И.Я. Яковлев об общественном идеале чувашей

№61-2,

философские науки

В статье рассматривается проблема конструирования общественного идеала в рамках национального сознания чувашей. Основные принципы организации содержания общественного идеала чуваш были разработаны И.Я. Яковлевым.

Похожие материалы

Рубеж XX-XXI веков оказался роковым в многовековой истории народов России и Чувашии. Именно сегодня решается вопрос, каким будет их социально-экзистенциальный выбор, сумеют ли они сохранить свою национальную особенность, язык, культуру, традицию, определить парадигму общественного развития, что очевидно связанно с конструированием представлений о социальном идеале.

Проблема общественного идеала становится особенно актуальна в периоды осознания народом утраты смысла своего существования, которое перестает быть цельным и благодатным, теряет свои общезначимые цели для большинства нации, что в свою очередь грозит полным разрушением традиционной системы бытия. Вопрос о сущности общественного идеала поднимался чувашским народом еще на заре своего этнического становления. Представления об идеале образуют древнейший элемент мировоззрения [1, с. 49]. В научной среде под термином «идеал» понимают следующее: «Идеал — это то, что составляет высшую цель деятельности, стремление, совершенное воплощение чего-нибудь» [5, с. 349]. Безусловным авторитетом в исследовании этой проблемы является И. Кант, который говорит об идеале как о состоянии достигнутого совершенства, представленного нами уже сегодня. Он не может быть практически реализован в реальной действительности. В материальной деятельности человека идеал действует как априорно понимаемый «регулятивный принцип» [7, с. 195]. Фихте утверждает: «Мы знаем, что идеалы не могут существовать в действительном мире, мы лишь утверждаем, что по ним должно судить о действительности и последнее изменяется теми, которые чувствуют в себе силы для этого» [8, с. 169].

Под социально-национально-общественным идеалом мы понимаем представление о некоем совершенном и желаемо приемлемом для всего этноса социальном институте существования [5, с. 41]. По нашему мнению, социальный идеал является своеобразной проекцией общественных потребностей, в которых нет места всему незначительному, непостоянному, случайному. Общественный идеал нации представляется явлением многогранным, в этом случае является правильным говорить об относительно самостоятельно существующих политических, нравственных, эстетических идеалах. Социальный идеал фиксирует общественные отношения, отражает потребности в совершенствовании социальной структуры общества, всех сторон его жизни и проявлений его жизнедеятельности.

Решение вопроса об общественном идеале чувашей в качестве философской проблемы должно определяться общими, безусловно, признаваемыми значениями рассматриваемого явления. Мы имеем в виду то представление нации об идеале, которое вне зависимости от времени и социально-экономической обстановки всегда одно и то же и стремление к которому составляет смысл существования национального сообщества. На наш взгляд, главная идея, на которой базируются представления о национальном общественном идеале чувашей, — это идея социальной справедливости. Именно в социальном взаимодействии внутри коллектива справедливость выступает в роли оценочного явления, всеохватывающей меры воздаяния или предъявления моральных претензий к результатам и методам социальной активности. Достижение справедливости является важнейшим компонентом коллективистского аспекта в духовной российской традиции, которая, собственно говоря, и основана на национальных представлениях о свободе (воля и справедливость). Справедливость, в понимании чувашей, представляется материализацией в социальных отношениях христианских формул воздаяния — «каждому свое» и «каждому аз воздам». При этом, справедливость не воспринимается как готовая система мер, актов, положений, действий. Они ощущают ее в фатуме событий, которые содержат в себе практическую реализацию вышеуказанных формул.

В понятие «справедливость» в России вкладывали и вкладывают осмысление и оценку событий, и действий личности с точки зрения исторически сложившихся представлений о правильном порядке вещей, т.е. таком порядке, который соответствует народным представлениям об истине. В этой связи понятие «справедливость» для чуваш созвучно понятию «равенство». Наличие имущественного и правового неравенства и прежде всего нарушение принципа справедливого распределения воспринимается массовым национальным сознанием крайне болезненно [4, с. 400]. Сознание этноса изначально стремится преодолеть любые проявления подобного рода, что нашло свое отражение и в народных сказках, легендах и песнях, посвященных этой теме, в которых выражались сокровенные чаяния и мечты о справедливом общественном бытии [3, с. 318]. Во многих национальных сказках можно отследить путь надежды людей в их душевных поисках и в вере в существование мифической страны счастья, где все люди живут в гармонии между собой, основанной, в том числе и на материальном достатке, который в свою очередь стал результатом справедливого распределения обязанностей по производству материальных ценностей и являющимся основанием для общественного благополучия. В национальных сказках чувашей замечательная, счастливая, жизнь коллективным сознанием связывалась, прежде всего, с активной жизненной позицией человека труда. Зачастую главные герои, не смотря на наличие у них волшебных предметов, предпочитают жить, опираясь на собственные естественные способности и трудовые навыки, а волшебную силу используют только в интересах всего общества. Ведущими персонажами национальных бытовых сказок являются простые люди, живущие на средства, полученные собственным трудом, люди, которые даже за большие деньги не желают отречься от своих профессиональных навыков, приносящих пользу людям и уважение земляков их обладателям. Человек, зарабатывающий на жизнь физическим трудом, наделен в сказках чувашей правом радеть за восстановление общественной справедливости, и обладает всеми необходимыми для этого качествами: находчивостью, большой сообразительностью, остротой ума и языка, что помогает ему одолеть глупость, жадность и вздор эгоистов. Последние часто выставляются лентяями, за что несут справедливое и суровое наказание — потерю авторитета в обществе. В понятие «справедливость» чуваши вкладывали и вкладывают осмысление и оценку событий и действий личности с точки зрения исторически сложившихся представлений о правильном порядке вещей, т. е. таком, который соответствует народным представлениям об истине.

Идеальное представление о национальном общественном устройстве выдвигалось выдающимся деятелем просвещения чувашей — их духовным «патриархом и богом» [2, с. 16]. Иваном Яковлевичем Яковлевым, предложившим в качестве главных путей достижения этого идеала целый комплекс различных социально-просветительских мер. И.Я. Яковлев призвал чувашский народ прежде всего к постижению высот просвещения и всеобщему приобщению нации к ценностям русской православной культуры, в чем видел средство получения родным народом доступа к достижениям мировой цивилизации. Общественный идеал он усматривал в сохранении коллективистского бытия, этнического единства чувашского народа, с чем связывал утверждение нравственности и разума в отношениях между людьми, что в свою очередь приведет к решению социально-экономических проблем нации. Культурное, интеллектуальное, этическое совершенствование и, прежде всего, самосовершенствование личности и этноса в целом — именно это, по его мнению, обеспечит нации социальный мир и всеобщую гармонию. Свое «Духовное завещание чувашскому народу» он составил именно в форме традиционных «семи благословений», к которым отнес:

  1. дружбу и национальное единство;
  2. любовь к малой родине — Чувашии и к большой — России;
  3. семейное целомудрие;
  4. лояльное отношение к окружающей социальной среде;
  5. трудолюбие;
  6. честность и правдивость;
  7. скромность. [2, с. 14].

В представителях национальной элиты, призванной, по мнению И.Я. Яковлева, осуществлять на практике идеалы народной справедливости, он желал видеть людей исключительно порядочных, правдивых, заботящихся о благе своего народа, глубоко проникнутых национальной культурой, добродетельных, трудолюбивых и справедливых. Представление И.Я. Яковлева об общественном идеале, базирующееся на принципах взаимного уважения, терпимости, веры в общее достойное будущее, является главнейшим ориентиром цивилизационного пути развития чувашского этноса.

Список литературы

  1. Арсентьева С.И., Степанов А.Г Цивилизационно – циклическая модель социально - исторической реальности: этапы эволюции и значение // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 47-49.
  2. Кураков Л.П. Прометей из чуваш: размышления о выполнении духовного завещания И. Я. Яковлева. – Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1999. – 132 с.
  3. Кузьмин Ю.А. Общественное бытие и общественное сознание проблема философского анализа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : NovaInfo.Ru.
  4. Кузьмин Ю.А. Правовое сознание как духовная ценность // Итоги научно-исследовательской деятельности изобретения, методики, инновации. Сб. материалов XVII международной научно-практической конференции. М. : – 2016. – С. 399-400.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. : Сов. энцикл., 1964. – 349 с.
  6. Степанов А.Г., Соколова Л.Ю Этносубъективный фактор формирования картины мира // Uropean social science journal. – 2014.№ 7-3 (46). С. 41-46.
  7. Философская энциклопедия. – М. : Политиздат, 1962. – 295 с.
  8. Философский энциклопедический словарь. – М. : Политиздат, 1997. – 459 с.