Современные тренды зеленой логистики в условиях глобализации

NovaInfo 47, с.178-182, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 8
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена вопросу о развитии «зелёной» логистики, её влиянии на экономику государств и экологию планеты в целом, раскрываются такие понятия как «зеленая логистика» и «глобализация», показана их связь между собой в современном мире. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования логистических технологий и развития концепции «зеленой» логистики.

Ключевые слова

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ЛОГИСТИКУ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ЭКОЛОГИЯ, ЗЕЛЕНАЯ ЛОГИСТИКА, ТОВАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ, МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ, ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Текст научной работы

Глобализация мировой экономики подразумевает перемещение огромной ассортиментной массы материальных и нематериальных ресурсов, товаров, услуг, людей по всем направлениям Земного шара, что требует качественной деятельности профессиональных специалистов, использования ресурсосберегающих и экологически чистых логистических технологий, методов, способов, операций в международной, трансграничной логистике пространств и границ в международных товаропроводящих сетях [1-4]. Естественно, что такая деятельность ведет к нарушению экологии и загрязнению окружающей среды, поэтому все чаще используется международным сообществом зеленая логистика, ее миссия, цели, задачи, принципы, функции, методы, интегральная логистика, стратегия и тактика [5].

Под зеленой логистикой понимаются все попытки измерить и минимизировать влияние логистической деятельности на экологию. Логистическая деятельность подразумевает под собой определённый список действий, связанных с прямыми и обратными потоками товара, информации и услуг между точкой отправления и пунктом потребления. Понятие "зелёная логистика" появилось в 80-х годах и характеризует комплекс логистических систем и подходов, при использовании которых задействованы передовые концепции управления, законы единства транспортных, финансовых, кинетических процессов [6-8], технологии и оборудование, методы и способы, благодаря которому появляется возможность свести к минимуму ущерб для окружающей среды во время логистических операций [9].


Термин "зелёная логистика" произошёл от двух слов - "логистики", что является ключом новой транспортной системы, в которой используются современные технологии для оправдания второй части взятого нами понятия. Главная цель логистики, которую относят к "зеленой", заключается в заботе об окружающей среде.

Создание и использование особого плана управления материальными потоками в развитых странах не только снижает стоимость перевозок, повышает уровень конкуренции, но и способствует уменьшению загрязнения окружающей среды, что, в свою очередь, влиять на сохранение государственного бюджета и повышение качества жизни населения страны. Таким образом, используя на практике термин "зелёная логистика", можно решить и проблему глобального потепления, которая занимает умы ведущих учёных и политиков из-за серьезного негативного влияния на образ жизни всего населения [10].

«Зеленые» технологии в настоящее время находятся на стадии своего раннего развития, как когда-то информационные технологии. Ожидается, что развитие «зеленых» технологий по масштабам, силе влияния на изменение структуры экономики и предстоящим переменам будет сравнимо с информационными инновациями, которые активно вошли в нашу жизнь. Отсюда, наряду с «зелеными» технологиями сегодня активно входят в жизнь такие понятия, как «зеленые» инвестиции, «зеленые» школы, «зеленые» города, «зеленая» экономика.

Зеленая» логистика призвана решить проблему снижения влияния выбросов автомобильного транспорта на загрязнение воздуха. Известно, что количество, состав и степень вредности отработавших газов зависит от конструкции двигателя, вида и качества топлива, технического состояния и режима эксплуатации автомобиля. Только одна регулировка автомобильных двигателей может снизить в несколько раз токсичность выхлопных газов.

Современный этап развития логистики определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения [11].

Для мирового экологического развития все страны в рамках своей государственной политики утверждают определённые механизмы регулирования процесса по охране экологии. В России в период до 2030 года утверждены следующие механизмы, решающие задачи развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды:

  • установление платы за негативное воздействие на окружающую среду с учётом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий;
  • замена практики взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды на практику возмещения вреда, причинённого окружающей среде;
  • стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий;
  • обеспечение преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям;
  • поэтапное внедрение системы декларирования соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита;
  • повышение экологической и социальной ответственности бизнеса;
  • стимулирование деятельности по сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей.

Реализация выше перечисленных механизмов должна способствовать улучшению экологической обстановки в стране и популяризации концепции «зелёной» логистики [12,13].

Концепция «зелёной» логистики - двигатель технологического прогресса. Нельзя не сказать о существующей сложной задаче, которая относится к реализации программы по снижению наносимого вреда окружающей среде и оптимизации логистических издержек. Достигнуть наилучшего результата можно только при совместно организованной работе развитых стран, избрав концепцию «зелёной» логистики, работая не только на свое благо, но и на благо общества и экологии окружающей среды. В конечном итоге можно добиться не только оптимизации издержек, повышения качества предоставляемых услуг, улучшения качества труда и производительности в логистической сфере государств, но и сохранения на должном уровне экологии планеты и улучшения состояния экологии в целом.

Данная работа выполнена на кафедре логистики ГУУ в соответствие с ее научной школы под руководством профессора Б.А. Аникина [14-16] и в продолжении собственных исследований автора [17].

Читайте также

Список литературы

  1. Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
  2. Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 168 с.
  3. Воронов В.И., Воронов А.В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20-28.
  4. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. – М. : ГУУ. 2014. -158 с.
  5. Воронов В.И., Воронов А.В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т.3 № 2. С. 27-36.
  6. Аникин Б.А., Воронов В.И. Развитие и взаимосвязь основных концепций управления предпринимательскими организациями. Транспорт: наука, техника, управление. 2006. № 4, с. 7-14.
  7. Воронов В.И., Лысенко Л.В., Андреев В.В. Теоретические основы логистических, финансовых транспортно-кинетических процессов. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2007. № 7. С. 139.
  8. Лысенко Л.В., Шаталов В.К., Минаев А.Н., Лысенко А.Л., Горбунов А.К., Коржавый А.П., Кашинский В.И., Воронов В.И., Гульков А.Н., Паничев А.М., Лысенко С.Л. Произведение науки: «Закон телепортации – единство транспортных и хронометрических (кинетических) процессов переноса вещества, энергии и момента импульса». Свидетельство № 13-461 Системы сертификации и оценки объектов интеллектуальной собственности и знак соответствия системы от 25 сентября 2013г.
  9. Paul R. Murphy. Green logistics: Comparative views of environmental progressives, moderates, and conservatives [Электронный ресурс] / Paul R. Murphy, Richard F. Poist, Ch. Braunschweig // Council of Logistics Management. – 1996. Режим доступа: http://findarticles.сom/p/articles/mi_qa3705/is_l99601/ai_n874 8499/print.
  10. Омельченко И. Н., Александров А. А., Бром А. Е., Белова О. В. Основные направления развития логистики ХХI века: ресурсосбережение, энергетика и экология. //Гуманитарный вестник. – 2013. - Вып. 10. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hmbul.bmstu.ru /catalog / econom / log / 118.html
  11. Эмирова А. Е. Трансформация транспортных систем в условиях глобализации мировой экономики // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» № 1, 2014
  12. электронная ссылка http://kremlin.ru/acts/15177 [сайт Президента Российской Федерации]
  13. Вержбицкий О. Экологистика: экономика и экология. // Дистрибуция и логистика. - №10. - 2012. – С.8-13.
  14. Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71-75.
  15. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.
  16. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б.А., Вайн В.М., Водянова В.В., Воронов В.И., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С. Учебное пособие / Москва, 2014.
  17. Веселова В., Немеш Е. Анализ глобализации в логистике //Научный журнал «NovaInfo». - №38-1

Цитировать

Веселова, В.Д. Современные тренды зеленой логистики в условиях глобализации / В.Д. Веселова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 178-182. — URL: https://novainfo.ru/article/6461 (дата обращения: 14.08.2022).

Поделиться