Развитие математики в России в середине XVIII века

NovaInfo 48, с.13-15, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Физико-математические науки
Просмотров за месяц: 40
CC BY-NC

Аннотация

Математическое образование в России находилось до 13 века на уровне стран Восточной и Западной Европы. В 15-16 веках в связи с укреплением Русского государства и экономическим ростом страны значительно выросли потребности общества в математических знаниях. В восемнадцатом веке деятельность математиков сосредоточивалась в области анализа и его приложений к механике.

Ключевые слова

СТОЛЕТИЕ, МАТЕМАТИКА, ШКОЛА, ОБРАЗОВАНИЕ

Текст научной работы

Математическое образование в России находилось до 13 века на уровне стран Восточной и Западной Европы. Затем оно было надолго задержано монгольским нашествием. В конце XV века татарское иго было свергнуто и на Руси, хотя и с отставанием, начали развиваться торговля, строительство, оружейное дело.

В XVI - XVII веках появились многие руководства, которые содержали необходимые для практических нужд математические сведения.

Однако, наша Россия, лишенная выхода к морям, не имела того мощного стимула развития математики, каким в странах Западной Европы стало мореплавание.

В 15-16 веках в связи с укреплением Русского государства и экономическим ростом страны значительно выросли потребности общества в математических знаниях. В конце 16 века и особенно в 17 веке появились многочисленные рукописные руководства по арифметике, геометрии, в которых излагались довольно обширные сведения, необходимые для практической деятельности (торговли, налогового дела, артиллерийского дела, строительства и пр.).

В 1701 году императорским указом была учреждена в Сухаревой башне математически-навигацкая школа, где преподавал Л.Ф.Магницкий. Школа была предназначена для подготовки специалистов военно-морского флота, судостроителей, геодезистов, инженеров. В школу принимались подростки и юноши 12-20 лет всех сословий, кроме крепостных. Нуждающиеся находились на полном государственном обеспечении.

Курс обучения в школе состоял из трёх ступеней (классов, или школ): в начальной, т. н. русской, школе обучали чтению, письму, основам грамматики и началам арифметики; в цифирной (арифметической) школе - арифметике, геометрии, плоской и сферической тригонометрии; в высших, навигаторских классах - математической географии, астрономии, черчению, геодезии, навигации и др. Большинство учащихся, главным образом недворянского происхождения, ограничивалось первыми двумя ступенями, их направляли на подсобные работы во флот, писарями и др. Учащиеся высших классов проходили обязательную практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог и др. В 1703 в ней обучалось 300 учащихся, в 1711 -- 500.

В 1715 навигаторские классы школы были переведены в Петербург и на их основе создана Морская академия (Академия морской гвардии). Русские и арифметические классы продолжали работу в Москве как подготовительная школа новой академии. Закрыты в 1752, после учреждения Морского шляхетного кадетского корпуса.

Одной из характерных черт развития математического анализа в XVIII веке, было разветвление на несколько наук: дифференциального и интегрального исчисления, теории дифференциальных уравнений, в свою очередь расчленившейся на учение об обыкновенных дифференциальных уравнениях и об уравнениях в частных производных, вариационного исчисления, теории специальных функций, начал теории функций комплексного переменного. Выделяется также учение о бесконечных рядах. В рамках дифференциального и интегрального исчисления в качестве нового отдела вырастает анализ функций многих переменных.

В восемнадцатом веке деятельность математиков сосредоточивалась в области анализа и его приложений к механике. Самыми крупными математиками XVIII века можно считать следующих ученых:

  • Лейбниц (1646‑1716);
  • Братья Бернулли: Якоб (1654‑1705), Иоганн (1667‑1748);
  • Пьер Луи́ де Мопертюи́ (1698‑1759)
  • Даниил Берну́лли (1700–1782)
  • Эйлер (1707–1783);
  • Алексис Клод Клеро (1713–1765);
  • Жан Лерон д’Аламбер (1717–1783);
  • Жозеф Луи Лагранж (1736‑1813);
  • Лаплас (1749‑1827).

Читайте также

Список литературы

  1. Лубова, Т. Н. Многомерные статистические методы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. Н. Лубова ; М-во сел. хоз-ва РФ, Башкирский ГАУ. - Уфа : Изд-во БГАУ, 2015. - 64 с.
  2. Лубова, Т. Н. Теория вероятностей и математическая статистика [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. Н. Лубова ; М-во сел. хоз-ва РФ, Башкирский ГАУ. - Уфа : Изд-во БашГАУ, 2015. - 163 с.
  3. Исламгулов, Д.Р. Применение корреляционного анализа в агрономии [Текст] / Д.Р. Исламгулов, Т.Н. Лубова // Уральский научный вестник. – 2016. – Т. 4. - № 3. – С. 142-147.
  4. Лубова, Т.Н. Принципы статистического прогнозирования при разработке инновационной стратегии региона [Текст] / Т.Н. Лубова // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: Сборник научных трудов: 11-й Международной научно-практической конференции, 19-21 мая 2009 г. / Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. – С.-Петербург, 2009. – С. 155-156.
  5. Лубова, Т. Н. Многомерная классификация регионов Приволжского федерального округа по уровню финансовой безопасности [Текст] / Т. Н. Лубова // Конкурентоспособность региона в условиях экологических и демографических ограничений: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Улан-Уде: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. – с. 149-159.
  6. Лубова, Т. Н. Классификация регионов Российской Федерации методом кластерного анализа [Текст] / Т. Н. Лубова // Образование, наука, практика: инновационный аспект: Сб. материалов международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.Ф. Блинохватова. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. – С.379-381.

Цитировать

Фазылова, З.Р. Развитие математики в России в середине XVIII века / З.Р. Фазылова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 48. — С. 13-15. — URL: https://novainfo.ru/article/7091 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться