Проблема справедливости

NovaInfo 47, с.182-186, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема справедливости,и ее актуальность в наше время.

Ключевые слова

БОГ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ, ОБЩЕСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Текст научной работы

Для работы я выбрал проблему справедливости из-за ее актуальности сегодня. Действительно, если упомянуть в разговоре с православным человеком справедливость, то очень вероятно, что в ответ на губах появится презрительная улыбка. Кажется, что такое отношение к справедливости как раз нельзя назвать справедливым, и нам, христианам, необходимо подробно рассмотреть это понятие. В качестве опорного материала я выбрал статью Н. В. Сомина: «Оправдание справедливости» от 09.11.11.

В своей статье он поднимает такие вопросы как: От Бога ли справедливость? Или она есть человеческое установление? Почему для людей столь важна справедливость? Существует ли она?

Рассмотрение этих вопросов, несомненно, поможет нам более полно понять главную проблему: Существует ли в современном обществе справедливость.

Для начала разберемся в видах справедливости, которые выделяет Сомин в своей статье. Он выделяет абсолютную и относительную справедливость: «Суть дела в том, что во всяком социуме, даже далеко отстоящем от «нормативной точки», все равно вырабатываются свои, локальные нормы справедливости. Новый Завет очень тонко улавливает и этот нюанс, уже не привязываясь к определенному уровню любви: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6,31). Иначе говоря, «люби ближнего как самого себя» показывает нам уровень «нормативной» справедливости, но справедливость может иметь место и на других уровнях нравственности - выше или ниже.»

Относительная справедливость объективна, но она зависит от господствующих в обществе социально-экономических отношений, а те, в свою очередь, - от уровня любви. Принципы же распределения, как известно, разные, и если выстроить их сверху вниз, то получится следующая картина:

1. Есть высшая справедливость в высочайшем из обществ - Иерусалимской общине: «имели все общее и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян.2,45).

Комментарий: «То, что это именно справедливость, видно из следующего эпизода: когда некоторые вдовицы «пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян.6,1), то апостолы, поставив семь диаконов, восстановили справедливость, ибо считали введенный ими строй общей собственности справедливым - для христиан, разумеется.»

2. Ступенькой ниже, но тоже очень высокий принцип - «поровну».

Комментарий: «В условиях ограниченности ресурсов имущественное равенство подчеркивает братский характер отношений. Разумеется, жизнь по-братски очень непроста. Она требует от людей не на словах, а на деле присутствия таких христианских добродетелей, как смирение, терпение, и главное - подлинной, нелицемерной любви.»

3. Еще ниже, но также недалеко от «нормативного» уровня, стоит распределение «по труду».

Комментарий: «Этот принцип настолько близок большинству человечества, что к его реализации стремились все социальные реформаторы. Тут уже о братских отношениях говорить не приходится, но имеет место относительная солидарность, сочетающаяся с поддержкой наименее имущих. Советский социализм в принципе стремился к повсеместной реализации этой нормы. В основном это удавалось, но, надо признать, не всегда - труд, например, крестьян оплачивался ниже труда городских жителей».

Но, к несчастью, мир живет иначе - «по капиталу» - принципу несравненно более низменному. Хозяйственный уклад в нем представляет собой преобладающую частную собственность, коллективная же практически отсутствует. И тем не менее он господствует в капиталистическом обществе: для него «справедливо», если собственник получает больше рабочего, если крупная фирма съедает мелкую, если банкир вообще делает деньги из воздуха, и если страна, печатая зеленые фантики, получает за них реальную продукцию. Отклонения от этих норм в сторону криминала считаются нечестными и запрещены законом. А отклонения в сторону социалистического «по труду» вызывают у носителей капиталистической «справедливости» тихую ярость и неуемное желание всеми правдами и неправдами такие «аномалии» ликвидировать.

И тем не менее капитализм - еще не край распределения. Может быть еще худшее - криминальное общество, где господствует принцип «по силе». Там нормой считается убийство, прямой отъем, рэкет. Под стать этому «справедливость», которая поддерживается внутри бандитских кланов.

Итак, Сомин выстроил лестницу справедливостей, которую можно и нужно уточнять. Но и из приведенного ясно, что справедливость, будучи феноменом социальным, в форме относительной справедливости возникает в любом обществе. Более того, оказывается, что чувство справедливости - чувство глубочайшее, сродни совести, чувство, укорененное в каждой душе, заложенное туда самим Богом, чувство, ответственное за социальную жизнь человека. И именно поэтому справедливость столь важна для людей. Хотя они трактуют ее по-разному, но сама необходимость соблюдения справедливости для большинства очевидна. Справедливость оказывается ничуть не менее важной ценностью, чем свобода. Смысл справедливости - в обеспечении достойной жизни человека в обществе. Но поскольку еще Аристотель определял человека как «существо общественное», недвусмысленно намекая, что вне общества человек человеком стать не может, то соблюдение социальной справедливости означает сохранение образа Божия в человеке.

Более того, оказывается, что относительная справедливость является мерой любви в обществе. Заряд любви как бы материализуется в соответствующих нормах социальной справедливости. Какова любовь, такова и справедливость, и наоборот. И если справедливости нет (точнее, относительная справедливость на низком уровне), то разговоры о любви носят оттенок демагогии - она в обществе отсутствует. Разумеется, любовь совсем исчезнуть не может, но тогда она умаляется, уходит в чисто личные контакты, не выходя на уровень социальных отношений. Наоборот, на высоких ступенях нравственности любовь и справедливость все более сближаются. В Боге Божественная любовь и Божественная справедливость совпадают, получая название Божией Правды.

Наконец, относительная справедливость позволяет нам точнее сформулировать критерий стабильности общества. Если в обществе сформировалось большинство, которое поддерживает существующую в обществе справедливость, то общество будет стабильным. Например, уже многие десятилетия наши философы ждут распада западного капитализма, а он, хоть и смердит, но все живет и живет. Стабильность капитализма обусловлена существованием столь мощной и ненарочито действующей системой промывания мозгов, что большинство искренно исповедуют формулу справедливости: «богатый и сильный - молодец, а бедный и слабый - лузер». Консенус относительно такой «справедливости» там налицо, и потому никакие попытки «социализировать» современный Запад никогда не приводили к сколь-нибудь серьезному результату.

И наоборот, если в обществе нет согласия, если имеет место разделение на группы, которые по-разному понимают социальную справедливость, то общество обречено на нестабильность - конфликты, перевороты, революции, взрывы массовых беспорядков и проч. Такова наша Россия. У русских всегда было обостренное чувство справедливости, причем, на высоком, почти «нормативном» уровне.

Комментарий: «Подводя краткий итог можно сказать, что социальная справедливость - это здоровье общества. А здоровье, как известно, бывает разное. Если с социальной справедливостью все в порядке, то такое, в основе своей здоровое общество, может успешно решать и другие свои проблемы. Если же справедливость исчезает, то общество неизбежно рассыпается, умирает. И для нас, клеточек общества, его здоровье имеет первостепенное значение - несправедливость болью отзывается во всех нас.»

Теперь когда мы поняли суть справедливости можно вплотную заняться вопросом, при каких условиях существует общество социальной справедливости.

Индивидуалисты первого рода - это большинство человечества. Это люди, хотя в силу падшести, старающиеся урвать себе, но все же люди, в которых голос Божий еще не полностью вытеснен звоном злата, люди, пусть и не твердые в добре, но все же способные на него. И если глас Божий их достигает, то они начинают понимать важность социальной справедливости, принимать ее, требовать ее осуществления, бороться за нее. Но они же могут быть совершенно индифферентны к справедливости, утыкаясь в корыто потребления.

И за эти нетвердые души идет упорная борьба. Капитализм силится вытравить из них само понятие социальной справедливости, поставив на ее место наживу. В ход идет целая система приемов, направленная на снижение культурного уровня, на замену духовного материальным, на изображение греха в выгодном свете. Но всегда задача одна: вбить в голову человека мысль, что тебе нужно заботиться о благополучии только самого себя, а другие - пусть сами о себе позаботятся.

От исхода этой борьбы за души людей и зависит ответ на вопрос о возможности социальной справедливости - если за «нормативную» справедливость большинство, то возможна и победа. Но победить можно только при объединении всех антикапиталистических сил, как правых, так и левых. И более того, необходимым условием является активное участие в этом движении Православной Церкви. По сути дела она должна духовно возглавить антикапиталистическое движение. Церковь должна сказать, что капитализм и социальная справедливость - две вещи несовместные. И не только сказать, но и жить в соответствии с этим принципом. Тогда ей поверят очень и очень многие, даже неверующие. И тогда станет возможным изменение психологии индивидуалистов первого рода в сторону коллективизма и приятия подлинно евангельских, «нормативных» воззрений на социальную справедливость.

Что у нас получилось в итоге: действительно, справедливость существует, и она имеет Божье начало. Справедливость крайне важна для каждого человека и проблема ее существования наиболее острая в мире. Но нынешняя мировая тенденция развития крайне опасна для социальной справедливости. Капиталисты всеми правдами и неправдами пытаются из-за всех сил навязать большинству свою точку зрения и отношение к миру, что, несомненно, губительно для справедливости. И нам нужно быть крайне осторожными, чтобы не попасть на их удочку.

Читайте также

Список литературы

  1. Сомин Н.В. «Оправдание справедливости» от 09.11.11 http://chri-soc.narod.ru/opravdanie_spravedlivosti.htm
  2. «Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета» Российское Библейское общество. Москва 2011г.

Цитировать

Пискунов, Р.П. Проблема справедливости / Р.П. Пискунов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 182-186. — URL: https://novainfo.ru/article/6706 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться