 |
11. Кузовные и арматурные работы жестяницкие, медницкие, сварочные) |
10 |
4800 |
12. Окрасочные и противокоррозионные работы |
10 |
4800 |
13. Обойные работы |
1 |
480 |
14. Слесарно-механические работы |
8 |
3840 |
15. Итого |
100 |
48000 |
На основании этого был решен вопрос о составе производственных участков предприятия. Отдельные участки рационально организовывать для выполнения работ, объем которых превышает 2000 чел.-ч. Кроме того, выделение отдельных участков может определяться специализацией предприятия.
Вследствие специфических условий производства в отдельных помещениях в обязательном порядке размещают: участок уборочно-моечных работ, участок приемки и диагностики (на крупных СТО участок приемки отделяется от участка диагностики), участок кузовных работ, участок окрасочных (малярных) работ [2].
Уборочно-моечные работы выполняются перед проведением ТО или ТР автомобилей, а также как отдельный вид работ (косметическая мойка). Мойка может выполняться вручную (с применением средств механизации), или при помощи автоматизированных моечных установок. Выбор метода мойки переделяется мощностью (производственной программой) СТО и его специализацией.
Количество рабочих постов ТО и ТР, уборочно-моечных работ (при их исполнении вручную), диагностирования, разборочно-сборочных и регулировочных работ, кузовных и окрасочных работ, а также вспомогательных постов для приемки и выдачи автомобилей было рассчитано по формулам и приведено в таблице 2:
Таблица 2 - Суммарное количество рабочих постов
Виды работ |
Количество рабочих постов |
Ʃ |
1. Контрольно-диагностические работы: тормозная система |
0,64 |
1 |
2.Техническое обслуживание в полном объеме 3.Смазочные работы 4.Регулировка углов установки управляемых колес 5. Ремонт и регулировка тормозной системы |
4 1,28 1,6 1,6 |
6 |
6. Электротехнические работы 7. Работы по системе питания 8. Аккумуляторные работы |
1,28 1,12 0,064 |
2 |
9. Шиномонтажные работы |
0,2 |
1 |
10. Ремонт узлов, систем и агрегатов |
0,33 |
1 |
11. Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные) 12. Обойные работы 13.Противокоррозионные работы |
0,67 0,07 0,35 |
1 |
14. Окрасочные и противокоррозионные работы |
0,67 |
1 |
15. Уборочно-моечные работы |
0,5 |
1 |
15. Итого |
- |
|
Численность производственных рабочих предприятия автосервиса определяется исходя из годового объема каждого вида работ и годового фонда времени [3]. Значения номинального и эффективного фондов времени работающих представлены в таблице 3:
Таблица 3 - Номинальный и эффективный годовые фонды времени производственного персонала
Наименование профессий работающих |
Продолжительность |
Годовой фонд времени рабочих |
||
рабочей недели, ч |
основного отпуска, дни |
номинальный |
эффективный |
|
Маляр |
36 |
24 |
1870 |
1610 |
Все прочие профессии |
41 |
24 |
2016 |
1820 |
Проектирование СТО для грузовых автомобилей большой грузоподъемностью не обходится без выбора технологического оборудования. Номенклатуру и количество технологического оборудования производственных участков и зон следует принимать по «Табелю технологического оборудования и специнструмента для станций технического обслуживания легковых автомобилей, принадлежащих гражданам» или иному каталогу оборудования. При этом следует учитывать, какие виды работ заполняются на данном участке, специализацию СТО по классам и маркам автомобилей, а также его мощность (размер). Оборудование должно обеспечить загрузку всех основных рабочих данного участка. При подборе оборудования рекомендуется изучить примеры планировок производственных участков данного типа.
В результате проектируемое СТО позволит обеспечить обслуживание автомобилей в количестве 1200 в год и объем предоставляемых услуг 52.844 чел.ч. Произведенный технологический расчет показал, что для поддержания автомобилей в работоспособном состоянии необходимо иметь 15 постов.
Разработанный в проекте агрегатный участок позволит значительно повысить производительность труда слесарных работ, а также оказывать данный вид услуг частным лицам.
Экономический анализ проектирования СТО показал, что:
- стоимость производственных фондов: 15.006.500 руб.
- среднемесячная заработная плата:
- ремонтных рабочих, 9.730 руб.
- вспомогательных рабочих, 7.297 руб.
- ПТР и специалистов, 11.624 руб.
- чистая выручка от реализации услуг: 3.624.165 руб.