Основные мотивы участия волонтеров в проведении зимних олимпийских игр в г. Сочи

NovaInfo 46, с.192-196
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

Спортивные мероприятия трудно представить без участия волонтеров, их деятельность настолько понятна и очевидна. Волонтеры-добровольцы, участвовавшие в проведении Олимпийских Игр в Сочи по оценкам специалистов блестяще справились с возложенными на них задачами.Вместе с тем, для самих волонтеров Олимпийские игры – это возможность получить полезный и уникальный опыт работы. Можно по разному оценивать их участие, но несомненно результат положительный.

Ключевые слова

ВОЛОНТЕРСТВО, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ, НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ, КРУПНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ, ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Текст научной работы

Современные Олимпийские игры трудно представить без участия добровольцев-волонтеров в организации их проведения, поскольку волонтеры, как это принято считать — экономический фактор, сокращающий расходы по оплате труда во время проведения Олимпийских игр. Вместе с тем, для самих волонтеров Олимпийские игры — это возможность получить полезный и уникальный опыт работы.

История волонтерcкого движения Олимпийских игр в Сочи началась в 2011 году, именно тогда было объявлено об организации Центров подготовки волонтеров. Через участие в специализированном конкурсе, объявленном Оргкомитетом «Сочи — 2014», было выбрано 25 высших учебных заведений и 1 среднее специальное учебное заведение, на базе которых были открыты волонтерские центры.

Предпочтение в конкурсе отдавалось тем учебным заведениям, в которых уже существовали студенческие волонтерские центры. В общей сложности было открыто 26 Центров подготовки волонтеров «Сочи 2014». Центры были расположены преимущественно в европейской части нашей страны (в Москве — 7 центров; в Краснодаре — 5 центров; а так же по одному центру в Уфе, Владивостоке; Волгограде; Пятигорске; Казани; Новороссийске; Омске; Архангельске; Сочи; Санкт-Петербурге; Твери; Томске; Ханты-Мансийске и Новочеркасске).

Участие в волонтерском движении предполагает:

  • Мотивацию, не связанную с извлечением прибыли;
  • Отсутствие компенсации от государства;
  • Мотивацию через личную вовлеченность.

Волонтерство является особой системой трудовых отношений, которая, как и любая другая, строится на определенных механизмах стимулирования. Результаты исследований добровольческих трудовых отношений в США, где первоначально зародилось волонтерство как движение, позволяют выделить три вида нематериального стимулирования, которые могут служить мотивами для волонтерской деятельности: практическое, информационное и привилегированное.

К первому виду можно отнести предоставление волонтерам возможности приобретения дополнительных знаний, навыков, опыта работы в различных направлениях и т.д., ко второму — обеспечение свободного доступа к информационным источникам и материалам (новым технологиям, научно-исследовательским разработкам и др.), к третьему — предоставление права бесплатного пользования услугами некоммерческой организации, участия в торжественных, юбилейных и спортивных мероприятиях, получения поддержки со стороны государственных органов власти, некоммерческих организаций.

Показательно, что экономическая составляющая деятельности волонтеров играет далеко не последнюю роль: труд добровольцев в 1990-е годы стал для США весомым экономическим ресурсом, что наглядно подтверждают статистические данные. В 1998 г. этим видом деятельности была охвачена почти половина граждан. Согласно заключенным договорам, 48,8% взрослого населения США посвящали безвозмездному труду в среднем 4,2 ч в неделю (помимо основной работы), а с учетом подростков старше 14 лет — 79%.

Важно отметить, что в США работа в качестве волонтера учитывается при определении трудового стажа также, как и оплачиваемый труд. В ней участвуют все слои населения независимо от уровня образования, профессии и доходов. Волонтерство рассматривается американцами как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социальных проблем.

Можно выделить три вида нематериального стимулирования, которые служат мотивами для волонтерской деятельности: практическое, информационное и привилегированное.

К первому виду можно отнести предоставление волонтерам возможности приобретения дополнительных знаний, навыков, опыта работы в различных направлениях и т.д., ко второму — обеспечение свободного доступа к информационным источникам и материалам (новым технологиям, научно-исследовательским разработкам и др.), к третьему — предоставление права бесплатного пользования услугами организаторов спортивных мероприятий.

В некоторых странах работа в качестве волонтера учитывается при определении трудового стажа также, как и оплачиваемый труд. В ней участвуют многие слои населения независимо от уровня образования, профессии и доходов.

Волонтеры, конечно, работают не бесплатно. Отдавая свое время, силы и знания, они, что-то получают взамен. Они не получают деньги, но их работа должна быть «оплачена» другим путем. Ведь совсем немного людей действуют милосердно, или от желания отдавать себя обществу.

Интерес к крупным соревнованиям настолько велик, что существует как проблема с билетами, так и финансовая проблема их приобретения. Сегодня стоимость билетов на крупные международные соревнования как-то: Олимпийские игры, чемпионат мира или Европы по футболу, состязания фигуристов и т.п. является высокой, и билеты практически недоступны молодым людям. Например, билеты на чемпионат мира по футболу в Германии (2006), стоили от 350 до 1500 евро, ненамного отличалась стоимость билетов и на лондонской Олимпиаде 2012 г. Но волонтеры имеют возможность в обмен на свой труд посещать эти соревнования, в то время как другие платят большие деньги.

Проводя беседы с волонтерами, принявшими участие в организации и проведении зимних Олимпийских игр в Сочи-2014 (молодые люди 18-22 лет, из них большинство студенты; объем выборки 50 человек) удалось выяснить следующие основные причины участия в волонтерстве:

  • возможность личного роста и самореализации;
  • возможность больше узнать о приобретаемой профессии;
  • возможность применить свои знания, навыки и опыт;
  • познакомиться с новыми людьми, которые могут способствовать карьере после окончания института;
  • возможность адаптироваться в новом коллективе;
  • возможность научиться чему-то новому, профессионально важному;
  • возможность подготовить себя к будущей профессии.

Примечательно, что у олимпийских волонтеров, участников нашего исследования, возникла возможность личного роста и самореализации, а также появилась область применения своих знаний, полученных в вузе. Кроме того, привлекало знакомство с новыми людьми. При этом, как отметили опрошенные нами волонтеры, растет самосознание, появляется возможность научиться новому и расширить круг своих интересов. Но самое главное, появляется возможность подготовки себя к профессиональной новой карьере.

В ходе бесед нами было установлено, что важную роль играют также такие личные мотивы и потребности, как потребность быть нужным другим или делать что-то особенное, не находиться в стороне от жизни студенческой группы, своего вуза, узнавать новых людей, набираться опыта для дальнейшей трудовой деятельности и просто интересно проводить время.

Полученные ответы позволили разделить основные мотивационные факторы на три условные группы.

  • личные причины;
  • мотивы общественного звучания;
  • нейтральные причины.

В результате обобщения результатов бесед 79% опрошенных стояли «личные причины» (возможность личного роста и самореализации; возможность больше узнать о приобретаемой профессии; применить свои знания, навыки и опыт, познакомиться с новыми людьми,; возможность подготовить себя к будущей профессии).

15% опрошенных ответили, что главным мотивом их участия в работе волонтеров является желание послужить интересам общества, пропаганде спорта, стать свидетелем и участником спортивных мега-событий. 6% опрошенных ответили примерно так: «У меня просто было свободное время». Наглядно результаты нашего исследования представлены на Рис.1

Результаты обобщения данных исследования о мотивах участия волонтеров в зимних Олимпийских играх 2014 года
Рисунок 1. Результаты обобщения данных исследования о мотивах участия волонтеров в зимних Олимпийских играх 2014 года

Установлено, что существует у феномена олимпийского волонтерства и обратная сторона. Это личные «выгоды» для самих волонтеров. Такие как:

  • возможность приобрести опыт работы;
  • возможность оказаться в центре событий соревнований;
  • возможность путешествовать;
  • новые контакты;
  • совершенствование иностранного языка;
  • другие потенциальные возможности.

Читайте также

Список литературы

  1. Богданова М. А. Культурное содержание Олимпизма: от античности к современности // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – №336. – С. 234-241.
  2. Починкин, А.В. Экономика физической культуры и спорта // А.В. Починкин, С.Г. Сейранов. – М.: Советский спорт, 2011. – 326 с.
  3. Романова Г.М. Теоретико-методологические основы исследования ожиданий и мотивации волонтеров // Г.М. Романова Г.М., И.Н. Макарова И.Н., А.В. Шашков. - Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 3 (21). – С.71-76.

Цитировать

Зайцев, А.О. Основные мотивы участия волонтеров в проведении зимних олимпийских игр в г. Сочи / А.О. Зайцев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 192-196. — URL: https://novainfo.ru/article/6241 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться