Рынок фотоуслуг в Республике Башкортостан и их продвижение средствами event-маркетинга

NovaInfo 78, с.137-142, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Приведена характеристика рынка фотоуслуг и определены основные целевые потребители. Предложена программа их продвижения их средствами событийного маркетинга.

Ключевые слова

ПОТРЕБИТЕЛИ, EVENT-МАРКЕТИНГ, ФОТОУСЛУГИ

Текст научной работы

Рынок фото- и видеоуслуг за последние годы претерпел серьезные изменения. Из любительской хроники, фото и видео постепенно перешло в ранг искусства и серьезного бизнеса.

Современный этап развития отраслевой подгруппы фотоуслуг связан с инновациями в области цифровой фотографии и появлением фотоаппаратуры нового поколения. Наряду с этим, статистические показатели последних лет свидетельствуют об ухудшении результатов хозяйственной деятельности предприятий, оказывающих фотоуслуги населению.

Положительная динамика продаж цифровой фототехники сопровождается снижением объемов предоставляемых фотоуслуг. Из рис. 1 видно, что по состоянию на 2016 г. в структуре бытовых услуг фотоуслуги составляли 1,5% от всего объема оказанных услуг [2].

Структура бытовых услуг населению
Рисунок 1. Структура бытовых услуг населению

Низкая инвестиционная привлекательность данной сферы, слабо развитая инфраструктура рынка, а также недостаточная проработанность теоретических научно-методических вопросов менеджмента на предприятиях, оказывающих фотоуслуги населению, обусловливают отставание отечественного рынка фотоуслуг от общемировых тенденций и создают препятствие для перехода на качественно новый уровень развития. При этом технический прогресс в области потребительской фототехники способствует усложнению запросов и предпочтений потребителей и усилению диспропорции спроса и предложения фотоуслуг.

Однако спрос на фотографии на сегодняшний день всё-таки есть и растет, тому способствовало появление Интернета. Социальные сети сильно способствуют увеличению потребности в фотографиях. Так, например, в Инстаграм на данный момент зарегистрировано более 600 миллионов активных пользователей в месяц. Более 60% пользователей используют Инстаграм ежедневно и публикуют фотографии и видео (90% пользователей Инстаграм моложе 35 лет). В табл. 1 представлена обобщенная характеристика рынка фото/видеоуслуг.

Таблица 1. Характеристика рынка фото/видеоуслуг

Сектора рынка

Фотосессии в интерьерных залах, выездная фото/видеосъемка, фото на документы, уличные фотосессии, свадебные фотосессии, съемка на выпускной, аренда фотостудий, курсы обучения фото/видеосъемке

Емкость рынка России

По данным Федеральной службы государственной статистики, на 2016 г. — 14,3 млрд. руб.

Темпы роста рынка России

По данным Федеральной службы государственной статистики, российский рынок фотоуслуг в 2016 году сократился примерно на 6,6% по сравнению с 2015 г.

Насыщенность рынка РБ

На рынке Республики Башкортостан действует большое количество частных фотографов, более 53 фотостудий, 10 основных студий в г. Уфа

Характер конкуренции

Совершенная конкуренция, высокая конкуренция

Потенциал рынка Республики Башкортостан

Целевые сегменты (данные на 2017 г.):

Жители в возрасте от 16 лет и старше — 3234,4 тыс. чел

Число студентов — 105, 4 тыс. чел.

Число обучающихся — 454,2 тыс. чел

Пользователи ВКонтакте — 812 тыс. чел.

Пользователи Инстаграм — 220 тыс. чел.

Количество коммерческих организаций — 87,7 тыс. ед.

Количество ВУЗов — 10 ед.

Количество общеобразовательных организаций — 1353 ед.

Потребителями фото/видеоуслуг могут быть как индивидуальные потребители, так и корпоративные. Были выделены следующие критерии сегментирования потребителей относительно потребления предложенных фото- и видеоуслуг.

Индивидуальные потребители — студенты, выпускники школ, блогеры, семьи, молодые пары, активные пользователи социальных сетей:

  • возраст (молодежь (16-28 лет), потребители среднего возраста (25-45 лет), потребители старшего возраста (45 лет и старше));
  • доход (средний, выше среднего);
  • психографические характеристики (креативность, оригинальность, желание пробовать и узнавать что-то новое и т.д.).

Корпоративные потребители:

— коммерческие предприятия (любых ОПФ), НКО (школы, университеты);

  • цели: фотосессия, видеосъёмка для рекламы товаров, услуг; фотосессия сотрудников; фотосессия для сайта, интернет-магазина и т.д.

Если же говорить о статистике посещаемости фотостудий среди различных групп целевой аудитории, то около 50-60% клиентов составляют девушки от 18 до 30 лет, которые заказывают съемку для размещения фотографий в социальных сетях.

Для эффективного продвижения товаров и услуг в сфере фото и видео необходимо разработать новые инструменты, так как в данной сфере конкуренция достаточно высокая и действия традиционных методов продвижения слабо влияют на потребителей. Соответственно, уместным будет в данном случае применение инструментов event-маркетинга.

Event-маркетинг — это специально разработанный комплекс мероприятий для продвижения интересов компании с помощью какого-либо запоминающегося события, известного широкой публике либо созданного для конкретной фирмы. Рассмотрим алгоритм проведения event-мероприятия (табл. 24) [2,3].

Таблица 2. Алгоритм проведения event-мероприятия

Этап

Задачи

Маркетинговые исследования

  • Исследование и анализ рынка фото/видеоуслуг;
  • Выявление потенциальных потребителей и анализ их потребностей;
  • Анализ конкуренции, SWOT-анализ;
  • Обоснование необходимости проведения event-мероприятия.

Планирование event-мероприятия

  • Цели и задачи проведения event-мероприятия;
  • Выявление целевой аудитории мероприятия, определение их потребительских ожиданий;
  • Разработка концепции event-мероприятия.
  • Определение имеющихся у компании ресурсов, привлечение партнеров;
  • Выбор формата мероприятия;
  • Выбор места и времени проведения мероприятия;
  • Разработка подробного сценария мероприятия, назначение ответственных лиц;
  • Проведение рекламной кампании;
  • Утверждение бюджета.

Проведение event-мероприятия

  • Проведение event-мероприятия;
  • Анализ результатов (оценка эффективности проведенного мероприятия).

Залог успеха event-маркетинга заключается в самой психологии человека и его базовых потребностях. Начиная с физиологических (голод), которые на подобных мероприятиях обычно удовлетворяются бесплатными закусками и напитками, заканчивая социальными потребностями — на таких мероприятиях человек находится в обществе, общается с людьми, получает множество новых приятных впечатлений, эмоций и т.д. Соответственно после присутствия на таком мероприятии, потребитель непроизвольно транслирует все пережитые положительные эмоции на бренд или компанию, которая организовывает данное мероприятие.

Придерживаясь алгоритма по проведению event-мероприятия, составим программу продвижения бизнеса (табл. 2).

Таблица 3. Программа продвижения фотоуслуг в Республике Башкортостан средствами event-маркетинга

Этап

Задачи

Описание

Маркетинговые исследования

Анализ рынка

В настоящее время рынок фото/видеоуслуг развивается достаточно высокими темпами, и, хотя повышенный интерес к услугам фотостудий начинает угасать, данный вид услуг всегда будет пользоваться популярностью, так как фотографии стали неотъемлемой частью жизни любой семьи.

Определение потребителей

Целевые сегменты (данные на 2017 г.):

Жители в возрасте от 16 лет и старше — 3234,4 тыс. чел

Число студентов — 105, 4 тыс. чел.

Число обучающихся — 454,2 тыс. чел

Пользователи ВКонтакте — 812 тыс. чел.

Пользователи Инстаграм — 220 тыс. чел.

Количество коммерческих организаций — 87,7 тыс. ед.

Количество ВУЗов — 10 ед.

Количество общеобразовательных организаций — 1353 ед.

Анализ конкурентов

В РБ 53 компании, предоставляющие фото/видеоуслуги, 10 из которых находятся в г. Уфа. Также большое количество частных фотографов. Выделено 3 основных конкурента: «Монохром», «ArtMagic», «Studio 18». Основные их преимущества: местоположение в столице РБ, профессиональные фотографы, наличие сайта, активных групп в контакте и Инстаграм, профессиональная аппаратура, хорошая репутация среди клиентов.

Необходимость event-мероприятия

Конкуренция сильная, компании достаточно известны. Для того, чтобы отстроиться от конкурентов и привлечь потребителей, необходимо отойти от стандартных техник продвижения и создать новые подходы. Рекламу в СМИ, в контакте и Инстаграм данные конкуренты уже довольно активно применяют.

Планирование event-мероприятия

Цель event-мероприятия

Продвижение фото/видеоуслуг

Задачи event-мероприятия

Сформировать у потребителя положительное личностное отношение к компании, вызвать интерес, предоставить ему возможность почувствовать выгоду, свободу при принятии решений

Целевая аудитория мероприятия

Для данного мероприятия целевой аудиторией станут студенты г. Уфа, т.к. они являются основным целевым сегментом. Общее количество ВУЗов — 10, число студентов — 105, 4 тыс. чел.

Формат мероприятия

Данное мероприятие будет проходить в формате игры-викторины, в которой необходимо будет выполнить задания на креатив и логику. Принять участие может любой желающий. Призом при выигрыше станет одна из услуг компании,

при проигрыше, чтобы не осталось негативных впечатлений, участник получит скидку.

Место проведения

Территории университетов, конференц-зал

Время проведения

Во время кураторских часов

Реклама

В контакте, Инстаграм, раздача приглашений в университете, договоренности с кураторами групп.

Таким образом, можно сказать о том, что в современных условиях рынка, когда традиционные способы продвижения постепенно отходят на второй план, event-маркетинг становится мощнейшим инструментом взаимодействия на потребителей и повышения у них лояльности к бренду. Именно благодаря event-маркетингу можно закрепить положительное отношение к бренду у потребителя на уровне эмоционального восприятия.

Читайте также

Список литературы

  1. Соловьева, Д. В. Моделирование в маркетинге [Текст]: Электронный курс лекций / Д.В. Соловьева. – СПб: Университет ИТМО, 2015. - 245 с.
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 02.01.2018)
  3. Официальный сайт территориального орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: http://bashstat.gks.ru/ (дата обращения: 27.12.2017)

Цитировать

Гареева, Э.И. Рынок фотоуслуг в Республике Башкортостан и их продвижение средствами event-маркетинга / Э.И. Гареева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 78. — С. 137-142. — URL: https://novainfo.ru/article/14705 (дата обращения: 19.05.2022).

Поделиться