Философия физики и физика жизни: ретроспективный анализ

NovaInfo 48, с.202-205, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Исследование философии науки неизбежно приводит к фундаментальным вопросам основания самой науки, предпосылок её становления и развития, взаимосвязи научного знания и философских интерпретаций. В статье показаны основные моменты становления философии физики, развития физического знания относительно значимых принципов его развития, диктуемых философскими концепциями. Определена важная роль физики жизни как одного из фундаментальных аспектов научного поиска и центрирующего начала в области развития научного знания.

Ключевые слова

ЧЕЛОВЕКОМЕРНОСТЬ, ВЕРОЯТНОСТЬ, КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ, ФИЗИКА ЖИЗНИ, ФИЛОСОФИЯ ФИЗИКИ

Текст научной работы

Многообразие феноменальной стороны действительности представляет собой важный фактор непосредственного контроля знания фактом существования объекта, интенционально соотнесённого с методом собственного анализа. Способ познания с древних времён ограничивался восприятием эмпирической стороны действительности, выделением существенных сторон реальности в гранях восприятия образа мироздания и соотнесения субъективного понимания с ним, с его принципами, методами и законами. Философский анализ явил собой важнейший элемент развития осознания структуры бытия.

В соответствии с философскими представлениями понимание природы объективной реальности может быть определено в традициях материалистической и идеалистической концепции. Но именно философы-материалисты следовали в направлении структуризации образности знания о действительности и обобщали накопленный опыт согласно основам, впоследствии детерминировавшим появление строгого научного принципиального знания, отличающегося от философской интерпретации бытия высокой степенью определённости объекта научного поиска в понятно общепринятой символике.

Тем не менее, обобщённые концепции понимания бытия согласно материалистической школе дополнялись идеалистическими воззрениями, традиционно восходящими к учению Платона о мире идей и параллельно научным традициям следующими во всём объёме придания совокупности знания определённость, чёткость и непротиворечивость согласно возможности достижения описанных параметров [1]. Во всей совокупности идеалистических представлений о структуре бытия высокую значимость приобретает «теория символов» субъективно-идеалистической направленности в соответствии с принципом конвенционализма. Так, согласно М. Шлику: «Следует совершенно отбросить мысль о том, что суждение по отношению к факту могло быть чем-то большим, нежели знаком…» [2]. Опираясь на знаковую интерпретацию любого толкования и описательного акта, конвенционалисты абсолютизировали «факт многообразия логических исчислений» (по Р. Карнапу), экстраполировав объективную реальность в соответствии с планом соответствия в границах многообразия субъективной рационализации данной действительности в непротиворечивости установленных критериев, отобранных учением [3. C. 196 – 198].

Позиция конвенционализма подверглась жёсткой критике, но своей явленностью она определила возможность распространения образного восприятия действительности в границах, определённых любой рационализацией, придав самому научному факту или всевозможному научно-познавательному акту лишь статус дополнения к общему принципу развития мыслительного накопления реализации познания комплексной структуры бытия. Подобные аспекты были раскрыты также в работе М. Борна, провозгласившего гипотетический характер научного знания и вероятностную структуру любой промежуточной истины [3. C. 208]. Данное понимание позволило иным образом раскрыть саму сущность элементарного научного знания как важной ступени в раскрытии структуры реальности. В самом деле, именно отличное от традиционного восприятие позволило научному поиску предопределить раскрытие структуры фундаментального уровня, выразившееся в теориях, подобных квантовой и релятивистской, что детерминировали экстраполяцию опытных данных о природе бытия в иных границах понимания самой природы бытия и соответствующих процессов.

Важно помнить, что «вероятностные степени обоснования знания служат вспомогательными операторами, содействующими поискам истины» [3. C. 209]. Всю совокупность научных исследований, выделенных из философских учений и в первую очередь трактуемых в границах физики как фундаментальной и наиболее структурирующей науки о природе бытия, можно трактовать как продолжение философских традиций в закономерном этапе собственного совершенствования. Научные исследования, ставящие своей конечной целью накопление эмпирического опыта и теоретического обоснования по максимально возможной совокупности накопленных данных, традиционно представляют собой соотношение структуры бытия во взаимодействии с индивидом в отдельности и обобщения знания в границах, предваряющих наиболее общее и полное понимание процессов Вселенной. Философия физики закономерным этапом собственного развития обратилась к проблемам физики жизни, т.е. науки об онтологии жизни, принципах жизни во многообразии своих проявлений, но в первую очередь по отношению к человеку. Интересными достижениями выступают идея о человекомерности и обращение к природе сознания как к одной из ведущих сторон особенностей человеческого существования.

Идея о человекомерности раскрывает отношение субъекта познания в сложной многообразной структуре бытия с основами бытия, с наиболее общими детерминантами, в результате чего определение протекания процесса феноменально соотносится с образцом исследования – носителем возможности реализовывать потенциал сознания. Подобные аспекты широко рассмотрены в современной синергетике, в работах И. Пригожина и др. Важно отметить, что ведущая роль субъекта познания в определении направленности протекания процесса определена особой структурой, особым порядком взаимодействия субъекта и бытия [4. C. 7].

Важнейшим свойством живого является возможность движения в направлении, противоположном общему принципу развития вещества во Вселенной, определяясь, согласно Э. Шрёдингеру, существованием «упорядоченности, которая поддерживается всё время» [5. C. 120]. В отличие от структур мироздания, не обладающих свойством поддержания жизни, человеческое существование конституируется определённого рода переходом от «беспорядка» к «порядку», реализуемого фундаментальными основаниями принципов организации самого человеческого существования.

Человеческое существование характеризуется реализацией «антиэнтропии», могущей быть названной, на антитезе с энтропией, мерой упорядоченности рассматриваемой системы. Человеческий организм определяется высокой степенью упорядоченности и чёткостью распределения процессов, совершающихся в нём. Физической стороной данного процесса и является реализация «антиэнтропии» на основе «антиэнтропии» окружающей среды (по Э. Шрёдингеру «человеческий организм «питается» «антиэнтропией» окружающей среды). Жизненная система основана на органическом веществе, детерминирующем основы существования самой жизни и реализующем своё влияние именно через высокую степень упорядоченности, одним из критериев которой и является возможность повышения отрицательной энтропии организмами. Так, структуризация живой системы конституирует самодостаточность её как объекта направленного поиска причинно-следственных связей жизненных процессов бытия в детерминированном природой представлении данных соотношений [5].

Вклад философско-физического научного поиска в понимание процессов, характеризующих жизненные системы, велик. В целом имеет место факт абсолютной цели любого научного поиска современности в соотнесённости с принципами жизни. Роль жизни – центрации упорядоченности и реализации сознательного потенциала – в совокупности исследований по определению природы бытия может приобрести абсолютный характер. Впрочем, следует отметить, что сам факт интерпретации научного поиска, задумки научного познания, реализации процесса определения аспектов феноменов действительности согласно установкам, провозглашённым наукой, существует в границах сознания и человеческого существования (наиболее объективная сторона познания определяется системой общих инвариант). И роль сознательно-фундаментальных аспектов жизни в научном поиске способна предстать в более обобщённом виде систематизации знания.

Читайте также

Список литературы

  1. Касаткин Д.М. Элизиум теней или сложная проблема сознания. 2013. № 17-1. URL: http://novainfo.ru/article/1833.
  2. Schlick M. Allgemeine Erkenntnislehre. Berlin: Springer, 1925. S. 7.
  3. Коршунов А.М., Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: Издательство Московского университета, 1974. 214 с.
  4. Бабосов Е.М. Взаимодействие философии, физики, космологии и генетики в истолковании человекомерности развития науки. // Социология: научно-теоретический журнал / Белорусский государственный университет. 2015. № 1. С. 3 – 13.
  5. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? / Пер. с англ. А.А. Малиновского. М.: РИМИС, 2009. 176 с.

Цитировать

Бондаренко, А.И. Философия физики и физика жизни: ретроспективный анализ / А.И. Бондаренко, А.В. Климов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 48. — С. 202-205. — URL: https://novainfo.ru/article/7027 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться