В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что без обмена информацией сегодня не обходится ни одна организация, коммуникации можно назвать связующим процессом. Многое зависит от способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.
Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности, поскольку высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга [1; 2]. Поэтому овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [3; 4].
Управленческие коммуникации – это целостная совокупность информационных связей, взаимодействий между субъектами управленческой деятельности по вертикали, горизонтали и с внешней общественной средой.
Чем сложнее и разветвленнее становится деятельность общества, социальных организаций и институтов, и чем больше в связи с этим накапливается объем информации – научной, художественной, политической, бытовой и т.п., тем более важную роль в процессах управления начинает играть социальная коммуникация. Особую значимость она приобретает в современных условиях, когда осуществляется подлинная информационная революция – стремительное, количественное и качественное преобразование информационной сферы, сопровождающееся коренной модификацией не только технической, но и социальной, социокультурной основы, складывающегося в нашу эпоху постиндустриального, информационного сообщества, базирующегося на многосторонней и многоярусной системе планетарных коммуникационных процессов [5].
Коммуникация представляет собой сложный и многокомпонентный процесс [6]. Основными его компонентами являются:
- субъекты коммуникационного процесса – отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент);
- средства коммуникации – код, используемый для передачи информации в знаковой форме, а также каналы, по которым передается сообщение от коммуникатора к реципиенту;
- предмет коммуникации (какое-то явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача);
- эффекты коммуникации – выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях последствия коммуникации.
Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает четыре основных взаимосвязанных задачи:
- интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних – в единую и целостную систему общества;
- внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций, институтов;
- отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций;
- создание предпосылок и основных компонентов (для подготовки, принятия в осуществления управленческого решения) [7].
В понятии «коммуникация» нужно видеть двойной смысл. Во-первых, оно фиксирует статику взаимодействия, например акт, письменный документ, несущий информацию, выполняющий функции: информативную, эмотивную (побуждает эмоции, мотивацию взаимодействия), в том числе правовой акт, выполняющий управленческую функцию (побуждает правоотношения) и через это устанавливающий и поддерживающий фактические контакты. Во-вторых, фиксирует динамику, процесс взаимодействия, контакты, отношения.
Взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная – это связи, независимые от характеристики отдельных личностей, опосредующие и контролирующие содержание и характер взаимодействия. Субъективная сторона – это сознательное отношение людей друг к другу, основанное на индивидуальности.
Управленческая деятельность носит преимущественно коммуникативный межличностный характер. Коммуникативное взаимодействие, осуществляемое в результате тесной функциональной связи участников управления, может рассматриваться как коллективное единство, а элемент понимания – необходимая личностная составляющая коммуникативного процесса. Понимание должно присутствовать всегда, даже в том случае, если процесс общения не сопровождается личным контактом [8; 9].
Какой бы из каналов коммуникационного взаимодействия ни использовался в практике управленческой деятельности, во всех случаях необходимо стремиться к установлению обратной связи. Поскольку коммуникация это не просто поток информации, но и обмен сообщениями между руководителями и подчиненными, между сослуживцами или отделами (подразделениями) соответствующей организации, важно добиваться не только оперативного перемещения сообщений по каналам коммуникаций, но и правильности понимания принимающей стороной сущности, содержания и смысла воспринимаемого сообщения [10; 11].
Только такая обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией, а, следовательно, и совершенствованию управленческой деятельности. Чтобы добиться этого, необходимо приобрести умение не только четко выражать свои мысли и распоряжения, но и внимательно слушать собеседника, ибо без этого невозможно повысить эффективность коммуникационного взаимодействия как специфического обмена информацией. Кроме того, необходимо добиться создания в организации системы обратной связи, предпринимать управленческие воздействия на регулирование информационного обмена, на механизмы формирования общественного мнения и сбора возможных предложений, научиться применять достижения современных информационных технологий в организации и практике управления.
В заключение отметим, что способность передавать информацию, а потом ясно и недвусмысленно дать указания, чтобы все было правильно истолковано, может стать условием того, насколько правильно ваши коллеги поймут суть дела. От взаимопонимания будут зависеть результаты совместной работы, ее эффективность[12].