Трансформационные изменения российского рынка банковских услуг в условиях санкций

№48-3,

экономические науки

В данной статье выявлены основные изменения российского рынка банковских услуг и предложены способы повышения конкурентоспособности отечественных банков.

Похожие материалы

Глобализация финансового пространства и интенсивное развитие коммуникационных и информационных технологий позволяет снять ограничения на свободное перемещение капитала в экономике и усилить конкурентную борьбу на финансовых рынках. Данные процессы происходят за счет финансовых инструментов, способных поддерживать конкурентные преимущества коммерческих банков на динамично растущих рынках.

Современные информационные технологии (ИТ) - важнейший источник и средство развития банковского дела. Руководители банков понимают значимость использования последних достижений в области ИТ, т.к. их применение выводит бизнес на принципиально иной уровень.

Наиболее существенным фактором среди составляющих процесса развития ИТ является тесное взаимодействие с бизнесом, которое позволяет установить связь со стратегией инноваций определенных банков и удовлетворить требования бизнеса.

Информационные технологии являются специфической и стремительно меняющейся областью деятельности. К ним применяют организационные подходы, соответствующие их специфике. Применение информационных технологий может быть не только источником развития банковских технологий, но и средством серьезных ограничений по стоимости, времени, качеству и реализуемости. Оптимизация и постоянное совершенствование информационных технологий являются ключевым подходом в реализации поставленных целей.

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг предоставляемых своим клиентам - от традиционных денежно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами.

В условиях усиливающейся межбанковской конкуренции успех предпринимательской деятельности будет сопутствовать тем финансовым структурам, которые лучше овладеют современными методами управления банковскими процессами, а автоматизированные информационные технологии этому будут только способствовать.

Особенно актуален поиск экономических инструментов и технологий, позволяющих повысить конкурентоспособность, для многофилиальных коммерческих банков. Это обусловлено наличием ряда проблем на российском рынке банковских услуг. Среди наиболее важных выделяют следующие проблемы.

Во-первых, российский рынок банковских услуг обеспечивает низкий уровень маржи по сравнению с рынками развитых стран и многие иностранные финансовые структуры ушли с отечественного рынка после введения санкций.

Во-вторых, сложившаяся в последние годы экономическая обстановка обострила конкурентную борьбу за ресурсную и клиентскую базу, способствовала агрессивной региональной экспансии филиальных сетей коммерческих банков.

B-третъих, из-за изменения системы ценностей потребителей банковских услуг произошло смещение акцента с ценовых характеристик на сервисные, что повысило значимость разработки и реализации современных технологий, способствующих удовлетворению спроса клиентов.

В-четвертых, усиливающаяся социально-экономическая дифферен-циация российской экономики актуализирует разработку новых инструментов и подходов, способных обеспечить конкуренто-способность многофилиальных банков на локальных рынках банковских услуг. Наглядным примером служит предоставление дополнительной самостоятельности отделениям коммерческих банков в сфере работы с основными корпоративными клиентами, обладающими значительным кредитным потенциалом физических лиц.

Для решения данных проблем необходимо увеличить затраты на разработку и совершенствование банковских технологий для повышения конкурентоспособности не только на отечественном, но и на зарубежном рынке.

Анализ развития банковских технологий в России позволяет выделить направления, где позитивная динамика наиболее очевидна:

  • дистанционное обслуживание;
  • карточные продукты;
  • компьютерные программные комплексы.

Услуги дистанционного обслуживания «банк-клиент» для юридических лиц оказывают 76% российских коммерческих заведений. Корпоративное дистанционное обслуживание предоставляет 31% учреждений. Для физических лиц показатель составляет 87%. Наибольшие темпы развития карточных продуктов произошли в сегменте зарплатных карт. 92% россиян используют подобные услуги. Кредитные карточки имеет каждый третий.

Благодаря этапному процессу изменения принципов взаимодействия с клиентами большинство кредитных учреждений сегодня предоставляют комплексный сервис:

  1. удаленное обслуживание,
  2. выгодные карточные продукты,
  3. мобильный банкинг.

Повышение конкурентоспособности обеспечит использование видеосвязи, улучшающей уровень дистанционного обслуживания, дальнейшее развитие подобных систем с расширением списка доступных услуг.

Разработку эффективных коммерческих решений в большинстве банков производят, основываясь на опыте мировых участников кредитно-валютного рынка.

Внедрение новых банковских технологий в России затрудняет отсутствие собственных аналитических отделов и квалифицированных сотрудников, способных создавать результативные финансовые модели и адаптировать решения, предложенные западными коммерческими специалистами.

Отечественным банком необходимо извлечь максимальную выгоду из сложившийся экономической обстановки. За период введенных санкций необходимо укрепить законодательную базу, касающуюся кредитных организаций, и повысить конкурентоспособность отечественных банков. Необходимо разрабатывать отечественные банковские технологии и создать собственные аналитические отделы, не ориентируясь на западные финансовые модели.

Список литературы

  1. Исаев, Р.А. Секреты успешных банков. Бизнес-процессы и технологии. – М.: Инфра-М, 2012. – 260 с.
  2. Вдовин, В.М. Информационные технологии в финансово-банковской сфере. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 304 с.
  3. Банковские технологии: (сайт). URL: http://www.sravni.ru/enciklopediya/banki/banki/bankovskie-tekhnologii/