Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия

NovaInfo 47, с.92-96
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В текущей финансовой ситуации, сформировавшейся как в России, так и во всём мире, компании работают в жёсткой конкурентной среде. Для неизменного роста предприятию нужно непрерывно развиваться, быстро подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей среды, предлагая для рынка высококачественный, отвечающий всем требованиям покупателя продукт либо услугу. Неизменное развитие требует постоянных вложений как в основные средства и научно-технические исследования, так и на другие цели, направленные на получение результата, конечной целью которого является привлечение инвестиций, как бы то ни было, предприятию имеющему долгосрочные планы развития на рынке, необходимо следить за поддержанием своей инвестиционной привлекательности.

Ключевые слова

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

В текущей финансовой ситуации, сформировавшейся как в России, так и во всём мире, компании работают в жёсткой конкурентной среде. Для неизменного роста предприятию нужно непрерывно развиваться, быстро подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей среды, предлагая для рынка высококачественный, отвечающий всем требованиям покупателя продукт либо услугу. Неизменное развитие требует постоянных вложений как в основные средства и научно-технические исследования, так и на другие цели, направленные на получение результата, конечной целью которого является привлечение инвестиций, как бы то ни было, предприятию имеющему долгосрочные планы развития на рынке, необходимо следить за поддержанием своей инвестиционной привлекательности.

Инвестиционная привлекательность предприятия находится в зависимости от множества условий, таких как общественно-политическая, финансовая ситуация в стране, регионе, совершенство законодательной и судебной власти, степень коррупции в регионе, финансово-экономическая ситуация в отрасли, уровень квалификации рабочих и специалистов, экономические показатели и многое другое. Руководству предприятия, желающему получить инвестиции на развитие своего предприятия, в первую очередь следует обратить внимание именно на внутренний анализ, понять своё место на рынке, оценить потенциальных инвесторов, количественно и качество проанализировать свои сильные и слабые стороны с помощью инструментов маркетингового анализа. Только качественный внутренний анализ собственного предприятия может дать большие шансы на получение инвестиций, а наличие собственной инвестиционной программы, с чётким описанием конечного результата увеличит количество потенциальных инвесторов в разы.

Все факторы, оказывающие существенное влияние на инвестиционную привлекательность компании, можно разбить на две группы: внешние и внутренние. Они оказывают влияние на внутренние и внешние риски инвестиционных проектов, оказывающие большое значение для решения поставленных перед предприятием задач. Рассмотрим ключевые факторы, которые надлежит учесть при оценке инвестиционной привлекательности предприятия или определённого проекта в частности.

Отраслевая принадлежность. Очевидно, что конкурентоспособность продукции на рынке в большой степени зависит от репутации соответствующей отрасли, страны на мировом рынке. При конкуренции предприятию отрасли, успешно работающей на рынке, преимущество обеспечивается тем, что, как правило, само предприятие ассоциируется со всеми предприятиями страны, входящими в данную отрасль. Нечто похожее происходит и с предприятиями страны, входящими в отрасль, чья продукция не пользуется высокой репутацией. Вряд ли рынок положительно отреагирует на новый продукт от ранее неизвестного предприятия, даже если он высокого качества. Должно пройти немало лет, чтобы этот факт нашел признание. Но доживет ли до этого времени предприятие, занявшее деньги на реализацию сложного инвестиционного проекта? С другой стороны, во вложение инвестиций в данный тип предприятия может быть заинтересовано само государство, желающее развивать отрасль в целом и имеющее возможности вкладывать финансовые активы в долгосрочные активы, но в данном случае предприятие должно отвечать множеству критериев, предъявляемых в текущей ситуации, в большинстве случаев быть инновационным, потенциально градообразующем, предприятием оборонного типа, либо очевидно нести социальную нагрузку.

Собственники предприятия. Характер собственности, то есть, кому принадлежит контрольный пакет акций и основные пакеты этих акций, обладает немаловажным значением не только для нынешней деятельности компании, но и для его эффективного развития. В зависимости от характера собственности, должна выстраиваться система управления предприятием. Принципиальным аспектом считается также репутация собственников и их место на рынке. Отрицательная и порой крайне негативная информация, как о самой компании, так и о её собственнике, может оказать крайне негативное воздействие на осуществление инвестиционного проекта. Значение личности самого руководителя предприятия, его авторитет в отрасли может сыграть безусловно решающую роль при принятии решения об инвестировании, но всегда следует учитывать, что рынок крайне подвержен изменениям, как внутренним, так и внешним и уследить за всеми изменениями одному человеку, даже крайне опытному, не под силу, поэтому данный фактор является крайне рискованным при принятии решения об инвестиционной привлекательности предприятия.

Производственный потенциал. Состояние производственного потенциала компании оказывает непосредственное воздействие на его инвестиционную привлекательность, но фактически не учитывается инвесторами и кредиторами. Чаще всего принято расценивать экономическое положение или говорить об имеющемся капитале предприятия и эффективности управления им. Но следует иметь в виду, что на самом деле основной капитал работает лишь после перехода в производственную форму, становясь структурой производственного потенциала. Таким образом, капитал преобразуется в основные фонды, оборотные средства и нематериальные активы. Можно получить количественную оценку величины капитала в денежной форме, содержащуюся в упомянутых выше составляющих производственного потенциала любой компании. Но есть и иная часть, которую выявить в денежной форме подлинно невозможно. В эту часть производственного потенциала входят: профессиональная составляющая, уровень организации труда и уровень организации производства. Но представленная часть не поддаётся количественной оценке. Без неё производственной возможности предприятия фактически не существует, поскольку основные фонды и не материальные активы сами по себе действовать не могут.

Менеджмент предприятия. При анализе менеджмента исследуется макроуровень управления предприятием от свойства изучения документов, связанных с управлением и наличием стратегического менеджмента, до того, насколько безукоризненна конструкция налогового планирования компании и инвестиционного проекта.

Местонахождение. В отечественных условиях этот фактор может проявить решающее значение в инвестиционной привлекательности предприятия. Сегодня фактически в любом регионе страны можно отыскать предприятия и они часто считаются градообразующими, которые довести до конкурентоспособного состояния не представляется возможным, а следовательно и окупить инвестиции, вкладываемые в них. Это инвестиционный тупик – мертвая зона для инвестиционных проектов, реализуемых на коммерческой основе. Местонахождение предприятия так же может является и плюсом в плане оценки инвестиционной привлекательности, так как в некоторых климатических условиях может отсутствовать конкуренция как таковая, в основном это может касаться предприятий осуществляющих добычу полезных ископаемых, либо предприятия деревообрабатывающей промышленности. Инвестиции в данные предприятия крайне объёмны, порой имеют долгий срок окупаемости, но в итоге могут принести инвестору существенные финансовые выгоды. Для поддержки таких предприятий жизненно важно налаживать контакт с местной властью.

Отношения с властью. Инвестору нужно знать, какие взаимоотношения сформировались между предприятием и местной властью. Станет ли власть способствовать успеху проекта или начнёт препятствовать на пути его осуществления. Отдельно следует отметить те случаи, когда власть сама является инвестором частного коммерческого предприятия. Целью подобных инвестиций в большинстве случаев является либо получение прямой финансовой выгоды, либо явная социальная направленность, как например увеличение рабочих мест прямо связанных с расширением производственной площадки предприятия. Безусловно, рассчитывать на инвестиционную поддержку со стороны власти могут как предприятия малого бизнеса, так и крупные производственные предприятия, разница лишь в объёме финансирования, размере налоговых льгот, либо в ожидаемом результате. В любом случае, поддержка со стороны власти может считаться как наиболее предпочтительной в большинстве случаев, как обладающая некими гарантиями государственности.

Инвестиционная программа. Кредитору и инвестору необходимо знакомится с документами не только на кредитуемый или финансируемый проект или предприятие, но и на весь комплекс инвестиционных проектов компании. Исследование подобной программы сложное и деликатное дело, и его в каждой определённой ситуации надлежит исполнять с учётом реально имеющихся критериев и интересов сторон – участников инвестиционного проекта. Нужна беспристрастная оценка всех действительно имеющихся рисков. Наличие инвестиционной программы у предприятия как таковой, может говорить инвесторам о заинтересованности самого предприятия в долгосрочном планировании своей деятельности.

Перечисленные факторы влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия и конкретных его проектов не являются единственно возможными, предприятие желающее развиваться на рынке, быть конкурентоспособным, вынуждено самостоятельно исследовать возможности привлечения инвестиций, и как следствие искать внутри себя сильные стороны, которые указали бы потенциальным инвесторам на перспективу финансовых вливаний в данное предприятие.

Читайте также

Список литературы

  1. Глазунов, В.Н. Управление доходом фирмы: практич. Рекомендации/ В.Н. Глазунов.– М.: Экономика, 2014.
  2. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: Учебник для магистров / Т.И. Григорьева. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2015.
  3. Дасковский В., Киселев В. Совершенствование оценки эффективности инвестиций// Экономист. – 2015. - № 1.
  4. Иванов, И.Н. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник / И.Н. Иванов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
  5. Кэхилл, М. Инвестиционный анализ и оценка бизнеса: Учебное пособие: Пер. с англ. / М. Кэхилл. - М.: ДиС, 2014.

Цитировать

Георг, Н.Н. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия / Н.Н. Георг. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 92-96. — URL: https://novainfo.ru/article/6428 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться