Специфика конкурентных преимуществ предприятий туристско-рекреационной сферы

NovaInfo 46, с.129-133, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья посвящена сущности и особенностям конкурентных преимуществ предприятий туристско-рекреационной сферы. Рассмотрены виды конкурентных преимуществ, которые свойственны туристско-рекреационной сфере.

Ключевые слова

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА

Текст научной работы

Эффективное экономическое развитие предполагает производство и реализацию услуг на рынке по цене и качеству, удовлетворяющим как производителя, так и потребителя. Ключевым фактором в этом процессе является фактор конкурентоспособности.

На сегодняшний день, для того чтобы фирма была конкурентоспособна на рынке товаров и услуг, необходимо разрабатывать новые подходы к организации производства и управления услугами.

Управление конкурентными преимуществами осуществляется общими функциями управления менеджмента. К ним относятся: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, а также регулирование. На стадии стратегического маркетинга изучаются потребности, ценности, рынки, потенциальные товары и разрабатываются нормативы, обеспечивающие удержание имеющегося конкурентного преимущества либо формирование нового преимущества. Функция планирования включает разработку конкретных программ и стратегических планов удовлетворения потребностей потребителей (выпуска товаров) с использованием конкурентных преимуществ, обоснованных на стадии стратегического маркетинга (менеджмента) [5].

Определений понятия «конкурентное преимущество» достаточно много, приведем несколько из них.

По мнению Азоева Г. конкурентное преимущество — это «характеристики предприятия, свойства услуг или товара, при котором создаются определенные превосходства для предприятия над своими конкурентами» [1, с.167]. Согласно данного похода на предприятиях туристско-рекреационной сферы к таким основным характеристикам при различных условиях могут быть отнесены: лечение, питание, проживание, к дополнительным — развлечения, наличие инфраструктуры на высоком уровне.

Аналогичным образом соддержание конкурентных преимуществ предлагает понимать Ламбен Ж.Ж.: «это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самому товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара» [3, с. 142]. Автор отмечает, что указанное превосходство является относительным, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке или в сегменте рынка.

В более широком смысле конкурентное преимущество можно рассматривать как систему, обладающую какой-либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности, возможность более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.

Существуют различные подходы к классификации конкурентных преимуществ предприятия (по отношению к системе; сфере возникновения; содержанию фактора преимущества; методу или средству получения преимущества; месту реализации преимущества; времени (продолжительности) реализации преимущества; виду получаемого эффекта). В рамках данного исследования с целью выделения специфики конкурентных преимуществ предприятий туристско-рекреационной сферы, наиболее предпочтительной представляется классификация по отношению к системе — предприятию туристско-рекреационной сферы, согласно которой конкурентные преимущества можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Конкурентное преимущество называется внешним, если оно основано на отличительных качествах товара или услуги, которые образуют ценность для покупателя за счет сокращения издержек, или повышения эффективности. Конкурентное преимущество является внутренним, если оно основано на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления предприятием или товаром, которое создает ценность для изготовителя, позволяя добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента. Эти два типа конкурентного преимущества часто являются несовместимыми, так как имеют разное происхождение и различную природу и при этом требуют различающихся навыков и культуры [4, с. 93].

Проанализируем содержание данных видов конкурентных преимуществ применительно к предприятиям туристско-рекреационной сферы (рисунок 1), отметив их специфику.

Конкурентные преимущества предприятий туристско-рекреационной сферы (составлено авторами на основе [2])
Рисунок 1. Конкурентные преимущества предприятий туристско-рекреационной сферы (составлено авторами на основе [2])

Качество обслуживания является основой на предприятиях туристско-рекреационной сферы. Такие предприятия должны стремиться превышать ожидания клиентов на уровне обслуживания. В некоторых гостиницах есть отдельные этажи, с высоким уровнем сервиса. Например, создаются комнаты для проведения встреч и переговоров, улучшенные номера, отдельные расчетные этажи и регистрация.

На современном рынке услуг предприятия создают новые должности, т.е. вводят в штат менеджера по работе с гостями, который должен удовлетворить все потребности гостей. Это способствует увеличению доходов, из-за более оперативного решения проблем и потребностей гостей, повышения внимания со стороны обслуживающего персонала. Таким образом, значительным конкурентным преимуществом предприятия туристско-рекреационной сферы является широкий спектр предоставляемых услуг, по сравнению с конкурентами. При этом каждая новая услуга будет по достоинству оценена гостями, если она качественная и создает удобства для гостей.

Месторасположение является одним из конкурентных преимуществ, для предприятий туристско-рекреационной сферы, ведь в курортных городах наибольшим спросом пользуются предприятия размещения расположенные либо вблизи моря, либо в центре. В крупных городах, предприятия данной сферы ценятся, если они расположены вблизи сетей транспортного сообщения.

Следующим преимуществом является имидж. Бывает, что положительного имиджа и репутации гостиницы недостаточно для привлечения клиентов. Большим преимуществом гостиницы является ее принадлежность к известной международной гостиничной цепи, у которой стандарты обслуживания находятся на высоком уровне. Важно отметить, что на предприятиях туристско-рекреационной сферы тесно связына между собой внешний и внутренний имидж, зависщий не только от материальной составляющей оказываемых услуг, но и от персонала предприятия.

Значительным конкурентным преимуществом является историческая ценность зданий предприятий туристско-рекреационной сферы (санаториев, отелей), которая привлекает иностранных граждан и ценителей истории и не может быть скопирована отелями-новостройками. В тоже время конкурентным преимуществом может являться и современная архитектура зданий отелей, что особенно актуально для вновь строящихся зданий отелей.

Известным является то, что в индустрии услуг перед каждым сотрудником стоит задача создать атмосферу гостеприимства и заинтересованности. Предприятия туристско-рекреационной сферы создают себе конкурентное преимущество, которое будет сложно перенять или скопировать конкурентам, нанимая и удерживая квалифицированных сотрудников, формируя команду единомышленников.

Для достижения конкурентного преимущества необходим тщательный отбор персонала, планирование программ морального и материального стимулирования, ротации кадров, а также системы тренингов и курсов повышения квалификации. Вместе с тем существует проблема восприятия персоналом новых технологий и идей в развитии предприятия. Поскольку сопротивление изменениям, нежелание учиться, понимание сущности нововведений, приводит существенным потерям доходов на предприятии и к ограничениям конкурентоспособности.

Развитие предприятий туристско-рекреационной сферы зависит не только от внедрения новых технологий, но и от эффективной маркетинговой деятельности. Маркетинг выполняет функцию информирования предприятия о внешних рынках, он необходим для принятия оперативных и стратегических решений. В связи с этим маркетинговая деятельность и реклама будет являться конкурентным преимуществом в деятельности предприятий.

Таким образом, важными конкурентными преимуществами предприятий туристско-рекреационной сферы являются наличие хорошей материально-технической базы на предприятии, имидж, месторасположение, историческая ценность здания отеля или санатория, спектр предоставляемых услуг, а также наличие квалифицированного персонала. Необходимо развивать маркетинг на предприятии, что позволит информировать гостей о нововведенных услугах или о другой информации.

Читайте также

Список литературы

  1. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев. – М. : Новости, 2010. – 334 с.
  2. Коблев, Р. М. Совершенствование процессов управления конкурентными преимуществами санаторно-курортных организаций / Р.М. Коблев // Terra Economicus / Южный Федеральный Университет – Ростов-на-Дону, 2011. – С. 88-92.
  3. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламблен. – 2-е изд. перераб. – СПб. : Питер, 2010. – 797 с.
  4. Маслова, Е. Л. Менеджмент : учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова. – М. : «Дашков и К», 2015. – 336 с.
  5. Салтыков, В. К. Определение конкурентных преимуществ предприятий индустрии туризма / В. К. Салтыков // Инновации и инвестиции, 2011. – №4.

Цитировать

Григорчук, А.В. Специфика конкурентных преимуществ предприятий туристско-рекреационной сферы / А.В. Григорчук, М.А. Шостак. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 129-133. — URL: https://novainfo.ru/article/6357 (дата обращения: 18.08.2022).

Поделиться