Магистерская программа «Актуальные проблемы уголовной ответственности и наказания»

№48-3,

педагогические науки

В статье показаны основные положения магистерской программы по уголовно-правовой специализации.

Похожие материалы

Нами в 2016 году была подготовлена по направлению подготовки 030900.68 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» магистерская учебная программа. При подготовке программы была использована новейшая учебная и научная литература [1-48].

В результате освоения ОП магистратуры обучающийся должен овладеть следующими результатами по изучаемой дисциплине:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные признаки, понятия и цели уголовной ответственности и назначения наказания;
  • правовую основу квалификации преступлений;
  • основные положения, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых субъектов уголовного права;

Уметь:

  • оперировать юридическими понятиями и категориями;
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
  • анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы об уголовно-правовой квалификации и порядке назначения наказаний;
  • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
  • осуществлять должностные обязанности по обеспечению законности в рамках применения уголовно-правовых норм;

Владеть навыками:

  • применения юридической терминологии;
  • работы с нормативно-правовыми актами;
  • работы с приговорами и другими судебными актами;
  • анализа судебных актов (приговоров, постановлений, определений);
  • анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
  • разрешения правовых проблем и коллизий;
  • квалификации и разграничения исполнения различных видов наказания, применения мер досрочного освобождения от отбытия наказания.

Таблица 1. Перечень планируемых результатов обучения применительно к отдельным компетенциям

Код компетенции

Результаты освоения ОП (содержание компетенций)

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

ОК-3

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Знать

  • основные научные методы и принципы самообразования в области права
  • процесс получения информации, необходимой для повышения самообразования в области права
  • требования к качеству информации, используемой для повышения самообразования в области права

Уметь

  • осуществлять самоконтроль в ходе повышения своего интеллектуального уровня
  • изменять методику обучения, добиваясь её эффективности
  • дополнять стандартные методы и средства познания инновационными подходами

Навыки

  • нравственного и физического самосовершенствования адаптированными к своей профессиональной деятельности
  • развития навыков нравственного и физического самосовершенствования для решения конкретных служебных задач

ПК-2

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

Знать

  • основные методы обобщения правоприменительной практики в изучаемой сфере права
  • судебную практику по своей сфере юридической деятельности в изучаемой области права
  • способы контролировать происходящие изменения законодательства в области правового исследования

Уметь

  • проверять соответствие квалифицирующих признаков конкретного юридического факта, признакам, содержащимися в нормах права изучаемой правовой сферы
  • осуществлять самоконтроль при составлении юридических документов
  • корректно изменять методики для решения конкретных юридических задач в изучаемой области права

Навыки

  • составления юридических документов, необходимых в профессиональной практике, опирающихся на нормы изучаемой правовой области
  • принимать юридические решения, отвечающие всем требованиям действующего законодательства в исследуемой области

ПК-4

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления

Знать

  • условия и особенности совершения правонарушений и преступлений;
  • виды административной и уголовной ответственности

Уметь

  • определять в выявленном противоправном деянии признаки административного правонарушения и преступления;
  • анализировать причины и условия, способствующие совершению правонарушений

Навыки

  • способность выявлять признаки правонарушения
  • способность дифференцировать противоправные деяния
  • квалифицировать противоправные деяния

Дисциплина «Актуальные проблемы уголовной ответственности и наказания» является дисциплиной по выбору вариативной части профессионального цикла ОП.

Цель изучения данной дисциплины состоит в углубленном усвоении студентами теоретических и прикладных вопросов применения уголовной ответственности и назначения уголовного наказания как основы для успешного использования этих знаний в профессиональной деятельности.

Задачами учебного курса являются:

  • закрепление студентами ранее полученных знаний о сущности уголовной ответственности и наказания, основаниях применения, системе и видах наказаний, условиях их исполнения;
  • глубокое усвоение обучаемыми общих условий и особенностей назначения наказания при отдельных обстоятельствах;
  • приобретение студентами умений и навыков, необходимых для разрешения вопросов, возникающих в юридической практике.

Для изучения учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими и параллельно изучаемыми дисциплинами, такими как «Современные проблемы юридической науки», «Актуальные проблемы теории государства и права», «Взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и личности» и рядом других.

Таблица 2. Объем дисциплины по видам учебных занятий

Объем дисциплины

Всего часов

для очной формы обучения

для заочной формы обучения

Общая трудоемкость дисциплины

216

216

Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий)

40

38

Лекции

8

8

Практические занятия

32

30

Самостоятельная работа (всего)

176

174

Контроль

4

Вид промежуточной аттестации

Зачет с оценкой

(2 семестр)

Зачет с оценкой

(2 курс)

Формирование компетенций образовательных программ магистратуры по направлению подготовки: 030900.68 (40.04.01) «Юриспруденция» основывается на ранее сформированном у обучающегося наборе компетенций, предусмотренном образовательными программами бакалавриата, а также иными образовательными программами уровня высшего профессионального образования.

Таблица 3. Критерии оценивания компетенций (результатов) на зачет с оценкой по учебной дисциплине

Оценка

Характеристики ответа студента

Отлично

  • магистрант уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает;
  • опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью юриста;
  • умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи;
  • делает выводы и обобщения;
  • свободно владеет системой правовых понятий.

Хорошо

  • магистрант твердо усвоил программный материал, грамотно и по существу излагает его, опираясь на знания основной литературы;
  • не допускает существенных неточностей;
  • увязывает усвоенные знания с практической деятельностью юриста;
  • аргументирует научные положения;
  • делает выводы и обобщения;
  • владеет системой правовых понятий.

Удовлетворительно

  • магистрант усвоил только основной программный материал, по существу излагает его, опираясь на знания только основной литературы;
  • допускает несущественные ошибки и неточности;
  • испытывает затруднения в практическом применении правовых знаний;
  • слабо аргументирует научные положения;
  • затрудняется в формулировании выводов и обобщений;
  • частично владеет системой правовых понятий.

Неудовлетворительно

  • магистрант не усвоил значительной части программного материала;
  • допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении прикладных правовых проблем;
  • испытывает трудности в практическом применении знаний;
  • не может аргументировать научные положения;
  • не формулирует выводов и обобщений;

Таблица 4. Критерии оценки учебных действий магистрантов на практических (семинарских) занятиях

Оценка

Характеристики ответа магистранта

Отлично

  • магистрант глубоко и всесторонне усвоил проблему;
  • уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает;
  • опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью;
  • умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи;
  • делает выводы и обобщения;
  • свободно владеет правовыми понятиями.

Хорошо

  • магистрант твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы;
  • не допускает существенных неточностей;
  • увязывает усвоенные знания с практической деятельностью;
  • аргументирует научные положения;
  • делает выводы и обобщения;
  • владеет системой правовых понятий.

Удовлетворительно

  • тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть магистрант освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы;
  • допускает несущественные ошибки и неточности;
  • испытывает затруднения в практическом применении юридических знаний;
  • слабо аргументирует научные положения;
  • затрудняется в формулировании выводов и обобщений;
  • частично владеет системой правовых понятий.

Неудовлетворительно

  • магистрант не усвоил значительной части проблемы;
  • допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее;
  • испытывает трудности в практическом применении знаний;
  • не может аргументировать научные положения;
  • не формулирует выводов и обобщений;
  • не владеет системой правовых понятий.

Таковы основные положения программы для подготовки магистрантов по описанной выше программе обучения.

Список литературы

  1. Артамонова Н.М., Балабанова Н.В., Воронин Р.М., Воронцова Л.Ф., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Селиванов С.Б. Современные вопросы права в медицинской деятельности // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 43. С. 301-304.
  2. Артамонова Н.М., Булатецкий С.В., Воронин Р.М., Воронцова Л.Ф., Калинина М.Н., Карпухин А.А., Субботин С.М., Тютюев В.В., Федосеев А.А. Анализ социологического исследования мужчин в городской поликлинике Рязани // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 45. С. 294-299.
  3. Артамонова Н.М., Булатецкий С.В., Воронин Р.М., Воронцова Л.Ф., Калинина М.В., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Селиванов Б.С., Федосеев А.А., Шаталов Ю.Н. Анализ социологического исследования женщин в городской поликлинике Рязани // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 45. С. 339-345.
  4. Артамонова Н.М., Воронцова Л.Ф., Дегтярев А.Л., Полянин Н.А., Субботин С.М., Шаталов Ю.Н. Некоторые криминологические и психологические особенности осужденных // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 220-223.
  5. Артамонова Н.М., Воронцова Л.Ф., Дегтярев А.Л., Полянин Н.А., Субботин С.М., Шаталов Ю.Н. Результаты исследования по методике Басса-Дарки больных алкоголизмом осужденных // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 256-260.
  6. Артамонова Н.М., Дегтярев А.Л., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Полянин Н.А., Субботин С.М., Тютюев В.В. Результаты тестирования по методике исследования самоотношения больных алкоголизмом осужденных // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 42. С. 260-263.
  7. Артамонова Н.М., Коридзе М.Т., Мартынова М.В., Тютюев В.В. Электронный учебник для дистанционного обучения юристов по «Судебной медицине» // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 47. С. 222-227.
  8. Артамонова Н.М., Мартынова М.В., Тютюев В.В. Оценка работы регистратуры городской поликлиники Рязани // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 47. С. 274-277.
  9. Багреева Е.Г. Об организации пенитенциарных систем в международной практике // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 5. С. 21-24.
  10. Багреева Е.Г., Багреева Е.В. Инициативы гражданского общества и задачи социальной политики государства // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 6-10.
  11. Багреева Е.Г., Багреева Е.В. Конституция России и трансформация социокультурного пространства страны // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 6 (56). С. 6-10.
  12. Багреева Е.Г., Багреева Е.В. О специфике деятельности тюремной системы Норвегии // Российский следователь. 2012. № 11. С. 42-44.
  13. Багреева Е.Г., Барышева А.В. Педагогическая модель профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 41. С. 146-151.
  14. Багреева Е.Г., Барышева А.В. Решение социокультурных проблем несовершеннолетних осужденных путем их профориентации // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 185-189.
  15. Багреева Е.Г., Балабанова Н.В., Воронин Р.М., Датий А.В., Калинина М.Н., Карпухин А.А., Селиванов Б.С., Федосеев А.А., Шаталов Ю.Н. Проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных колоний // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 46. С. 219-221.
  16. Багреева Е.Г., Блинов А.В., Датий А.В. Дисциплинарная практика несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет во время нахождения под стражей // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 47. С. 198-200.
  17. Багреева Е.Г., Булатецкий С.В., Воронин Р.М., Воронцова Л.Ф., Дегтярев А.Л., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Шатрова Н.В. Электронное учебное пособие «Симуляция психических заболеваний» // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 43. С. 270-273.
  18. Багреева Е.Г., Воронин Р.М., Воронцова Л.Ф., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Селиванов Б.С., Тютюев В.В., Шаталов Ю.Н. Некоторые характеристики осужденных в Азовской воспитательной колонии // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 43. С. 233-237.
  19. Багреева Е.Г., Датий А.В., Кузнецова А.С., Селиванов Б.С., Субботин С.М. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных мужчин, совершивших преступления по статье 256 «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 130-133.
  20. Багреева Е.Г., Калинина М.Н., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Тютюев В.В. Некоторые характеристики осужденных в женской Льговской воспитательной колонии // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 223-226.
  21. Булатецкий С.В., Воронин Р.М., Воронцова Л.Ф., Дегтярев А.Л., Карпухин А.А., Красикова Ю.Ю., Федосеев А.А., Шаталов Ю.Н., Шатрова Н.В. Актуальные подходы к психологическому сопровождению ВИЧ-инфицированных осужденных // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 43. С. 304-308.
  22. Воронин О.В. Становление современного пенитенциарного надзора // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 3. С. 2-6.
  23. Воронин Р.М. Актуальные проблемы прикладной юридической и пенитенциарной психологии // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 353-356.
  24. Воронин Р.М., Воронцова Л.Ф., Калинина М.Н., Карпухин А.А., Субботин С.М., Федосеев А.А., Шаталов Ю.Н., Шатрова Н.В. Медико-психологическая реабилитация больных алкоголизмом // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 44. С. 327-330.
  25. Воронин Р.М., Ганишина И.С., Датий А.В. Профилактика наркотической зависимости осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 205-209.
  26. Воронин Р.М., Ковачев О.В. Криминологическая характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 194-198.
  27. Головко Л.В. Пенитенциарная политика, гуманизм и экономика // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 5. С. 29-32.
  28. Давыденко В.М. Некоторые аспекты уголовной ответственности несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 1. С. 19-22.
  29. Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Полянин Н.А., Селиванов Б.С., Субботин С.М., Трегубова Е.В., Тютюев В.В. Исследование уровня субъективного контроля больных алкоголизмом осужденных // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 42. С. 293-295.
  30. Коридзе М.Т. К вопросу об определении следственных действий // Новый юридический журнал. 2011. № 4. С. 159-164.
  31. Коридзе М.Т. Прокурор как один из самостоятельных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения // Новый юридический журнал. 2013. № 3. С. 144-147.
  32. Коридзе М.Т. Современные подходы к решению проблем, связанных с освидетельствованием // Образование, наука, научные кадры. 2011. № 1. С. 62-65.
  33. Коридзе М.Т. Социально-правовые подходы к стадии возбуждения уголовного дела // Вестник Российской правовой академии. 2009. № 2. С. 60-63.
  34. Коридзе М.Т. Электронный учебник «Судебная психиатрия» для бакалавров // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 47. С. 241-245.
  35. Коридзе М.Т., Тютюев В.В. Учебник «Криминология» для дистанционного обучения // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 47. С. 254-258.
  36. Корнеева Г.К., Пестриков Д.В. Основные принципы медицинского обеспечения в учреждениях ФСИН России // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 144-148.
  37. Минязева Т.Ф. Обращения с осужденными в России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 6. С. 20-23.
  38. Некрасов А.П., Сазонова К.И. Социальная детерминация наркотизма в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 4. С. 22-26.
  39. Пинтяшин Е.В., Полянин Н.А. Проблемы, возникающие у осужденных, в зависимости от их неформального социального статуса // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 356-359.
  40. Погодина И.В., Симагина Н.А. Актуальные проблемы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 2. С. 9-12.
  41. Полянин Н.А. Гуманистическая направленность личности и ее актуализация у осужденного молодежного возраста в условиях лишения свободы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Рязань, 2005.
  42. Полянин Н.А. Некоторые социально-психологические явления в среде осужденных // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 65-73.
  43. Полянин Н.А., Сочивко Д.В., Чубич В.Э. Психодинамика самоотношения сотрудников УИС в период обучения // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 331-335.
  44. Хохрин С.А., Нильцигаева М.А. Причины побегов из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 5. С. 4-5.
  45. Хохрин С.А., Цветова А.О. Некоторые аспекты совершенствования охраны исправительных учреждений в Российской Федерации в современных условиях, с учетом положительного опыта пенитенциарных органов зарубежных стран // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 3. С. 18-19.
  46. Шаталов Ю.Н. Журнал «Здравоохранение: образование, наука и практика» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 121-122.
  47. Шаталов Ю.Н. Общая характеристика и современное состояние научно-исследовательской деятельности в уголовно-исполнительной системе // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 5. С. 24-26.
  48. Шиловская А.Л. Оптимизация системы санкций в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 3. С. 20-22.