Проблемы развития системы повышения квалификации специалистов педагогического профиля

№49-1,

педагогические науки

Статья представляет авторский подход к пониманию высшего образования и повышения квалификации специалистов педагогического профиля как единого процесса подготовки квалифицированных кадров.

Похожие материалы

Педагогическая наука характеризуется перманентностью процесса накопления сведений, мобильностью содержательного компонента и, следовательно, постоянно актуализированной позицией совершенствования знаниевого багажа представителей данной научно-практической номинации.

Подготовка специалистов педагогического профиля и повышение квалификации основаны на единых теоретико-методологических основаниях. При таком положении следует отметить, что единство теоретико-методологических основ процессов первичной подготовки специалистов и дополнительного образования взрослых не отрицает специфичность, обусловленную отличием предполагаемой образовательной модели как образца решения профессиональных задач. В данном контексте правомерно рассматривать дифференцированный подход к категориям лиц, получающих образовательные услуги.

В означенном аспекте подразумевается учет индивидуальных и возрастных особенностей. Так процесс получения высшего образования – это, в первую очередь, интенсивный процесс приобщения к знаниевой составляющей выбранной профессиональной деятельности. Повышение квалификации ориентировано не столько на приобретение нового (хотя и это – немаловажная составляющая), а есть активное и интенсивное обогащение уже устоявшейся теоретико-практической основы, что требует постоянной актуализации сформированного и прочно усвоенного профессионального арсенала, его переосмысление в новых ракурсах, но с опорой на собственный опыт практической деятельности.

Следует учитывать при организации повышения квалификации и то, что взрослые специалисты менее восприимчивы к получаемому материалу, нежели студенты, впервые выступающие в роли потребителей информационных педагогических услуг. Причина – не собственно разное отношение к образовательному процессу, вытекающее из разной подготовленности к нему с позиции имеющейся практикоориентированной базы, а большая готовность молодой психики к принятию нового. Можно представить много номинаций, позволяющих говорить о разности получения высшего образования и повышения квалификации. Попробуем представить несколько иную трактовку именно в поле преемственности процессов подготовки работников педагогической сферы и института повышения квалификации.

С формалистической позиции образование представителей педагогической профессии следует рассматривать как конструкт, составляющими которого выступают собственно приобретение профессиональной квалификации и постоянное ее поддержание, и совершенствование в соответствие с меняющимися требованиями социума как к будущим деятельным представителям педагогического сообщества, так и уже готовым специалистам. Ситуация в настоящем напоминает своеобразную позицию противопоставления получения высшего образования и повышения квалификации уже готовых профессионалов. Такое противопоставление не есть видимый и декларировано утвержденный аспект. Однако указание на отличие принципов андрагогики (обучение взрослых) от общепедагогических принципов [3; 5] в качестве одного из основных андрагогических положений создает своеобразную ситуацию противопоставления. В означенных источниках представлена опора на глубокий научный анализ основ андрагогики, и нет прямых указаний на наличие выраженных качественных отличий от педагогической науки, при этом непроизвольно инициирована не очень правомерная попытка в более широком педагогическом представительстве рассмотрения данных научных отраслей на основе различных подходов. Имеет право быть, но не детально обосновано.

Необходимо за основу брать факт принадлежности высшего образования и повышения квалификации готовых специалистов именно к педагогической науке. Задача не в противопоставлении традиционной педагогики и андрагогики, как воспринимается исключительно извне, а в поиске единства и согласованности реализации общей образовательной цели означенными направлениями. Вопрос в настоящий момент не сводится лишь к накоплению профессиональных знаний. Более актуальна проблема единения в специалисте и качественной профессионально ориентированной составляющей, и осознания своего места в структуре социума, в том числе и профессионального. Именно эта позиция, в первую очередь, – основа качественной подготовки педагогов. Необходимым представляется рассмотрение точек соприкосновения подготовки педагогических кадров и повышения их квалификационного уровня. В первую очередь – это единый процесс, различающийся временными рамками. Единство следует понимать в том, что и готовые специалисты в процессе повышения своего профессионального уровня нуждаются в постоянном обогащении знаниевого багажа. Педагогическая мысль не стоит на месте. Происходит постоянное накопление и обновление и в практической составляющей, и в теоретической основе.

Единство процессов подготовки новых специалистов и повышения квалификации следует рассмотреть и с позиции условия роста эффективности образовательного процесса, что в обоих случаях обеспечивается рядом общих составляющих. Условием повышения эффективности образовательного процесса является качество задействованных педагогических технологий. Решение данного вопроса обеспечивается способностью выбрать наиболее экономичный вариант, гарантирующий высокий уровень педагогического процесса с выходом на ожидаемый результат.

В современных педагогических реалиях муссируется вопрос об эффективных педагогических технологиях, декларируется необходимость их постоянного внедрения [1; 6; 10]. Такое положение привело к появлению позиций, претендующих на включение в технологический педагогический ряд. Нельзя говорить о новизне таких позиций. Многое уже известно не первый год. Появился лишь новый лейбл – технология. Существует немало определений данного понятия. Они верны, но имеют в основном теоретически ориентированную значимость. Необходимо более осознанное понимание для педагогической практики данной дефиниции. Для практика оправдан подход к технологии как к способу достижения образовательной цели. Но необходимо и «разведение» понятий «способ достижения цели» и «технология» [8-9].

В процессе педагогической деятельности специалист использует разные способы достижения поставленной перед профессиональной деятельностью цели. Не всегда применяемый способ приводит к желаемому результату, что активирует настоятельность задействования иной номинации, реализуемой в педагогических усилиях. Технологию же правомернее рассматривать в качестве способа достижения цели, гарантирующего получение ожидаемого результата. Именно такой подход позволит сократить до реально возможных для понимания и практического овладения рамок номинации «педагогическая технология» [2; 4].

Эффективная реализация педагогических технологий возможна при закреплении и использовании имеющегося передового опыта в совокупности с актуализацией собственного творчества, подкрепленного качественными знаниями профессионального толка. Сказанное обеспечено положением о диалектическом единстве приобретенного нового и ранее накопленного знаниевого багажа, означающим переход самого прогрессивного из имеющегося в качественно новое, обретающее практическую действенность. Подведение новой научной основы способствует и обретению новых знаний, и возрождению полученных прежде в более совершенном виде. В качестве такой основы выступит организация неавторитарного диалога при отсутствии в процессе обсуждения педагогических проблем.

Подготовка педагогических кадров и повышение квалификации не выдвигают в качестве основополагающей проблему достижения конкретной образовательной планки, а ставят задачу приобретения и совершенствования профессионального мастерства наиболее эффективными педагогическими средствами [7]. Сказанное указывает на правомерность единства использования приемов и средств образовательного процесса. В означенном ракурсе процесс самостоятельного обучения следует декларировать не только как ведущую деятельность в процессе повышения квалификации, но и значимую составляющую получения высшего педагогического образования.

Представленные аспекты не являются исчерпывающими в понимании единства получения высшего образования и повышения квалификации специалистов педагогической отрасли. Вынесены на рассмотрение лишь некоторые позиции, очерчивающие преемственность в процессе перманентной подготовки квалифицированных педагогических кадров. При этом следует учитывать и специфичность, отмеченную выше, означенных организаций образовательного процесса.

Именно понимание общего и специфичного в процессах подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации как целостности актуализирует сферу преемственности в педагогическом образовании.

Список литературы

  1. Андрющенко Я.Э. Анализ педагогических технологий, используемых в процессе профессиональной подготовки магистров физико-математических специальностей в открытых образовательных ресурсах // Синергия. 2016. № 3. С. 26-30.
  2. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Институциональные доминанты интеграции науки, бизнеса и образования // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 8-13.
  3. Змеёв С.И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 8–14.
  4. Иголкин С.Л., Шаталов М.А. Развитие регионального рынка профессионального образования на основе механизмов интеграции // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 3 (18). С. 71-79.
  5. Кукуев А. И. Андрагогика: этимология и употребление термина в зарубежной науке // Проблемы современного образования. 2010. № 5. С. 30-35.
  6. Мартынов С.В., Мамедов Ф.М., Петренко П.Е. Организационно-экономические приоритеты модернизации системы высшего образования России // Территория науки. 2013. № 6. С. 36-43
  7. Михайловская Г.Н, Занин А.Н. Выпускник вуза и проблемы трудоустройства // Территория науки. 2012. № 1. С. 96-99.
  8. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проведение онлайн-лекций (вебинаров) в рамках стратегии инновационного развития образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1 (3). С. 1189-1193.
  9. Сас Н.Н. Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентностного подхода и модульной организации процесса обучения // Синергия. 2015. № 1. С. 8-20.
  10. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Внедрение инновационных методов обучения при реализации программ подготовки специалистов среднего звена // Перспективы науки и образования. 2015. № 5 (17). С. 47-52.