Затраты на топливо — одна из самых больших составляющих в себестоимости производимой продукции и оказании транспортных услуг. Использование природного газа в качестве моторного топлива на транспорте позволяет снизить транспортно-эксплуатационные затраты и себестоимость перевозимой продукции за счет того, что при эксплуатации автомобилей на бензине затраты на топливо составляют 25-30% в себестоимости перевозки, а при использовании компримированного природного газа (КПГ) -10-15%, что дает экономический эффект и сказывается на конечной стоимости продукции [1]. В тоже время для обслуживания и ремонта автомобилей, работающих на КПГ, необходимы базы, оснащённые необходимым технологическим оборудованием.
Техническое решение проектируемого участка технического обслуживания должно позволить использовать его в качестве типового для дальнейшего развития промышленных предприятий.
Согласно прогнозу Международного газового союза рост парка газобаллонного автотранспорта составит к 2020 г. 50 млн единиц, а к 2030 г. — более 100 млн единиц. Сегодня в мире насчитывается уже 21.684 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) [1].
На рисунке 1 представлена схема Мирового парка автотранспорта на КПГ:

Стремительный рост количества передвижного состава во всем мире требует увеличения добычи и экспорта нефти. При этом возникающий дефицит традиционных нефтяных топлив влечет за собой повышение цен на них. Это в свою очередь обуславливает тот факт, что во всем мире идет поиск альтернативных видов моторного топлива. Рассматриваются варианты с водородным топливом, электроэнергии, использованием солнечной энергии. Однако, в настоящее время наиболее «подготовленным» к использованию является природный газ.
Газ как моторное топливо представлен двумя основными разновидностями — компримированный природный газ (КПГ), который поступает на специальные заправки — АГНКС — по газопроводам, и сжиженный углеводородный газ (СУГ). Первый является метаном, а второй — смесью пропана и бутана, продуктом переработки попутного нефтяного газа (ПНГ). Исторически первым распространение получил пропан-бутан. Его преимущество в том, что он легко сжижается при обычной температуре при давлении всего 10–15 атмосфер. При этом для его перевозки достаточно стального баллона с толщиной стенок всего 4–5 мм.
Техническое обслуживание и ремонт газобаллонных автомобилей требует более высокой квалификации обслуживающего персонала и дополнительных затрат. Газобаллонные автомобили наиболее эффективны при внутригородских перевозках, при обслуживании предприятий торговли, быта, связи и других учреждений, когда сам характер перевозимых грузов не требует полностью использовать максимальную грузоподъемность автомобилей [2,c.158].
Применение газовых и газодизельных двигателей на магистральных тягачах и междугородних автобусах создает материальную основу для дальнейшего прогресса в решении задач по газификации автотранспортных средств и обеспечения высокой экологичности магистральных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, в том числе для функционирования "голубых транспортных коридоров".
Для улучшения обслуживания и ремонта автомобилей, оборудованных газобаллоным оборудованием, разработана производственная зона с элементами модернизации, которая включает в себя зону технического обслуживания и ремонта; посты диагностики; посты для технического обслуживания и ремонта газобаллонного оборудования. На рисунке 2 представлен производственный корпус:

В производственном корпусе будет установлено электромеханический подъемник, стенд для проверки тормозных показателей; опрокидыватель и другое оборудование и стенды.
Зона ТО и ТР имеет четыре поста проездного типа, снабженных подъемниками модели ПДП-2, также снабжены необходимым оборудованием для качественного ремонта автомобилей.
Участок диагностики в непосредственной близости от зоны ТО и ТР, снабжены тормозным стендом и необходимым оборудованием для диагностики автомобилей.
К административным и коммерческим относятся следующие помещения: продажи, конторские помещения, касса, бухгалтерия, кабинеты начальника и мастеров, а также посты приемки автомобилей на ремонт.
При проектировании административных помещений часто соблюдается функциональный принцип «треугольник»: бюро приема заказов — помещение продажи — касса. Такое расположение помещений удобно для клиентов и обслуживающего персонала.
Производственная зона ТО начинается с зоны приемки и выдачи автомобилей. К ней примыкает зона диагностирования. Считается целесообразным контрольно — измерительное и диагностическое оборудование располагать таким образом, чтобы им было удобно пользоваться при приемке и выдаче автомобиля и при выполнении ТО и ремонта. Целесообразно комплексное использование оборудования при профилактическом диагностировании и контрольных работах, при ТО и ремонте, при выявлении неисправностей, подлежащих ремонту, проверке качества выполненного ремонта, диагностировании автомобиля по рекламации потребителя.
При подборе оборудования был использован «Каталог ГАРО» выбор был основан на универсальности оборудования, его способности использоваться с большей отдачей и сравнительно небольшой трудоемкостью обслуживания [3,c.5]. В таблице 1 представлен перечень используемого оборудования:
Наименование оборудования | Краткая характеристика | Число единиц | Площадь |
Зона ТО и ТР | |||
Компрессор передвижной К-2 | Производительность 0,63 м /мин; давление сжатого воздуха 1 мПа; габаритные размеры 1300х620х1250 мм; масса — 270 кг; | 1 | 0,78 |
Установка для заправки маслами, передвижная С — 233 | Подача при 40 двойных ходах в минуту 3 л; емкость бака — 35 л; габаритные размеры 540х370х1000 мм; масса — 20кг; | 1 | 0,199 |
Нагнетатель смазки С-321м | Тип пневматический. Давление — 25-35 мПа; емкость бака — 40 кг; габаритные размеры 163х870х710 мм; масса — 20кг; | 1 | 0,141 |
Станок сверлильный | Тип — настольный электромеханический вертикальный. Мощность эл. двиг. — 3,2 кВт; габаритные размеры -710х390 мм; | 1 | 0,273 |
Подъемник для легковых а/м П178 1 | Тип — стационарный двухстоечный с электроприводом. Грузоподъемность — 3500 кг; высота подъема — 2000 мм; мощность эл. двиг. — 7.4 кВт; габаритные размеры — 2450х4100х3200 мм; масса-1275кг; | 5 | 30,135 |
Противопожарный щит | Металлический, масса 28 кг; | 1 | |
Шкаф для инструмента и материалов | Металлический разборный, габаритные размеры 880х500х1600 мм; масса — 20 кг; | 3 | 1,32 |
Тележка передвижная | Металлическая, габаритные размеры 1000х40х400 мм; грузоподъемность 116 кг; | 2 | 0,8 |
Ванна для промывки деталей и узлов | Металлическая, габаритные размеры 400х80х450 мм; масса -10 кг; | 2 | 0,64 |
Стенд для регулировки и сборки сцепления Р-748 | Тип настольный, габаритные размеры 625х565х405; масса -57кг; | 1 | 0,353 |
Слесарный верстак | Металлический габаритные размеры 600х1420х1200 мм; масса 95 кг; | 4 | 3,4 |
Ларь для отработавших материалов | Металлический, габаритные размеры 400х800х450 мм; масса -20 кг; | 2 | 0,64 |
Участок диагностики | |||
Стенд с оптическим прибором для проверки и регулировки установки передних колес К — 111 | Оптический, габаритные размеры 1800х2424 мм; | 1 | 4,4 |
Стенд проверки тормозных механизмов К — 208 | Электромеханический, мощность — 20 кВт; габаритные размеры 1500х600 мм; | 1 | 0,9 |
Прибор для проверки электрооборудования и приборов зажигания (непосредственно на а/м) | ИСКРА | 1 | |
Слесарный верстак | Металлический, габаритные размеры 600х1420х1200 мм; масса 95 кг; | 1 | 0,852 |
Шкаф для инструмента и материалов | Металлический разборный, габаритные размеры 600х240х800 мм; масса 20 кг; | 2 | 0,288 |
Передвижной домкрат | Тип гидравлический, грузоподъемность 1,5 т; масса 75 кг; габаритные размеры 200х200х300 | 1 | 0,04 |
Стол диагноста с персональным компьютером | Габаритные размеры 600х1420х1200 мм; | 1 | 0,852 |
Прибор для проверки силы света и установки фар ОП | 1 | ||
Газоанализатор АВГЛ-01 | 1 | ||
Оборудование для участка ТО и ТР ГБА | |||
Пост Р-991 | для текущего ремонта ГБО. Предназначен для проведения текущего ремонта агрегатов | 1 | 2,2 |
Стенд модель К-278 | для проверки газовой аппаратуры автомобилей, Стенд предназначен для определения технического состояния системы питания автомобилей, работающих на сжиженном и сжатом горючем углеводородном газе | 1 | 1,2 |
Стенд "Автоэко" | Стенд для проверки и регулировки газовых редукторов низкого давления | 1 | 1,2 |
Ультразвуковой толщинометр УТ-80 | Толщиномер ультразвуковой УТ-80М предназначен для измерения толщины стальных изделий, в том числе с корродированными поверхностями, при одностороннем доступе к ним. | 1 | 1,1 |
Течеискатель горючих газов ТИГ-2 | Течеискатель предназначен для обнаружения мест утечек углеводородных газов (метан, пропан, бутан и др.) в газобаллонном оборудовании автотранспортных средств. | 1 | 0,9 |
Установка, модель К- 277 | передвижная для проверки газовой аппаратуры автомобиля предназначена для проверки газовой системы питания непосредственно на автомобиле. | 1 | 0,8 |
Стенд мод. ИС-001 | Универсальный стенд для проверки и регулировки аппаратуры газобаллонных автомобилей | 1 | 0,8 |
Стационарная измерительная газовая система "Марш" | используется для непрерывного автоматического контроля довзрывоопасных концентраций воздушных смесей (многокомпонентных) паров и горючих газов в воздухе открытых пространств и помещений в районах с умеренным и тропическим влажным климатом | 5 | 0,8 |
Инструмент мод.И- 149 | Специальный инструмент для ТО и ремонта ГБА Предназначен для выполнения монтажно-демонтажных и регулировочных работ при техническом обслуживании и ремонте газовой аппаратуры. Комплект включает: инструмент (ключи рожковые, накидные, торцевые, бородки и т.д.), выпускаемые по ГОСТу; приспособления и специнструмент. | 1 | 0,5 |