Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии производительных сил общества, в удовлетворении потребностей страны и населения, грузов и пассажиров. Пользование автотранспортом в силу совокупности причин сопровождается значительными социальными, экономическими и экологическими последствиями. Для удовлетворения потребностей автовладельцев предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей и личных автовладельцев, выполняющие автосервисные услуги, пока недостаточно. Существующие предприятия нуждаются в снабжении запасными частями и ремонтным материалом, совершенствовании организации производства.
СТО является основной производственной единицей по обслуживанию автомобилей. Современная СТО производит: продажу новых и поддержанных автомобилей осуществляя их предпродажное обслуживание, продажу запасных частей, эксплуатационных материлов и принадлежностей к автомобилям. В зависимости от мощности, места расположения, назначения и специализации СТО, виды выполняемых ими работ и их сочетание могут быть различными [1].
В зависимости от количества выполняемых работ выбирается состав производственных участков предприятия. Отдельные участки рационально организовавыть для выполнения работ, объем которых превышает 2000 чел.-ч. Кроме того, выделение отдельных участков может определяться специализацией конкретного предприятия. Вследствие специфических условий производства в отдельных помещениях в обязательном порядке размещают: участок уборо-моечных работ, участок диагностики, участок кузовных работ, участок малярных работ. Все перечисленные участки предусмотрены в данной работе. Произведен расчет количества постов и автомобильных мест ожидания и хранения. Рассчитано суммарное количесмтво рабочих постов, по итогам их оказалось 15 [2].
Для эффективности СТО автомобилей категории В было также рассчитана численность производственных рабочих предприятия автосервиса. Она определяется исходя из годового объема каждого вида работ и годового фонда времени. Номиальный и эффективный годовые фонды времени производственного персонала представлены в таблице 1:
Наименование профессий рабочих | Продожительность | Годовой фонд времени рабочих | ||
Рабочей недели, ч | Всего отпуска, дни | Номинальный | Эффективный | |
Маляр | 36 | 24 | 1870 | 1610 |
Прочие профессии | 41 | 24 | 2016 | 1820 |
Для точного проектирования СТО для автомобилей категории В необходим подбор технологического оборудования. Номенклатуру и количество технологического оборудования производственных участков и зон следует принимать по «Табелю технологического оборудования и специнструмента для станций технического обслуживания легковых автомобилей». При этом следует учитывать, какие виды работ выполняются на данном участке, специализацию СТО по классам и маркам автомобилей, а также его мощность (размер) [1]. Выбор технического обоурдования и инвентаря производился по каталагам различных производитетелей, такие как ТПК «ЕВРАЗ», компания «ЭРЛАЙТ-УРАЛ» и другие.
Помимо проектировании СТО для автомобилей категории В, также необходимо учитывать органы работы с клиентами, которые выполняют следующие фнукции: прием предварительных заявок от клиентов на обслуживание автомобилей, планирование загрузки, прием к расчету закрытых, выполненных нарядов, координация с мастером работы на предстоящие дни.
После проектирования СТО для автомобилей категории В, был предусмотерн анализ безубыточности работы. Прогноз точки самоокупаемости дает ответы на вопрос, сколько едицин продукции или услуг необходимо продать, чтобы доходы предприятия совпадали с расходами, т.е. чтобы предприятие окупилось. На рисунке 1 приведен график безубыточности предприятия:

В результате проектируемое СТО позволяет обеспечить обслуживание автомобилей в количесвте 1200 в год и объем представляемых услуг 53 чел.-ч. Производсвтенно-технологический расчет показал, что для поддержания автомобилей в работоспособном состоянии необходимо иметь 15 постов. Разработанный проектный агрегатный участок позволит значительно повысить производительность труда слесарных работ, а также оказывать данный вид услуг частным лицам.