Создание традиционной семьи в современных условиях: психологические особенности

№52-2,

психологические науки

В статье рассмотрены психологические особенности создания традиционной семьи в России.

Похожие материалы

В современном мире происходят небывалые по своему масштабу изменения. Происходит информатизация общества и слом вековых традиций человечества. Изменения коснулись и традиционной семьи. Появляются страны, в которых разрешены однополые браки. XXI век изменил привычное понимание института семьи. Включенность в семью перестала быть необходимым фактором физического и духовного воспитания. По-другому воспринимаются и семейные отношения, личность получила относительную независимость от семьи.

Тем не менее, многих людей интересует и волнует вопрос: как выбрать партнера для совместного проживания и для создания традиционной семьи?

У каждого человека есть образ идеального партнера. Порой он формируется в процессе социализации ребенка и примером служит его родители: отец и мать. Ребенок начинает понимать, что существует связь между членами семьи. Взрослея, человек постоянно сравнивает других людей со своим идеальным образом одним из родителей. Когда встречается человек, похожий на образ партнера, то происходит перенос всех качеств идеального партнера на этого человека, таким образом, совершаем непростительную ошибку, принимая желаемое за действительное. Эти ошибки во многом предопределяют неудачу в браке. По происшествии времени обнаруживается, что партнер в реальности не обладает необходимыми личностными чертами. Его психофизиологические особенности, взгляды на семью и семейные ценности не соответствуют нашим представлениям и потребностям.

Идеализация и приписанные нами черты характера необоснованно завышают ожидание, предъявляемые к партнеру. Это приводит нас к разочарованию. Осознание того, что выбранный нами партнер не соответствует образу идеального партнера, приводит к неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом. Происходят первые семейные конфликты. При неумении или не желании пересмотреть свои требования к партнеру происходит разрыв отношений.

Поэтому при выборе партнера необходимо учитывать биологические, физиологические, анатомические, нравственные и культурные факторы. Также не маловажно где человек родился, в какой семье, воспитывался и какую религию он исповедует. Обратимся к истории. Обратим внимание на теорию З. Фрейда и возьмем ее за основу при рассмотрении данной проблемы. Его психоаналитическая теория основывается на предположении о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Многие юноши хотят встретить девушку похожую на мать, а девушки обращают внимание на юношей, напоминающих им отцов.

Для объяснения механизма выбора партнера рассмотрим ряд интересных концепций по выбору нужного партнера для совместной жизни и воспитания детей. Данная теория основывается на принципе, что противоположности притягиваются. В выборе партнера каждый человек ищет всегда лишь того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей.

Следовательно, влюбленные должны обладать сходством социальных средств и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Она помогает разобраться людям, почему только некоторые из великого множества считаются привлекательными для них.

Согласно этой теории, привлекательной для властного мужчины может быть спокойная женщина, а спокойному выдержанному мужчине нравятся энергичные женщины.

При выборе партнера каждый человек совершает четыре последовательных шага:

  1. Установление взаимосвязи: для человека важно, к какому социальному слою принадлежит его избранник, какую исповедует религию, в какой семье воспитывался и какое получил образование.
  2. Самораскрытие при взаимном доверии.
  3. Формирование взаимной зависимости: в процессе раскрытия и взаимного общения у партнеров развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.
  4. Реализация потребностей личности в любви, доверии, стимуляции амбиций друг друга.

Полагаем, что развитие любви и крепких отношений происходит от первого этапа до четвертого в строгой последовательности. Пропуск одного из них нарушает стабильность любовных отношений и приводит к их разрыву.

Также непосредственное участие в выборе партнера принимают родители и взрослые члены семейства. Это своеобразный процесс фильтрации достойных кандидатов. На первом этапе определяется категория социально подходящих партнеров. На втором этапе осуществляется специфический выбор партнера в соответствии с психологическими, сексуальными, анатомическими и эстетическими механизмами.

Однако супружеские отношения - это не только реализация представлений об идеальном партнере, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух людей с возможными взлетами и падениями, рождением и воспитанием детей. Поэтому выбор партнера для нас и важен, так как от наличия крепкой и многодетной семьи зависит национальная безопасность нашего государства [1,2,3,4,5,6].

Список литературы

  1. Симонович Н. Е. Социальное самочувствие как социально – психологический феномен в изменяющемся российском обществе. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 1999.
  2. Симонович Н. Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 2003.
  3. Симонович Н. Е. Влияние статуса и позиции личности на ее социальное самочувствие // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 186-187.
  4. Симонович Н. Е. Проблема одиночества личности в интернет – пространстве: психологические особенности // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 188-189.
  5. Симонович Н. Е. Новые подходы к обучению студентов. // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 222-223.
  6. Симонович Н. Е. Инновационные подходы к образованию. // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 312.