Развитие государственной политики в области семейных отношений

NovaInfo 48, с.64-67, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Сельскохозяйственные науки
Просмотров за месяц: 8
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены государственная семейная политика ее сущность, модернизация, роли семьи как базовогосоциального института государства и общества и изменении ее функций в процессе развития.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕМЬЯ

Текст научной работы

Семья – это структурное базисное образование, своеобразное «ядро» общества, его первичная клеточка. Наиболее значимые, актуальные общественные интересы формируются в семье и агрегируются сначала на уровне семьи, так как именно она является уникальным носителем, транслятором политического и социального опыта. Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение и социализация детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие. «Семейная политика, по мнению А.И. Антонова, – это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т. п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном историческом пути фамилистической культуры общества, возвращение семье органически присущих ей социальных функций, направленная, говоря социологическим языком, на укрепление семьи как социального института ...семейная политика – это политика, ориентированная на изменение всего строя современной цивилизации, по существу антисемейной, враждебной семье, невосприимчивой к ее проблемам и болезням»[1].

Поэтому важно с точки зрения государственной семейной политики рассмотреть особенности концепции социального государства, основанного на обеспечении прочной связи между свободной конкуренцией на рынке и социальным равновесием в обществе за счет эффективного государственного управления и принципов социального партнерства. В классической форме эта концепция нашла воплощение в послевоенной Западной Германии[2].

Ее основные положения включают следующие принципы:

  • главной целью экономического развития является высокий уровень благосостояния всех слоев населения;
  • путь к достижению этой цели лежит через свободную рыночную экономику;
  • активная и ответственная роль в создании необходимых условий для эффективного развития экономики отводится государству;
  • высокий уровень благосостояния всех слоев населения, социальное партнерство служат основой для утверждения гражданских свобод и демократии[3].

Финансовое обеспечение современной государственной семейной политики неудовлетворительно. Часть предусмотренных действующим законодательством правовых норм не реализуется в полном объеме даже при наличии четких механизмов реализации из-за отсутствия финансовых ресурсов государства. На протяжении прошедшего десятилетия постоянно образовывались задолженности по выплате ежемесячных и других пособий на детей, неоднократно нарушались сроки и сокращались объемы финансирования расходов на реализацию федеральных целевых программ по социальной поддержке семьи, женщин, детей, инвалидов, охрану здоровья, в том числе президентской программы «Дети России». Сокращались расходы социальных статей федерального и региональных бюджетов и др. В определяющей степени это связано с тяжелым социально-экономическим положением России и отсутствием реальных источников финансирования, а также тем, что крайне ограниченные ресурсы направляются в другие сферы государственной деятельности[5].

Очевидно, что серьезным недостатком сложившейся к настоящему времени системы управления государственной семейной политикой является ее незавершенность на высшем уровне государственной власти. На уровне Правительства Российской Федерации нет специального министерства или ведомства и соответствующего подразделения в структуре Аппарата Правительства Российской Федерации. В Совете Федерации необходим специальный Комитет по вопросам семейной политики. В Администрации Президента Российской Федерации целесообразно воссоздать Комиссию или Совет при Президенте Российской Федерации. Соответствующие структуры необходимо также сформировать на уровне федеральных округов и субъектов Российской Федерации. Помимо этого следовало бы образовать специальные структурные подразделения, занимающиеся вопросами семейной политики в федеральных министерствах и ведомствах социальной направленности. Без такого организационного обеспечения не удастся решить задачу завершения реформирования государственной семейной политики и обеспечить ее стабильную реализацию[4].

Подводя итоги анализа процессов модернизации государственной семейной политики в России, отметим неадекватность концептуальных подходов и политической практики этой политики (правильность концепции и недостаточность и несоответствие практических мер), популизм, недооценку со стороны государства значения государственной семейной политики и семьи как основной опоры социально-политических преобразований, незавершенность законодательного обеспечения политики, а также серьезные недостатки институциональных механизмов реализации этой политики[6].

Одной из причин неэффективности современной государственной семейной политики является и незавершенность реформирования отраслей социальной сферы, перевода ее на рыночные механизмы хозяйствования и соответствующего реформирования распределительных отношений.

Читайте также

Список литературы

  1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М.: Издательский дом «Nota Bene», 1998. – 360 с.
  2. Дармодехин С.В. Семья и семейная политика: проблемы научной разработки // Проблемы семьи и семейной политики: Сб. науч. трудов. Выпуск 3. – М., 1993.
  3. Кутлияров А.Н., Кутлияров Д.Н., Кутлиярова Р.Ф. Совершенствование механизма государственного регулирования земельных отношений // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2016. №1 (37). С. 119-126.
  4. Зиозетдинова А.Б., Кутлиярова Р.Ф. О современном состоянии общественного контроля в России // Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 544-546.
  5. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. О правовом режиме паевого фонда сельскохозяйственного кооператива // В сборнике:Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы Материалы III научно-практической конференции молодых ученных и аспирантов. 2009. С. 231-234.
  6. Кутлиярова Р.Ф. Правовой режим имущества сельскохозяйственных кооперативов в России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. Казань, 2008.
  7. Кутлиярова Р.Ф. Правовой режим паевого и неделимого фондов сельскохозяйственного кооператива // Право и политика. 2007. №10. С. 66-72.
  8. Кутлиярова Р.Ф. Имущественная ответственность сельскохозяйственного кооператива по своим обязательствам // Право: теория и практика. 2008. № 6. С. 18.
  9. Волков, А.Г. Семья – объект демографии / А.Г. Волков – М.: Мысль, 2014 – С. 25-28.

Цитировать

Оганнисян, Р.А. Развитие государственной политики в области семейных отношений / Р.А. Оганнисян. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 48. — С. 64-67. — URL: https://novainfo.ru/article/7103 (дата обращения: 12.08.2022).

Поделиться