Бюджетная политика Российской Федерации в свете проблемы сбалансированности государственного бюджета

NovaInfo 46, с.243-247
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья освящает такую актуальную проблему, как сбалансированность государственного бюджета, а также пути решения данной проблемы. В статье рассмотрены основные приоритеты и направления бюджетной политики и обоснован вывод, что они отражают всю совокупность принимаемых и осуществляемых органами власти решений, относительно реализации экономической политики государства и дальнейшего развития бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства в целом.

Ключевые слова

МЕТОДЫ ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА, СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА, БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ

Текст научной работы

Значение государственного бюджета для экономики страны и общественного сектора в частности трудно переоценить: государственный бюджет – это основной инструмент государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации дается следующее определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1]. Бюджет – один из важнейших инструментов координации экономической жизни государства. Он позволяет размещать ресурсы во всем народном хозяйстве таким образом, чтобы это распределение соответствовало представлениям о рациональности и эффективности и о проводимой в государстве на определенный момент экономической политике. Направляемые через бюджет средства могут стимулировать развитие производительных сил страны и способствовать техническому прогрессу, что усилит экономический потенциал государства. Финансирование, осуществляемое из средств государственного бюджета, может использоваться для любых позитивных процессов в самых различных сферах экономической деятельности [2].

На сегодняшний день существует огромное количество проблем, связанных с функционированием макроэкономических показателей. Одной из таких проблем является проблема сбалансированности государственного бюджета. В настоящее время идеальное исполнение бюджетов является абсолютным покрытием расходов доходами и формирование остатка средств.

Государственный бюджет — финансовый документ, в соответствии с которым определяется уровень благосостояния государства. Он может находиться в трех состояниях: сбалансированный бюджет, дефицит и профицит.

Бюджетный профицит Правительство РФ направляет на развитие экономики, инноваций, для выплаты государственных трансфертов и для преждевременных выплат задолженности. Однако профицит может являться источником таких проблем для государства, как рациональное использование высвободившихся средств, создание стабилизационного фонда и выработка направлений и целей их последующего использования.

Вследствие превышения суммы затрат над доходами образуется бюджетный дефицит. Он имеет преимущественно негативные последствия, так как отрицательно сказывается на экономическом развитии страны. Дефицит бюджета покрывается бюджетными ссудами и кредитами, полученными от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, государственными займами, которые осуществляются путем выпуска ценных бумаг [3]. Также многие цивилизованные страны покрывают бюджетный дефицит путем основной эмиссии денег. Бюджетный дефицит образовывается из-за увеличения государственных расходов, связанных со структурным переустройством экономики, сокращением доходов государственного бюджета и коррупцией в государственном секторе [7].

Наилучшим состоянием государственного бюджета принято считать сбалансированное. Лучшим вариантом обеспечения сбалансированности бюджета является разработка бездефицитного бюджета, в котором сумма расходов равна объёму доходов. Однако, в рамках реальной экономики это практически неосуществимо. В случае если избежать дефицита бюджета невозможно, даже исчерпав обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований. Сбалансированность бюджета достигается разными методами. Одни из них применяются при формировании бюджета, другие — при его исполнении [6].

Основными методами сбалансирования бюджета являются:

  • установление лимитов бюджетных расходов в связи с экономическим потенциалом страны;
  • усовершенствование механизма распределения затрат между бюджетами различных уровней;
  • составление плановых назначений расходных бюджетов, влияющих на рост доходов;
  • строгая экономия затрат, в результате исключения из их состава излишних расходов;
  • применение наиболее результативных форм бюджетных заимствований, предоставляющие реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

Благодаря исполнению бюджета сбалансированность достигается с помощью:

  • введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
  • соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, которые осваиваются на поступающие доходы;
  • применения механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
  • мобилизации основных резервов увеличения доходов бюджета;
  • применения бюджетных резервов.

Долгое время российская бюджетная политика строилась на таком важном и обязательном требовании, как бездефицитность бюджета. На сегодняшний день правительство страны придерживается такой концепции, как сбалансирование бюджета в ходе экономического цикла, то есть государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В России в последние 15 лет происходят значительные изменения в бюджетной системе, которые направлены на совершенствование бюджетного планирования с целью повышения эффективности бюджетных расходов. Наибольшим приоритетом при составлении бюджета РФ пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. Более 60 % в расходах на национальную экономику составляют дотации приоритетным отраслям экономики. Также огромное значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. Приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения и стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры. В 2005—2008 гг. в России наблюдался бюджетный профицит, обусловленный непрерывным экономическим ростом в 1999—2008 годах и резким увеличением реальных доходов населения. В 2008 году произошел мировой экономический кризис, который отразился и на российской экономике. В 2009—2010 годах экономика находилась в состоянии экономического спада и стагнации, которые повлекли за собой дефицит бюджета. Затем состояние российской экономики стабилизировалось. В 2011 году отмечался экономический рост и бюджет России стал профицитным. Однако уже в 2013 году темпы роста экономики стали понижаться. В 2016 г. запланировано продолжение снижения общего объема доходов федерального бюджета до 17,5% с 18% ВВП в 2015 г., что существенно ниже уровня исполнения 2014 г. (20,3% ВВП). При этом снижение происходит за счет сокращения поступлений нефтегазовых доходов в условиях падения мировых цен на нефть. В то же время поступления от ненефтегазовых доходов достаточно стабильны. Общий объем расходов, который должен немного вырасти по итогам 2015 г. до 21% ВВП с 20,8% в 2014 г., в 2016 г., напротив, несколько сократится до 20,5% ВВП. Дефицит бюджета в 2016 г. планируется на уровне 2015 г. в 3% ВВП. При этом почти весь объем дефицита (около 2,7% ВВП) планируется покрывать за счет средств Резервного фонда.

Таким образом, бюджет, являясь основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода, составляет основу финансовой деятельности государства и исполняет роль координатора экономической жизни. Бюджетная политика отражает всю совокупность принимаемых и осуществляемых органами власти решений относительно основных направлений развития бюджетных отношений и выработки конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства в целом и является ключевым звеном экономической политики государства. Так, сбалансированность бюджета — один из важнейших принципов создания и исполнения бюджета, который заключается в количественном соответствии расходных бюджетов источникам финансирования. Хотя достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов, но его можно достичь путем сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, который в достаточной мере покроет всех необходимые общественные потребности. Государство всегда должно стремиться к сбалансированности бюджета, ведь она ориентирована на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости бюджета, утвержденного на предстоящий год.

Читайте также

Список литературы

  1. Белова, В.Л. Введение в макроэкономику: бюджетный дефицит [Текст] / В. Л. Белова // Социально-политический журнал — 2010. — № 4, — 18 с.
  2. Зимарин, К. А. Бюджетная политика и особенности бюджетного процесса в российской федерации [Текст] / К. А. Зимарин, Ю.А. Закирова // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2014. - № 2 (8). – 32 с.
  3. Колесникова, В.В. Государственный бюджет, проблема его сбалансированности [Текст] / В. В. Колесникова, Д. Е. Горяшина, Л. Л. Жабыко // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. - № 37. – 7-11 с.
  4. Павлова, А.А. Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции [Текст] / А. А. Павлова // Экономист — 2010 — № 3, — 40 с.
  5. Сенчагов, В. А. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста [Текст] / В. А. Сенчагов // Вопросы экономики. – 2007. – № 5. – С. 65, 68–80.
  6. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С. 157-158.
  7. Сираева, Р.Р. Теоретические аспекты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей [Текст] / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2014. - № 3. - С. 210-211.
  8. Сираева, Р.Р. Финансовый контроль на современном этапе развития [Текст] / Р.Р. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития : Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.

Цитировать

Бадртдинова, И.И. Бюджетная политика Российской Федерации в свете проблемы сбалансированности государственного бюджета / И.И. Бадртдинова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 243-247. — URL: https://novainfo.ru/article/6292 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться