Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки квалифицированных специалистов

№52-1,

педагогические науки

В статье проанализированы основные характеристики, этапы разработки образовательной программы подготовки магистра в условиях массовых открытых дистанционных курсов. Статья предусматривает анализ организационных принципов массовых открытых дистанционных курсов.

Похожие материалы

В педагогике осуществляется много попыток найти оптимальный путь для реализации новых образовательных задач, которые выдвигаются в настоящее время. Теоретико-практический аспект создания и использования массового открытого дистанционного курса предусматривает особенности научной подготовки магистров. Стратегия проектирования такого курса преподавателем включает в себя определение целевой группы, описание учебных целей, планирование ресурсов и составления структуры курса и рабочей программы. Следующими задачами перед преподавателем возникают определения содержания курса и форм контроля знаний, разработка учебного материала и подготовка видеоинструкций для облегчения ориентации в курсе. И на последнем этапе происходит оценка курса и коррекция учебных материалов, планирование поддержки учебного процесса в массовом открытом дистанционном курсе и публикация курса на сайте. Преподаватели также должны продумать организацию взаимодействия с администрацией учебного заведения [3; 12].

Рассмотрим более детально рекомендованную структуру массового открытого дистанционного курса. Массовый открытый дистанционный курс должен включать в себя от шести до восьми глав [1; 2; 4; 7]. Одна глава содержит приблизительно столько материала, сколько вмещает типичная 90-минутная лекция. Глава отличается от лекции, отснятой на видео. Содержимое каждого раздела должно быть разбито на компактные информационные блоки, структурированные как отдельные учебно-методические единицы – юниты (Unit). Каждая глава включает примерно 6-10 таких юнитов. Содержание передано с использованием разных форм медиа-средств и методов.

Рассмотрим структуру юнита. В каждом случае юнит составляется из следующих четырех элементов [5; 10]:

  1. Главный ресурс. Включает в себя учебное видео. Также это может быть любая другая форма визуализации, такая как презентация, текст, изображение, анимация, которая наиболее эффективно передает основное содержимое учебного контента.
  2. Тесты. Ключевым элементом для массовых открытых дистанционных курсов есть обратная связь. Для этого используются короткие тесты для оценки понимания студентом содержания. Эти интерактивные элементы не только помогают в проверке уровня знаний участника курсов, но и увеличивают концентрацию внимания и позволяют магистрантам активно взаимодействовать с содержанием курса.
  3. Другие материалы. С целью предоставления возможности будущим магистрам глубже понять тему курсов, предлагаются дополнительные материалы. В первую очередь, это упражнения, вопрос для обсуждения, иллюстрации, изображение или видео. Следует отметить, что дополнительные материалы способны даже персонализировать и индивидуализировать обучение, реализуя в своей практике личностно-ориентированный подход.
  4. Литература. Каждый блок должен иметь ссылку на соответствующую литературу или гиперссылку на научные статьи в Интернете, чтобы участники могли взаимодействовать с содержимым всесторонне и углубляться в тему, так как это предусмотрено учебной программой.

Важным элементом массового открытого дистанционного курса есть идея того, что обучение – это, в первую очередь, обмен опытом между коллегами. Участники курса – будущие магистры – могут задавать вопрос на форуме, искать вопросы, которые были уже заданные, и ответы на них, а также отвечать на вопросы других участников. Вопросы также могут быть оценены участниками, ведь особенно важные вопросы могут стать в центре внимания в обсуждениях [6].

Использование массового открытого дистанционного курса требует тщательной предыдущей подготовки. Целесообразно начать с ознакомления с опытом известных западных университетов. Самые большие платформы массовых онлайн-курсов – edx, Coursera, Udacity предлагают сотни массовых онлайн-курсов. Курсы нужно избирать близкие по тематике той дисциплины, которую они заменяют или сопровождают. Ознакомление с массовыми онлайн-курсами других университетов позволит получить опыт в дальнейшей работе. Большинство массовых открытых дистанционных курсов имеет фиксированную дату начала и конца. Для более удобного поиска таких курсов можно использовать сайт http://coursetalk.org/, что позволяет увидеть студенческий рейтинг курса и сразу подскажет какие курсы доступные для прохождения сейчас. Они обозначены на сайте как «Insession» [11].

Для поддержки интереса слушателей в рамках массовых онлайн-курсов используется ряд инструментов. Во-первых, это использования вместо длинных лекций, длиной в академический час, коротких, многочисленных мини-лекций длиной от 5-6 до 15-20 минут. Во-вторых, постоянное использование наглядного материала, иллюстраций, видео, моделей и т.п. в кадре видеолекций. В-третьих, – перемежевание в структуре курса видеолекций с короткими тестовыми задачами, которые должны держать внимание слушателя в тонусе. Качественный массовый онлайн-курс – это, прежде всего, традиционный качественный курс, который лежит в него основе [9].

Как правило, массовый открытый дистанционный курс имеет минимальный набор инструментов для обеспечения комфорта участников процесса. Образовательные порталы позволяют входить в массовый открытый дистанционный курс через социальные сети и сервисы, такие как facebook, linkedin, twitter, ning, blog, igoogle (netvibes),delicious (DIIGO), wiki, и т.п. Зарегистрировавшись на курс с минимальными инструментами магистрант сможет наблюдать за учебным процессом и готовить себя к активной работе, опытный пользователь сможет полностью реализовать свои цели. Желательно, чтобы в процессе обучения количество инструментов возрастало. Это содействует развитию участников учебного процесса и достижению поставленных собственных целей [8].

Рассмотрим роль преподавателя в учебном процессе массового открытого дистанционного курса. Массовый открытый дистанционный курс проводит, как правило, команда преподавателей, которая заранее избирает тему курса, планирует возможную деятельность студентов разного уровня подготовки, подбирает ссылку на источники, распределяет между собой роли. Один из преподавателей может быть куратором, второй – заниматься интеграцией блогов слушателей курсов, третий – акцентировать свою работу на помощи новичкам и т.п. При этом во время обучения роли преподавателей могут меняться. В среднем еженедельные затраты времени преподавателя выглядят таким образом:

  • ежедневное сопровождение учебной деятельности составляет от трех до пяти часов в неделю,
  • чтение сообщений форума от студентов составляет от пяты до семи часов в неделю,
  • записи дня на будущей недели на лентах новостей может составлять до двух часов,
  • проведение вебинаров может составлять больше трех часов,
  • ответы на вопросы студентов по электронной почте может составлять от двух до пяти часов в неделю,
  • подготовка документов занимает в пределах от одного часа на документ [4].

Таким образом на массовый открытый дистанционный курс всего израсходовано приблизительно 75 часов. Затраты на организационное сопровождение курса в группах преподавателей, которые сопровождают обучение в таком курсе, могут быть в пределах от 60-80 часов. Общее время, которое нужно израсходовать преподавателям на курс, который составляется на 10 недель, составляет 375-425 часов.

Просветительно-научной программой подготовки магистра было предусмотрено также и массовые открытые дистанционные курсы преподавателей университета. При создании собственного массового открытого дистанционного курса надлежащее внимание отводилось теме курса и формулированию требований к него слушателей. Массовые открытые дистанционные курсы формировались на разных уровнях. Более высокий уровень имеют курсы, ориентированные на получения просветительно-научных навыков.

Следует отметить, для успешного прохождения массового открытого дистанционного курса, магистрантам нужны специальные знания и навыки, которые касаются такого типа обучения. Технические требования предоставляются в описании курса, чтобы магистранты могли ориентироваться, какой спецификой знаний нужно владеть, чтобы успешно завершить массовой открытый дистанционный курс. Пример описания требований к магистрантам может выглядеть так: «Уверенное знание из высшей математики и теоретической физики на уровне бакалаврата. Знание на уровне магистериума любого интерпретированного языка программирования: сменные, константы, функции, циклы, базовое понимание рекурсии».

Выбор длины массового открытого дистанционного курса предусматривает учет количества часов для изложения учебного материала. В частности, рассчиталось количество часов учебного видео, количество времени для консультирования и дискуссий в тематических форумах для того, чтобы изложить слушателям всю информацию в рамках курса и проконсультировать их в случае необходимости. В отличие от обычного лекционного курса в таком курсе не тратится время лекции на организационные моменты, текущее тестирование, и напоминания содержания уже пройденных тем. Лишь предлагается самостоятельно пересмотреть соответствующие видеолекции.

Минимальной длиной массового открытого дистанционного курса, рассчитывая в чистых часах видеолекций, есть время от пяти до восьми часов. Доступ к курсу осуществляется через сеть Интернет. В любое время можно прервать занятие в случае необходимости, и продолжить его в удобное время. Именно поэтому одним из главных задач преподавателя массового открытого дистанционного курса есть постоянная поддержка внимания участников, их постоянный интерес. Одним из главных инструментов для этого есть разбивка лекций на небольшие части, длиной от 5-6 до 15-20 минут. Эффективность этого подхода является стандартом для массовых онлайн-курсов.

Таким образом, можно утверждать, что подготовки магистра в условиях массовых открытых дистанционных курсов зависит от разработки образовательной программы. При использовании рекомендации для разработки оптимальной образовательной программы можно получить высокие образовательные и научные результаты обучения магистров. Для этого необходимо учитывать организационные принципы массовых открытых дистанционных курсов и каждый из блоков учебно-методических комплексов дисциплин в массовых открытых дистанционных курсах.

Список литературы

  1. Андреев А.А. Оценка качества онлайн курсов // Территория науки. 2015. № 1. С. 20-26.
  2. Андрющенко Я.Э. Анализ педагогических технологий, используемых в процессе профессиональной подготовки магистров физико-математических специальностей в открытых образовательных ресурсах // Синергия. 2016. № 3. С. 26-30.
  3. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Развитие системы профессиональной мобильности в условиях непрерывного образования // Ресурсы развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы XXI века. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 131-134.
  4. Бацуровская И.В. Организационные принципы научной подготовки магистров в условиях массовых открытых дистанционных курсов // Синергия. 2016. № 2. С. 18-26
  5. Бобешко Е.В. Проблемы развития системы повышения квалификации специалистов педагогического профиля // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 49. С. 445-449.
  6. Иголкин С.Л., Смольянинова И.В. Проблемы внедрения инновационных методов обучения при реализации программ подготовки специалистов среднего звена // Наука. Образование. Техника. 2015. № 3-4 (53-54). С. 264-272.
  7. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проведение онлайн-лекций (вебинаров) в рамках стратегии инновационного развития образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1 (3). С. 1189-1193.
  8. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Интерактивные методы обучения в системе инновационного развития образования // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 65-67.
  9. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Социальное взаимодействие в студенческом коллективе // Социальные отношения. 2015. № 4 (15). С. 91-96.
  10. Назарова Г.Н. Роль образовательных технологий в формировании системы инновационного обучения // Территория науки. 2015. № 1. С. 33-37.
  11. Смольянинова И.В., Ахмедова О.И. Инновационный потенциал интеграционного развития образования, науки и бизнеса // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы III международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 87-90.
  12. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Система дистанционного обучения как механизм профессионального развития специалистов // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста Материалы XII Международной научно-практической конференции Internet-конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. 2016. С. 527-531.