Понятие истины имела, имеет и будет иметь огромную значимость как для философии так и для частных наук. Истина – это стержень философского учения. Изучение проблемы истины была сформулирована и осознана еще в Древней Греции.
Что такое истина? В повседневной жизни этот термин употребляется во многих словосочетаниях. Мы часто говорим об «истинном друге», имея ввиду друга надежным, верным, преданным. Часто слышим выражение: «истинное произведение искусства», «истинное наслаждение» и другие.
В теории познания диалектического материализма понятие «истина» употребляется не для характеристики вещей, явлений, предметов, а для характеристики знаний об этих вещах, предметах, явлениях. С позиций диалектического материализма истина есть соответствие мысли объекту, иными словами, это правильное, выверенное практикой знание (отражение действительности в сознании человека). Следовательно, понятие истинности или ложности относится не к вещам и явлениям объективного мира, а к нашим знаниям, т.е. продуктам нашего сознания, отражению предметов действительности [1; 2].
Имеются разные понимания истины. Многие авторы в качестве основных выделяют три концепции истины в современной философии:
- Концепция соответствия (корреспонденции): истина – это соответствие знания действительности.
- Концепция когеренции: истина – это свойство самосогласованности знаний.
- Концепция прагматизма. Понимаемая двояко: а) истина – это полезность знания, его эффективность; б) истина – это опытная подтверждаемость.
Нередко выделяют экзистенциалистскую концепцию истины, которая связывает знания с внутренним миром человека [3]. Трактовок проблемы истины можно рассмотреть огромное количество, но при детальном изучении все они сводятся к трем названным выше концепциям.
Сохраняется неоднозначность существующих подходов к проблеме истины. В рамках интересов методологии научных исследований достаточно глубоко проработаны концепции корреспонденции и когерентности истины. Но и они не дают исчерпывающего ответа на волнующие вопросы. Концепция корреспонденции в большей степени полезна в рамках эмпирических исследований, а когерентность рассуждений связывают с критерием качества теорий с позиции логики. По-видимому, концепцию когеренции необходимо распространять и к знаниям мировоззренческого образа, когда для выражения тех или иных иде й используются мировоззренческие образы [4; 5]. Концепция прагматизма сводится к выводу, что наше знание, в случае, если оно «помогает нам жить», – истинно, не зависимо от того, адекватно ли оно отображает реальную, объективную суть мира. Концепция конвенциальной истины отвергается многими авторами, что сопряжено с принципиальным непризнанием договорного способа определения истинности знания.
Для материалистической философии характерно признание объективной истины, понимание истины как осознанного, независимого от субъекта содержания знания. Однако отрицать субъективное содержание истины как знания не следует. Сомнение основано на том, что творцом и носителем знаний является человек – субъект, наделенный разнообразными чувствами и личностными психологическими характеристиками [6; 7].
Следовательно, истина как феномен субъективной реальности, особенности, свойства субъективных аспектов истины, особенно в сферах экзистенциального, нравственного сознания, – является важным объектом философского исследования. Ведь человек осваивает мир далеко не только через науку.