Особенности краудфандинга в России

NovaInfo 48, с.209-213
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается один из способов привлечения средств для реализации определенного проекта – краудфандинг. Определяется сущность краудфандинга, его преимущества перед другими способами финансирования проектов. Выделяются особенности краудфандинга в России, и делается заключение о том, что краудфандинг может стать альтернативой использованию классических способов привлечения капитала.

Ключевые слова

КРАУДФАНДИНГОВАЯ ПЛАТФОРМА, СТАРТАП, ПРОЕКТЫ, КРАУДФАНДИНГ, ИНВЕСТИЦИИ

Текст научной работы

Краудфандинг — это способ привлечения капитала через коллективные усилия друзей, родственников, клиентов и индивидуальных инвесторов, которые вкладывают в новый проект или бизнес небольшие суммы денежных средств. До недавнего времени финансирование бизнеса, проекта или предприятия включало сбор крупных сумм от нескольких лиц или фондов. Краудфандинг изменяет эту идею, путем использования сети Интернет, чтобы обратиться к тысячам потенциальных инвесторов.

Лица, желающие привлечь средства, создают профиль проекта на определенной платформе, веб-сайте. Затем, они используют различные способы, к примеру, социальные сети, для того чтобы заинтересовать как можно больше людей и получить необходимую сумму средств для реализации своего проекта. Сбор средств может осуществляться для различных целей:

  • реализации сельскохозяйственных проектов;
  • запись музыкального альбома;
  • помощь пострадавшим в стихийных бедствиях;
  • создание приюта для животных;
  • финансирование инновационного продукта, технологии и т.д.

Одним из преимуществ использования краудфандинга является отсутствие посредников при финансировании. Банки, биржи и венчурные фонды исключаются из процесса финансирования, и инвестор сотрудничает напрямую с создателем проекта.

Стартапы в России стремятся уйти от обычной схемы финансирования, потому что имеется множество административных и правовых барьеров, которые препятствуют развитию проектов. Создатели проектов хотят напрямую взаимодействовать с потенциальными инвесторами, которые заинтересовавшись каким-либо продуктом, могут сразу же внести определенную сумму денежных средств. Еще одним преимуществом краудфандинга является упрощение системы инвестирования, так как вложение можно осуществить через Интернет. Теперь, процесс финансирования стал намного проще, прозрачнее и демократичнее.

Родиной краудфандинга является США, где в 2003 году бостонский музыкант и компьютерный программист Брайан Камилио запустил веб-сайт «ArtistShare», который помогал музыкантам собирать средства от своих поклонников на цифровую запись песен, а в дальнейшем превратился в платформу по сбору средств для кино/видео и фотопроектов, а также музыкальных проектов. Поэтому именно в США краудфандинг наиболее развит и даже конкурирует с такими инвесторами как венчурные фонды. В целом же на Северную Америку и Европу сегодня приходится 95% мирового рынка краудфандинга.

В России первой краудфандинговой платформой стал проект Kroogi в 2008 году, который позволял исполнителям размещать свои произведения бесплатно и поддерживать материально понравившихся авторов. Но лишь 2012 год является началом «нового» краудфандинга в России, когда запустились две наиболее крупные и успешные платформы — Boomstarter и Planeta.ru.

На данный момент краудфандинг в России явление все еще новое, не достаточно развитое и популярное. Поэтому имеет место выделение определенных особенностей краудфандинга в России:

Экономическая ситуация

  • преобразования западного краудфандинга начались еще до кризиса 2008 года, в России же только в 2013 году;
  • Россия по показателю «личного благополучия» находится за пятым десятком стран, а по показателю средней заработной платы — в третьей-четвертой десятках;
  • в силу текущей экономической обстановки у многих россиян нет свободных денежных средств, следовательно они даже не ищут способы их вложить.

Менталитет

До сих пор к краудфандингу люди в России относятся весьма скептично. В достаточной мере это связано с 90-ми годами и популярными в то время финансовыми пирамидами и прочими схемами мошенничества.

Среда

Предпринимателям с момента начала своей деятельности некомфортно, одной из причин является мгновенное образование обязательств государству. Выживаемость малого бизнеса в России, особенно осуществляющего творческую и инновационную деятельность, в сравнении с США, Нидерландами, Израилем и другими странами крайне мала.

Индивидуализм

Краудфандинг и индивидуализм развивались на Западе достаточно долгое время. Существующие на данный момент платформы, наиболее признанные и популярные, пришли на уже сформированный рынок коллективного финансирования.

Однако в России такого рынка не было. Поэтому когда появились такие платформы как Boomstarter и Planeta.ru, никто не мог поверить в то, что они смогут осуществлять эффективно свою деятельность. Формирование рынка и культуры, так называемого, народного финансирования крайне нелегкая задача.

СМИ

Отечественная журналистика в большинстве своем оставляет желать лучшего. Но ведь именно от СМИ зависит успех сбора средств на конкретный проект, который они могли бы сделать популярным и довести до потенциальных инвесторов.

Большая часть изданий публикует скопированную информацию западного издания о проекте с Kickstarter (первая в мире краудфандинговая платформа в США и наиболее успешная), игнорируя отечественные проекты. Именно поэтому российские платформы должны иметь и развивать собственные PR-службы.

Низкий уровень технологических проектов

Среди множества различных проектов на существующих в России краудфандинговых платформах, инновационные и технологические проекты занимают далеко не первое место.

Согласно сервису статистики для российских краудфандинговых проектов Краудтрек на данный момент всего 22 проекта в сфере технологий, в то время как музыкальных проектов 110, а проектов в сфере кино/видео 81 штука (Рис.1).

Распределение по категориям текущих краудфандинговых проектов в России
Рисунок 1. Распределение по категориям текущих краудфандинговых проектов в России

Также Россия имеет коэффициент равный 0,66, согласно Глобальному индексу инноваций за 2015 год.

Культура создателей проектов

Многие авторы считают, что создав профиль проекта на краудфандинговой платформе, они сделали всю свою работу и теперь деньги должны сами сыпаться им «с неба». Но, не увидев результата, они начинают обвинять создателей платформы в том, что те не продвигают их проект.

Культура авторов проектов на данный момент достаточно низкая, многие даже не читают рекомендации по запуску проекта, а уже ожидают поступление средств. Поэтому платформы вынуждены организовывать курсы по краудфандингу, чтобы обеспечить создателей проектов потенциальным успехом в сборе необходимых средств.

Краудфандингу в России всего 4 года, поэтому при объективной оценке он показал в целом неплохие результаты. Поначалу такой способ привлечения капитала не был признан, вызывал сомнение и казался очередным обманом. Но, несомненно, краудфандинг имеет определенные преимущества по сравнению с другими способами финансирования проектов. Краудфандинг позволяет любому желающему реализовать свои творческие задумки, посредством привлечения средств через краудфандинговые платформы и в дальнейшем зарабатывать на осуществленном проекте. Уже на данном этапе использовать краудфандинг начинает все большее количество людей в России, и в дальнейшем, станет альтернативой классическим способам финансирования.

Читайте также

Список литературы

  1. Веселовский М. Я. Краудфандинг в России: состояние и возможности стимулирования инновационных стартапов // Инновационное развитие экономики. – 2016. - № 2(32). – С. 7-13.
  2. Калужский М.Л. Инновационные формы продаж в электронной коммерции // Практический маркетинг. – 2013. – № 4. – С. 23-34.
  3. Мнение: Почему краудфандинг в России — это не Kickstarter [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tjournal.ru/21042-mnenie-pochemu-kraudfanding-v-rossii-eto-ne-kickstarter (Дата обращения: 25.06.2016).
  4. Цветкова Е. С., Ганеева В. М. Краудфандинг как инструмент инвестирования // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2014. - № 19-2. – С. 83-88.
  5. The Global Innovation Index [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/content/page/data-analysis (Дата обращения: 25.06.2016).

Цитировать

Жиленко, К.Е. Особенности краудфандинга в России / К.Е. Жиленко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 48. — С. 209-213. — URL: https://novainfo.ru/article/7064 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться