Имидж делового человека

NovaInfo 46, с.345-350
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена созданию деловым человеком положительного имиджа. Деловой человек обязан уметь вызывать доверие, нравиться своему деловому партнеру с момента знакомства. 

Ключевые слова

ВНЕШНИЙ ВИД, САМОМАРКЕТИНГ, ВИДЫ ИМИДЖА, ФУНКЦИИ ИМИДЖА, САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ, ИМИДЖ, ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК, РЕЧЬ, ОДЕЖДА

Текст научной работы

Имидж — некий образ, который человек представляет миру, своего рода самопрезентация. С одной стороны, мы стараемся дать окружающим определенную информацию о себе, а с другой, — преследуем свои конкретные цели. Имидж выступает как людское признание, как оценочное отношение.

Специалисты считают, что в большинстве своем мы не можем оценивать себя объективно. Порой то, что нам кажется важным в своей внешности, может остаться незамеченным другими людьми, и, наоборот, то чему мы не придаем никакого значения, становится источником своеобразных сигналов, которые принимаются и оцениваются деловыми партнерами. Достаточно всего 4 секунды, чтобы произвести первое впечатление, и если вдруг оно окажется негативным, то понадобиться еще четыре года, чтобы изменить ситуацию, показать себя с лучшей стороны, сформировать аттракцию. Поэтому каждый деловой человек (независимо от пола) должен владеть самомаркетингом, искусством создания положительного имиджа [1; 2].

Первыми над созданием имиджа начали работать американские экономисты, занимающиеся предпринимательством. Именно американский экономист Стэнли Болдуин в 1960-х гг. ввел понятие «имидж» в деловой оборот и обосновал его полезность для процветания бизнеса.

Но еще средневековый мыслитель — государствовед Николо Макиавелли убедительно доказал важность имиджа для политика; в частности, он указал, что для государственного лица очень важно иметь соответствующую «личину» (маску).

В наше время возрастающий спрос на имидж породил новую профессию — имиджмейкер, специалист по созданию личного имиджа, а также имиджа деловых и политических структур (политической партии, общественной организации). Проблемой имиджа и технологий его реализации занимается прикладная наука имиджелогия (понятие введено в науку в 1990 г.) — цель которой научное обоснование создания привлекательного имиджа, модели достойного поведения, соответствующих тем жизненным ситуациям, в которых оказывается человек. У. Джеймс сказал: «Я есть то, чем признают меня окружающие» [3; 4].

В наш технический век средства массовой коммуникации постепенно вытесняют живое общение, поэтому особенно важно умение понравиться людям, только после этого их можно в чем-то убеждать. Без привлекательного имиджа (т.е. умения душевно расположить к себе человека) этой проблемы не решить.

Выделяются две значительные функции имиджа:

Ценностная — связана с тем, что вокруг личности управленца создается ореол привлекательности и эта личность становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств — симпатии к окружающим, доброжелательности, терпимости и такта. В итоге человек становится гораздо увереннее в себе, всегда находится в приподнятом, «мажорном» настроении;

Технологическая — созданный привлекательный образ позволяет быстро войти в нужную социальную среду, привлечь к себе внимание, установить доброжелательные отношения с окружающими. Аудиторию можно отвлечь от недостатков человека с помощью «правильных» макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, прически и т.п. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей.

Говорят не только о личном (индивидуальном) имидже — руководителя, лидера какой-либо группы и т.д., но и об имидже групповом (корпоративном), например, об имидже организации или имидже государственной структуры. Когда разрабатывают имидж предпринимательской структуры, то сначала составляют концепцию ее деловых намерений, определяют кадровые и технико-экономические характеристики, спонсорские возможности и т.д. После этого придумывают, с помощью какой технологии до партнеров и клиентов будет доводиться нужная информация об организации: это может быть реклама, пиар (паблик рилейшнз, связи с общественностью), дизайнерские решения для внутреннего и внешнего обустройства офиса [5].

Как считают некоторые специалисты, сегодня борьба на рынках ведется по сути нс столько между компаниями, сколько между их имиджами. Общаясь с представителями компании, человек вольно или невольно анализирует их цельный образ — то, что уже привычно называется английским словом «имидж». Английское image означает «образ, изображение», но современное понятие «имидж» означает непосредственно или сознательно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре [6].

В создании позитивного имиджа организации очень важно умение персонала производить приятное впечатление на деловых партнеров и клиентов. Для этого в организации проводится работа по обучению персонала правилам делового этикета, проведения переговоров, совещаний, презентаций, торгов и т.д. Менеджеры должны отрабатывать умение произносить речи (спичи, от англ. speech — речь), принимать посетителей в своем кабинете, общаться с персоналом, вести себя в деловых поездках, соблюдать требования к собственному внешнему виду.

Различают вербальный и невербальный имидж.

Вербальный имидж — это — то мнение, которое сложилось об организации на основании информации. Эта информация может быть вербальной или невербальной, прямой или косвенной, осознаваемой или неосознаваемой и доступна только через устную или письменную речь.

Невербальный имидж — это непосредственно имидж организации, включая корпоративную культуру и др.

Составляющие имиджа делового человека — это его внешний вид, речь, манеры, окружающие его люди и вещи, его деловые качества. У человека есть всего четыре секунды, чтобы произвести первое впечатление на партнера, и поэтому он должен показать себя так, чтобы сформировать у партнера свой положительный образ, иначе уже не придется рассчитывать на успех.

В деловом общении часто «по одежке встречают, а по уму провожают»: именно с одежды начинается восприятие другого человека, после чего рождается эмоциональное отношение к нему, влияющее на общее впечатление о человеке, складывающееся в ходе дальнейшего общения [7; 8].

Рекомендации

Прежде чем выбирать стиль одежды, изучите общество, где вам придется находиться, или аудиторию, перед которой вам нужно выступить. Всегда помните, что людям нравятся те, кто похож на них, поэтому старайтесь соответствовать по стилю той атмосфере, где вскоре окажетесь.

Надо учитывать, что в большинстве компаний принят дресс-код — жестко определенный стиль одежды. Стиль одежды, характерный для крупного банка, не похож на тот, что принят в небольшой звукозаписывающей компании.

Одежда не должна отвлекать от сути дела, поэтому лучше одеться сдержанно и солидно, а не небрежно или эффектно. В то же время женщине не следует надевать строгий, похожий на мужской костюм для выступления перед преимущественно мужской аудиторией. Женственность в данном случае не повредит, а пойдет на пользу, если, конечно, поведение в целом будет соответствовать целям. Готовьте свой костюм для выступления заранее, а не решайте все в последний вечер.

Имидж должен быть подвижным, динамичным и изменяться в зависимости от веяний моды (конечно, в разумных пределах). Сегодня актуален стиль кэжуал (от англ. casual — произвольный) — повседневный, созданный специально для деловой жизни. Здесь каждая мелочь продумана, все вроде бы «произвольные» детали четко выверены для создания завершенного образа делового человека.

Имидж формирует наше окружение, поэтому для установления позитивного контакта (а, следовательно, и достижения нужного нам имиджа) с деловыми партнерами можно и нужно применять следующие приемы [9]:

  • улыбка, доброжелательный взгляд;
  • приветствие, которое сопровождается рукопожатием и какими-то теплыми словами;
  • уважительное обращение к партнеру — по имени и отчеству (для этого нужно представиться, познакомиться, обменяться визитными карточками);
  • проявление дружеского расположения к партнеру (шутки, комплименты, участие и др.);
  • подчеркивание значимости партнера и компании, которую он представляет, уважения к нему (с помощью мимики, жестов, позы, организации пространственной среды);
  • открытое признание достоинств партнера.

Деловой человек обязан уметь вызывать доверие, нравиться своему деловому партнеру с момента знакомства. Это доступно уверенному в себе человеку. Чтобы развивать в себе уверенность, нужно перестать критиковать себя, жаловаться, стать независимым, позитивно смотрящим на мир, открытым человеком. «Открытый» человек:

  • уверен в себе, знает свои цели и знает, чего хочет;
  • оптимист, ищет и видит в других, прежде всего, хорошее;
  • сначала думает о клиенте, потом о своей компании, а затем — о себе;
  • жизнерадостный, веселый человек;
  • с пониманием относится к другим людям, чаще говорит «да», чем «нет»;
  • не предъявляет завышенных, чрезмерных требований к себе и не позволяет это делать другим, при этом у него хватает времени на все проекты и замыслы;
  • всегда внимательно выслушивает собеседника, старается, как можно большему научиться у других людей.

Окружающие всегда чувствуют исходящую от открытого человека доброту и чувство внутреннего спокойствия.

В отличие от открытого «закрытый» человек:

  • испытывает страх, нерешителен, ему недостает веры в свои силы;
  • пессимист, отличается недоверчивостью, всегда ждет самого плохого;
  • редко смеется и проявляет свою радость, редко говорит «спасибо»;
  • склонен отказываться, чаще говорит «нет», чем «да»;
  • почти не говорит о себе, зато часто делится со всеми, что работа приводит вас в стрессовое состояние, и что у вас практически нет свободного времени;
  • ругается, брюзжит;
  • чересчур много говорит о себе и слишком мало слушает других;
  • часто суетится, действует нервно, с раздражением;
  • распространяет вокруг себя недружелюбную обстановку, даже гнетущую, выступает всегда «против» [10].

В 8 случаях из 10 человек воспринимает другого человека по впечатлению о его внешнем виде, особенно о его лице. Большинство из нас, общаясь, чаще всего концентрируют свое внимание на лице собеседника и на его глазах. Бизнесменам и менеджерам очень полезно умение моментально считывать информацию с лица делового партнера, подчиненного, так как это позволяет мгновенно подобрать ключи к общению.

Существует ряд правил, выполнение которых позволяет сформировать у собеседника положительный и престижный ваш образ и настроить его на деловой стиль общения.

Читайте также

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Имидж деловой женщины. /Проблемы социально-экономической устойчивости региона: сб. ст. VI Международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский дом знаний, 2009. — С.49 — 51.
  2. Игебаева Ф.А. «Самопрезентация» в деловом общении. В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С.38-40.за 2007. С.120-122.
  3. Игебаева Ф.А. Профессиональная карьера женщин на фоне «гендерного неравенства» В сборнике: Бъдищите изследования — 2014. Материали за X международна научна практична конференция. 2014. С. 57-60.
  4. Игебаева Ф.А. Профессиональная самореализация в свете гендерных отношений. В сборнике: Психология отношений и человеческие ресурсы в современном российском обществе: тенденции, проблемы и перспективы. Цент прикладных научных исследований. Москва, 2010, С.117-120.
  5. Ковальчук А.С. Основы делового общения. М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К*», 2007. — 300с.
  6. Деловое общение /А.М.Руденко, С.И. Самыгин — Ростов н /Д:Феникс, 2008. — С.61.
  7. Златин П.А., Крекова М.М., Соколянский В.В. Этика деловых отношений: Практикум / Под ред.Златина. — М.: ИНФРА-М, 2007. — С.227; 236.
  8. Рябоконь О.Н. «Деловая женщина в российском обществе». Брянск. 2008. — С.67 — 68.
  9. Игебаева Ф.А. Ролевые модели поведения в современных управленческих технологиях. / Перспективы развития современной России» (экономический, социальный, философский, правовой аспекты), материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Саратов.
  10. Игебаева Ф.А. Имидж как оценочное отношение. В сборнике: Perspektywiczne opracowania są nauką i technikami — 2014 Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014. С. 70-72.

Цитировать

Мусина, Э.Р. Имидж делового человека / Э.Р. Мусина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 345-350. — URL: https://novainfo.ru/article/6350 (дата обращения: 24.01.2022).

Поделиться