Анализ досудебного урегулирования налоговых споров

NovaInfo 47, с.121-129
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

На современном этапе экономического развития Российской Федерации особо актуальной является проблема своевременного пополнения бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, обеспечение финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Поскольку деятельность государства связана с изъятием у физических и юридических лиц принадлежащего им на праве собственности имущества, то это неизбежно создает конфликтные ситуации. Разрешению возникающих противоречий между государством и налогоплательщиком до недавнего времени было отдано преимущественно судебным органам государства. Однако загруженность судебных инстанций, а также высокий показатель количества случаев, когда действия налоговых органов признаются неправомерными, выявили необходимость введения дополнительных средств разрешения противоречий, возникающих при применении законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. В числе таких средств может выступать и институт досудебного урегулирования налоговых споров. Досудебные процедуры – это важнейшее средство утверждения начал законности в деятельности в частности в налоговых органах. Досудебное урегулирование налоговых споров – это процедура, применение которой позволяет оперативно урегулировать возникающие конфликты, не доводя разрешение спора до судебного разбирательства. Досудебный порядок разрешения налоговых споров имеет ряд определённых преимуществ по сравнению с судебным разбирательством: это более простая и менее формализованная процедура обращения, меньшие сроки рассмотрения жалобы, отсутствие расходов, связанных с оплатой государственной пошлины и других судебных издержек. Работа по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов. С тем, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой – сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства. В целях реализации этого направления в налоговых органах была создана система налогового аудита. Подразделения налогового аудита должны, прежде всего, обеспечивать надлежащее рассмотрение налоговых споров на двух основных стадиях досудебного урегулирования: • во-первых, при рассмотрении возражений (разногласий) налогоплательщиков на стадии рассмотрения материалов проверки (от момента вручения акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля до вынесения решения); • во-вторых, при рассмотрении заявлений и жалоб налогоплательщиков на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера. Цель работы – изучение досудебного урегулирования налоговых споров. Задачи работы: - изучить теоретические аспекты досудебного урегулирования налоговых споров; - провести анализ жалоб и возражений на примере ХМАО.

Ключевые слова

ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ

Текст научной работы

Работа по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов. С тем, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой — сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства. В целях реализации этого направления в налоговых органах была создана система налогового аудита. Утверждено Положение об Управлении налогового аудита Приказ Федеральной налоговой службы от 06.04.2006 г. №САЭ-3-15/212@ «Об утверждении Положений о структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной налоговой службы».

В соответствии с этим Положением Управление налогового аудита является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы. Подразделения налогового аудита должны, прежде всего, обеспечивать надлежащее рассмотрение налоговых споров на двух основных стадиях досудебного урегулирования:

  • во-первых, при рассмотрении возражений (разногласий) налогоплательщиков на стадии- рассмотрения материалов проверки (от момента вручения акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля до вынесения решения);
  • во-вторых, при рассмотрении заявлений и жалоб налогоплательщиков на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.

Представляется целесообразным сравнить показатели 2013 года, 2014 года и 2015 года после создания подразделения налогового аудита. Рассмотрим таблицу 1

Таблица 1. Анализ жалоб и возражений при МРИ ФНС России №1 по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в г. Ханты-Мансийске за 2013-2015гг. (шт.)

Показатели

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Темп роста

Абс. число

%

Абс. число

%

Абс. число

%

2015 к 2013

2014 к 2013

2015 к 2014

Всего поступило жалоб и обращений

357

362

387

30

108

5

101

25

107

Рассмотрено

216

259

318

102

147

43

119

59

123

Оставлено без рассмотрения

141

103

69

–72

48,9

-38

73

-34

67

Удовлетворено

66

98

144

78

218

32

149

46

147

Без удовлетворения

150

161

174

24

116

11

107,3

13

108

Как видно из таблицы 1, за период 2013-2015гг. всего поступило жалоб и обращений — 357, 362 и 387 соответственно; рассмотрено — 216, 259 и 318 соответственно; оставлено без рассмотрения — 141, 103 и 69 соответственно; удовлетворено — 66, 98 и 144 соответственно; без удовлетворения — 150, 161 и 174 соответственно.

Темп роста по всем показателям положительный, за исключением количества жалоб, оставленных без рассмотрения, — их количество уменьшилось на 72 или 51,1% по отношению 2015г. к 2013г. Количество поступивших жалоб увеличилось на 30 или 8% по отношению 2015г. к 2013г. Количество рассмотренных жалоб увеличилось на 102 или 47% по отношению 2015г. к 2013г. Жалобы и обращения, которые удовлетворены, увеличились на 78 по отношению 2015г. к 2013г. Так же, в процентном соотношении, в 2015г. удовлетворено жалоб и обращений на 15% больше, чем в 2013г. Жалобы и обращения без удовлетворения увеличились на 24 по отношению 2015г. к 2013г. Но, в процентном соотношении, в 2015г. жалоб и обращений без удовлетворения стало на 15% меньше, чем в 2013г. Более наглядно данные таблицы 1. можно увидеть на представленном рисунке 1.

Динамика показателей работы отдела налогового аудита за 2013-2015гг.
Рисунок 1. Динамика показателей работы отдела налогового аудита за 2013-2015гг

Положительный рост всех показателей говорит об эффективности создания подразделения досудебного регулирования налоговых споров, а уменьшения количества жалоб оставленных без рассмотрения указывает на повышение грамотности налогоплательщика.

На сегодняшний день отдел внутриведомственного аудита продолжает свое существование и доказывает целесообразность своего создания.

Далее целесообразно провести анализ по жалобам налогоплательщиков процедуры досудебного урегулирования по УФНС Ханты-Мансийского автономного округа — Югры за 2013—2015гг. для рассмотрения состояния данного вопроса в современное время.

Всего предъявлено за 2013 год 1026 жалоб налогоплательщиков на действия (бездействия), акты, решения налоговых органов о привлечении, либо отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Всего предъявлено в УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре за 2014г од 766 жалоб налогоплательщиков на действия (бездействия), акты, решения налоговых органов о привлечении, либо отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, за аналогичный период 2013 года предъявлено 1026 жалоб, что на 25% меньше по сравнению с аналогичным периодом.

Всего предъявлено в Управление за 2015г. 703 жалобы налогоплательщиков на действия (бездействие), акты, решения налоговых органов о привлечении, либо отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, за аналогичный период 2014 года предъявлено 76 6жалоб, что на 8,2% меньше. Таким образом, мы наблюдаем стабильную тенденцию к снижению прироста числа рассматриваемых в досудебном порядке налоговых споров на стадии рассмотрения в Управлении жалоб.

Более наглядно данные изложенные выше, можно рассмотреть на рисунке 2.

Сравнительный анализ поданных и рассмотренных жалоб налогоплательщиков по Управлению ХМАО-Югры за 2013—2015гг.
Рисунок 2. Сравнительный анализ поданных и рассмотренных жалоб налогоплательщиков по Управлению ХМАО-Югры за 2013—2015гг

Проведенный анализ по жалобам налогоплательщиков процедуры досудебного урегулирования показал, что Инспекциями округа допускаются нарушения требований налогового законодательства. В ненадлежащей степени обеспечивается качество проведения и оформления результатов контроля налоговых органов в части получения весомой доказательственной базы, нарушаются установленные НК РФ сроки и процедуры, допускаются различного рода технические ошибки, не всегда учитывается сложившаяся судебная практика. Данные причины не косвенным образом подтверждают недоработки территориальных налоговых органов.

Для более глубокого анализа рассмотрим жалобы (возражения) налогоплательщиков в суммовом эквиваленте, то есть в части оспариваемых и удовлетворенных сумм.

За 2013 налогоплательщиками оспорено 2175 актов налоговых проверок, в том числе юридическими лицами — 1251акт или 57,5% от общего числа оспоренных, индивидуальными предпринимателями — 488 актов или 22,4% от общего числа оспоренных, физическими лицами — 436 актов или 20,1% от общего числа оспоренных.

Сумма оспариваемых требований по актам налоговых проверок составляет 2367041 тыс. руб., в том числе по юридическим лицам — 2215374 тыс. руб., или 93,6% от оспариваемой суммы, индивидуальным предпринимателям 113480 тыс. руб., или 4,8%, физическим лицам — 38187 тыс. руб., или 1,6%.

Сумма удовлетворенных требований (полностью, частично) по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки составляет 854678тыс. руб., или 36,1% от оспариваемых требований по актам налоговых проверок, в том числе юридических — лиц 785309 тыс. руб., или 91,9%; индивидуальных предпринимателей — 55498 тыс. руб., или 6,5%; физических лиц — 13871 тыс. руб., или 1,6%.

За 2014 год налогоплательщиками оспорено 2 154 акта налоговых органов из 63 743 актов налоговых органов, составленных по результативным налоговым проверкам, или 3,8% от числа составленных актов по результативным налоговым проверкам.

Сумма оспариваемых требований по указанным актам налоговых проверок составила 3 349 834 тыс. руб. Сумма удовлетворенных требований (полностью, частично) по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки составила 736 597 тыс. руб., или 22% от оспариваемых требований по актам налоговых проверок.

Всего в территориальных налоговых органах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за 2015 год налогоплательщиками оспорено 2 056 актов налоговых органов из 75 128 актов налоговых органов, составленных по результативным налоговым проверкам, или 2,7% от числа составленных актов по результативным налоговым проверкам. Сумма оспариваемых требований по актам налоговых проверок за 2015 год составила 2 664 953 тыс. руб. По результатам рассмотрения возражений налогоплательщиков из 2 056 возражений доводы налогоплательщиков удовлетворены в 1 413 случаях (921 полностью, 492 частично) на сумму 749 120 тыс. руб., или 68,7% в количественном выражении (28,1% в суммовом выражении). А неудовлетворенная (отказанная) сумма идет в пользу государства.

Исходя из вышеизложенных данных, вытекает следующая диаграмма:

Динамика оспариваемых и удовлетворенных сумм по возражениям, заявлениям, жалобам налогоплательщиков на акты налоговых органов за 2013-2015гг.
Рисунок 3. Динамика оспариваемых и удовлетворенных сумм по возражениям, заявлениям, жалобам налогоплательщиков на акты налоговых органов за 2013-2015гг

Так, в 2014 году оспариваемая сумма увеличилась на 41,5%, а в 2015 уменьшилась на 20,4%. Доля удовлетворенных сумм 36%, 22% и 28% соответственно за каждый период, что свидетельствует об улучшении качества работы налоговых органов. Также стоит заметить, что удовлетворенная сумма уменьшилась на 13,8% в 2014 году в отношении к 2013 году, а в 2015 в отношении к 2014 году увеличилась на 1,7%.

Исходя из практики, причинами возникновения налоговых споров являются следующие:

  • выявление в действиях налогоплательщика признаков необоснованной налоговой выгоды за счет наращивания расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций и на необоснованное возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета;
  • в связи с вступлением в законную силу изменений, внесенными Федеральным законом РФ № 229-ФЗ в часть первую НК РФ, в ст. 119 Кодекса в части увеличения размера налоговой санкции с 100 руб., до 1000 руб., за несвоевременное представление налоговой декларации;
  • непредставление налогоплательщиками в ходе налоговых проверок всех имеющихся у них документов;
  • ситуация с почтовыми отправлениями, которые датируются отделениями связи на квитанции налогоплательщика сегодняшней датой, а отправляются на следующий день, таким образом, налоговый орган при получении конверта регистрирует дату отправки и при выявлении нарушения срока фиксирует налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 119 НК РФ;
  • оспаривание решения по результатам камеральной налоговой проверки о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 122 НК РФ;
  • обжалование действий Инспекций, выразившиеся в несоблюдении должностными лицами налоговых органов требований, установленных п.14 ст. 101 НК РФ;
  • обжалование мероприятий, связанных с выездными налоговыми проверками;
  • ссылки налогоплательщиков на п.4 ст.112, п.1 ст.114 Кодекса, предусматривающие обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Среди объективных причин роста споров с налогоплательщиками на стадии досудебного урегулирования можно выделить следующие:

  1. Обязательное требование досудебного обжалования решений о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности;
  2. Упрощенный порядок подачи жалобы (нет жестких требований к форме заявления, перечню необходимых документов, отсутствует обязанность уплаты пошлины за рассмотрение жалобы, а также возможность подать жалобу через соответствующий налоговый орган вынесший решение);
  3. Возможность налогоплательщика не исполнять решение налогового органа до момента вступления его в законную силу путем подачи апелляционной жалобы. В этом случае решение налогового органа вступает в законную силу со дня утверждения его вышестоящим налоговым органом (п. 9 ст. 101 НК РФ), а в силу п. 3 ст. 101.3 НК РФ требование об уплате налога, пени, штрафа направляется только на основании вступившего в силу решения.

Проведенный анализ по жалобам налогоплательщиков процедуры досудебного урегулирования по Инспекциям Ханты-Мансийского автономного округа — Югры показал, что Инспекциями округа допускаются нарушения требований налогового законодательства, в том числе требований ст. 100—101 НК РФ. В ненадлежащей степени обеспечивается качество проведения и оформления результатов контроля налоговых органов в части получения весомой доказательственной базы, нарушаются установленные НК РФ сроки и процедуры, допускаются различного рода технические ошибки, не всегда учитывается сложившаяся судебная практика. Данные причины не косвенным образом подтверждают недоработки территориальных налоговых органов.

В связи со сложившейся ситуацией, возникает необходимость наладить работу в данном направлении, таким образом, чтобы элементарные ситуации урегулировались на местах, а не порождали поток новых жалоб.

На сегодняшний день налоговое законодательство предусматривает, в зависимости от предмета спора и срока, в течение которого была подана жалоба, два вида производства по жалобе: кассационное и стандартное. При этом не всякая жалоба, поданная в вышестоящий налоговый орган, является кассационной.

Кассационный порядок обжалования касается только двух видов, не вступивших в законную силу решений: о привлечении к налоговой ответственности и об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которые выносятся по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

В случае подачи кассационной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (п. 9 ст. 101 НК РФ). Кассационная жалоба подается через налоговый орган, принявший оспариваемое решение, и в течение 3-х рабочих дней вместе со всеми необходимыми для ее рассмотрения материалами должна быть передана в соответствующий вышестоящий налоговый орган. Рассмотренные выше итоги работы налоговых органов по урегулированию налоговых споров в досудебном порядке указывают на необходимость обеспечения снижения количества налоговых споров. Добиться данного положения можно посредством систематической работы над выявлением и исключением нарушений и недостатков, установленных вышестоящим налоговым органом или судом жалоб и исков налогоплательщиков и повлекших признание оспариваемых актов, действий или бездействий, налоговых органов, необоснованными.

Улучшение показателя эффективности работы налоговых органов также может быть выполнено только при достижении более качественного уровня функционирования подразделений досудебного аудита на территориальном уровне, а также более активным взаимодействием с подразделениями контрольного блока.

Реализация поставленных задач на текущий год по созданию механизма, направленного на внесудебное разрешение споров, начиная с самой ранней стадии их возникновения, системы реагирования на обращения и замечания налогоплательщика, нарушения и недоработки налоговых органов, наряду с усилением аналитической составляющей в работе подразделений досудебного аудита и укомплектованием их квалифицированными специалистами, приведет к дальнейшему развитию системы досудебного урегулирования в Российской Федерации и эффективному выполнению изначально поставленных задач, дальнейшего снижения числа споров в судах, повышению степени доверия к налоговым органам со стороны населения и бизнеса, и улучшения качественной составляющей работы налоговых органов в целом.

Читайте также

Список литературы

  1. Агапов А. Досудебное урегулирование налоговых споров — выбор современных налогоплательщиков — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL:http://www.bashinform.ru/interview/452026/ (Дата обращения: 29.05.2016).
  2. Механизм досудебного урегулирования налоговых споров, нужен или нет? — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://blogfiscal.ru/?p=399#more-399 (Дата обращения: 29.05.2016).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч 1 и 2 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
  4. Отчет о результатах рассмотрения жалоб и возражений за 2013-2015гг.
  5. Правовая система «Консультант плюс»
  6. Распоряжение Федеральной налоговой службы «О концепции развития налогового аудита в системе налоговых органов».
  7. Снег Н. О налоговом аудите и нагрузке на подразделение — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://blogfiscal.ru/?p=4365 (Дата обращения: 29.05.2016)
  8. Федеральный закон от 2.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрении обращений граждан Российской Федерации».
  9. Формы налоговой отчетности 3-«НС"»за 2013—2015 года.
  10. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http www.nalog.ru — официальный сайт Федеральной налоговой службы.
  11. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http www.r86.nalog.ru — официальный сайт Управления Федеральной налоговой службы по ХМАО — Югре.

Цитировать

Солодовникова, У.Н. Анализ досудебного урегулирования налоговых споров / У.Н. Солодовникова, Ю.А. Трофимова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 121-129. — URL: https://novainfo.ru/article/6443 (дата обращения: 20.01.2022).

Поделиться