Рынок фото- и видеоуслуг за последние годы претерпел серьезные изменения. Из любительской хроники, фото и видео постепенно перешло в ранг искусства и серьезного бизнеса.
Современный этап развития отраслевой подгруппы фотоуслуг связан с инновациями в области цифровой фотографии и появлением фотоаппаратуры нового поколения. Наряду с этим, статистические показатели последних лет свидетельствуют об ухудшении результатов хозяйственной деятельности предприятий, оказывающих фотоуслуги населению.
Положительная динамика продаж цифровой фототехники сопровождается снижением объемов предоставляемых фотоуслуг. Из рис. 1 видно, что по состоянию на 2016 г. в структуре бытовых услуг фотоуслуги составляли 1,5% от всего объема оказанных услуг [2].

Низкая инвестиционная привлекательность данной сферы, слабо развитая инфраструктура рынка, а также недостаточная проработанность теоретических научно-методических вопросов менеджмента на предприятиях, оказывающих фотоуслуги населению, обусловливают отставание отечественного рынка фотоуслуг от общемировых тенденций и создают препятствие для перехода на качественно новый уровень развития. При этом технический прогресс в области потребительской фототехники способствует усложнению запросов и предпочтений потребителей и усилению диспропорции спроса и предложения фотоуслуг.
Однако спрос на фотографии на сегодняшний день всё-таки есть и растет, тому способствовало появление Интернета. Социальные сети сильно способствуют увеличению потребности в фотографиях. Так, например, в Инстаграм на данный момент зарегистрировано более 600 миллионов активных пользователей в месяц. Более 60% пользователей используют Инстаграм ежедневно и публикуют фотографии и видео (90% пользователей Инстаграм моложе 35 лет). В табл. 1 представлена обобщенная характеристика рынка фото/видеоуслуг.
Сектора рынка | Фотосессии в интерьерных залах, выездная фото/видеосъемка, фото на документы, уличные фотосессии, свадебные фотосессии, съемка на выпускной, аренда фотостудий, курсы обучения фото/видеосъемке |
Емкость рынка России | По данным Федеральной службы государственной статистики, на 2016 г. — 14,3 млрд. руб. |
Темпы роста рынка России | По данным Федеральной службы государственной статистики, российский рынок фотоуслуг в 2016 году сократился примерно на 6,6% по сравнению с 2015 г. |
Насыщенность рынка РБ | На рынке Республики Башкортостан действует большое количество частных фотографов, более 53 фотостудий, 10 основных студий в г. Уфа |
Характер конкуренции | Совершенная конкуренция, высокая конкуренция |
Потенциал рынка Республики Башкортостан | Целевые сегменты (данные на 2017 г.): Жители в возрасте от 16 лет и старше — 3234,4 тыс. чел Число студентов — 105, 4 тыс. чел. Число обучающихся — 454,2 тыс. чел Пользователи ВКонтакте — 812 тыс. чел. Пользователи Инстаграм — 220 тыс. чел. Количество коммерческих организаций — 87,7 тыс. ед. Количество ВУЗов — 10 ед. Количество общеобразовательных организаций — 1353 ед. |
Потребителями фото/видеоуслуг могут быть как индивидуальные потребители, так и корпоративные. Были выделены следующие критерии сегментирования потребителей относительно потребления предложенных фото- и видеоуслуг.
Индивидуальные потребители — студенты, выпускники школ, блогеры, семьи, молодые пары, активные пользователи социальных сетей:
- возраст (молодежь (16-28 лет), потребители среднего возраста (25-45 лет), потребители старшего возраста (45 лет и старше));
- доход (средний, выше среднего);
- психографические характеристики (креативность, оригинальность, желание пробовать и узнавать что-то новое и т.д.).
Корпоративные потребители:
— коммерческие предприятия (любых ОПФ), НКО (школы, университеты);
- цели: фотосессия, видеосъёмка для рекламы товаров, услуг; фотосессия сотрудников; фотосессия для сайта, интернет-магазина и т.д.
Если же говорить о статистике посещаемости фотостудий среди различных групп целевой аудитории, то около 50-60% клиентов составляют девушки от 18 до 30 лет, которые заказывают съемку для размещения фотографий в социальных сетях.
Для эффективного продвижения товаров и услуг в сфере фото и видео необходимо разработать новые инструменты, так как в данной сфере конкуренция достаточно высокая и действия традиционных методов продвижения слабо влияют на потребителей. Соответственно, уместным будет в данном случае применение инструментов event-маркетинга.
Event-маркетинг — это специально разработанный комплекс мероприятий для продвижения интересов компании с помощью какого-либо запоминающегося события, известного широкой публике либо созданного для конкретной фирмы. Рассмотрим алгоритм проведения event-мероприятия (табл. 24) [2,3].
Этап | Задачи |
Маркетинговые исследования |
|
Планирование event-мероприятия |
|
| |
Проведение event-мероприятия |
|
Залог успеха event-маркетинга заключается в самой психологии человека и его базовых потребностях. Начиная с физиологических (голод), которые на подобных мероприятиях обычно удовлетворяются бесплатными закусками и напитками, заканчивая социальными потребностями — на таких мероприятиях человек находится в обществе, общается с людьми, получает множество новых приятных впечатлений, эмоций и т.д. Соответственно после присутствия на таком мероприятии, потребитель непроизвольно транслирует все пережитые положительные эмоции на бренд или компанию, которая организовывает данное мероприятие.
Придерживаясь алгоритма по проведению event-мероприятия, составим программу продвижения бизнеса (табл. 2).
Этап | Задачи | Описание |
Маркетинговые исследования | Анализ рынка | В настоящее время рынок фото/видеоуслуг развивается достаточно высокими темпами, и, хотя повышенный интерес к услугам фотостудий начинает угасать, данный вид услуг всегда будет пользоваться популярностью, так как фотографии стали неотъемлемой частью жизни любой семьи. |
Определение потребителей | Целевые сегменты (данные на 2017 г.): Жители в возрасте от 16 лет и старше — 3234,4 тыс. чел Число студентов — 105, 4 тыс. чел. Число обучающихся — 454,2 тыс. чел Пользователи ВКонтакте — 812 тыс. чел. Пользователи Инстаграм — 220 тыс. чел. Количество коммерческих организаций — 87,7 тыс. ед. Количество ВУЗов — 10 ед. Количество общеобразовательных организаций — 1353 ед. | |
Анализ конкурентов | В РБ 53 компании, предоставляющие фото/видеоуслуги, 10 из которых находятся в г. Уфа. Также большое количество частных фотографов. Выделено 3 основных конкурента: «Монохром», «ArtMagic», «Studio 18». Основные их преимущества: местоположение в столице РБ, профессиональные фотографы, наличие сайта, активных групп в контакте и Инстаграм, профессиональная аппаратура, хорошая репутация среди клиентов. | |
Необходимость event-мероприятия | Конкуренция сильная, компании достаточно известны. Для того, чтобы отстроиться от конкурентов и привлечь потребителей, необходимо отойти от стандартных техник продвижения и создать новые подходы. Рекламу в СМИ, в контакте и Инстаграм данные конкуренты уже довольно активно применяют. | |
Планирование event-мероприятия | Цель event-мероприятия | Продвижение фото/видеоуслуг |
Задачи event-мероприятия | Сформировать у потребителя положительное личностное отношение к компании, вызвать интерес, предоставить ему возможность почувствовать выгоду, свободу при принятии решений | |
Целевая аудитория мероприятия | Для данного мероприятия целевой аудиторией станут студенты г. Уфа, т.к. они являются основным целевым сегментом. Общее количество ВУЗов — 10, число студентов — 105, 4 тыс. чел. | |
Формат мероприятия | Данное мероприятие будет проходить в формате игры-викторины, в которой необходимо будет выполнить задания на креатив и логику. Принять участие может любой желающий. Призом при выигрыше станет одна из услуг компании, при проигрыше, чтобы не осталось негативных впечатлений, участник получит скидку. | |
Место проведения | Территории университетов, конференц-зал | |
Время проведения | Во время кураторских часов | |
Реклама | В контакте, Инстаграм, раздача приглашений в университете, договоренности с кураторами групп. |
Таким образом, можно сказать о том, что в современных условиях рынка, когда традиционные способы продвижения постепенно отходят на второй план, event-маркетинг становится мощнейшим инструментом взаимодействия на потребителей и повышения у них лояльности к бренду. Именно благодаря event-маркетингу можно закрепить положительное отношение к бренду у потребителя на уровне эмоционального восприятия.