Педагогическая поддержка, как технология самоопределения личности студентов колледжа

№104-1,

педагогические науки

В статье рассматриваются проблемы связанные с формированием личности студента — медика, через компетентное педагогическое руководство процессом самоопределения студентов в решении нестандартных задач. Педагогическая поддержка представляет собой особую технологию — систему средств, которые обеспечивают студентам помощь в самостоятельном индивидуальном выборе, отличную от обучения и воспитания и требующую от преподавателя умения управлять динамикой развития студента, в нравственном, гражданском, жизненном, личностном, профессиональном самоопределении, а также в преодолении трудностей самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

Похожие материалы

На современном этапе развития Российской системы образования необходимость совершенствования профессиональной подготовки продиктована не только нормативными документами, новыми стандартами, но и изменением задач и функций специалиста, которые усложняются под влиянием информатизации общества. Формирование профессионального самоопределения является одной из основных задач медицинского образования.

Профессия медика не только одна из самых гуманных, но одна из труднейших. Поэтому компетентное педагогическое руководство процессом самоопределения является необходимым, оно подразумевает поддержку студентов и требует решения нестандартных задач.

Педагогическая поддержка представляет собой особую технологию, отличную от обучения и воспитания и требующую от преподавателя умения управлять динамикой развития студента. Педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают студентам помощь в самостоятельном индивидуальном выборе — нравственном, гражданском, жизненном, личностном, профессиональном самоопределении, а также в преодолении трудностей самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

Педагогическая поддержка не противостоит обучению и воспитанию, а дополняет их, усиливает их эффективность, поскольку служит связующим звеном между ними и личностью, мотивированной к учению. При обучении и воспитании профессиональная школа определяет студентов в знаниях и умениях, ценностях и нормах, при реализации средств педагогической поддержки студент в них самоопределяется.

Следовательно, задачей педагогической поддержки является установление необходимого баланса, соотнесения разнонаправленных интересов и целей и их конкретных носителей — преподавателя и студента, принимающих решения относительно возможности содействия, сотрудничества. Создаётся общий проект взаимодействия ,который будет одновременно располагаться и в плоскости социализации, и в плоскости индивидуализации.

Цель педагогической поддержки — помочь студенту полноценно реализовать свои способности, знания, умения и навыки для достижения успешности в профессиональной деятельности. В процессе педагогической поддержки преподаватель, опираясь на реальные и потенциальные возможности студента, находит адекватные способы для активизации его творческой жизнедеятельности. Первоначально преподаватель должен совместно со студентом определить его интересы, возможности, а также трудности и реальные проблемы в получении профессиональных знаний и пути их преодоления. Важно наметить способы взаимодействия преподавателя со студентом по разрешению имеющихся или потенциальных затруднений.

Совершенствование подготовки специалистов связано с научно-методической проблемой создания новых образовательных технологий, которые позволяют обеспечивать высокое качество специализированной подготовки. Профессионально ориентированные проекты дают возможность организовать учебный процесс с акцентом на развитие необходимых качеств будущего специалиста.

Медицинское образование является глубоко специфичным по структуре и содержанию государственных стандартов, алгоритмам обучения и воспитания студентов, поэтому очень важна профессиональная взаимосвязь, преемственность подходов в средних и высших медицинских учебных заведениях. Основными установками по формированию личности студента-медика в колледже являются программы Государственного образовательного стандарта. Полученные примерные программы для среднего профессионального образовательного учреждения изучаются, анализируются и дополняются в ходе совместной работы с кафедрой медицинской биологии ОмГМУ.

Первоначальным этапом образовательной системы по естественно научной подготовке студента-медика является анализ профессиональной деятельности специалиста и выявление задач, при решении которых используются различные средства педагогических технологий. Требования, изложенные в Государственных образовательных стандартах по специальности «Фармация», «Лабораторная диагностика» предполагают необходимый уровень подготовки специалистов среднего звена, характеризуют основные направления подготовки: 1) профессиональные знания (объем и состав общей подготовки); 2) деловые качества (дисциплинированность, ответственность, честность, целеустремленность, самостоятельность и др.); 3) индивидуально-психологические и личностные качества( мотивационная направленность, уровень интеллектуального развития, эмоциональная и нервно-психологическая устойчивость, межличностное поведение).

Непременным этапом образовательных технологий является разложение комплексных профессиональных задач на конкретные действия с учетом специальности. На их основе разрабатывается комплекс учебных задач, моделирующих врачебную деятельность. Они могут быть использованы как в процессе освоения дисциплин, так и при изучении дополнительных (элективных, факультативных) курсов, усиливающих профессиональную подготовку по конкретному направлению. Большая роль при этом отводится самостоятельной работе студентов. Ее организация имеет следующие специфические методические особенности: самостоятельная работа является необходимой и оправданной формой учебной деятельности в условиях ограниченных материальных ресурсов и острого дефицита учебного времени.

По мнению педагогов «основным продуктом (результатом) учебной деятельности являются обогащение концепции жизни, развитие своеобразного личностного концептуального видения мира («образ мира», «картина мира», «модель универсума»), в отличие от функционального, с которого оно начинается. Это происходит благодаря умениям структурировать и актуализировать знания, соотносить общее и частное, выделять ведущие закономерности, объяснить явления с научных позиций.

Работа по созданию современной информационной базы обучения включает элементы наглядного преподавания. Коллективом преподавателей колледжа и медицинского университета создан учебный видеофильм «Непрерывность жизни», который является приложением к пособию, позволяет обобщить материал, создать единый механизм освоения фундаментальных медико-биологических понятий профильного медицинского образования.

Дополнительно к системе самостоятельных работ и междисциплинарных заданий разрабатывается комплекс мероприятий, развивающих творческую активность будущего работника, способствующих формированию его заинтересованного отношения к нововведениям и изменениям условий профессиональной деятельности.

Базой любого творчества являются конкретные знания, умения и навыки; практические занятия — разновидность программного обучения — представляют собой один из составных элементов, предназначенных для формирования у студентов готовности к творческой деятельности. Построение практических занятий в колледже проходит по единой схеме, которая включает элементы единой системы (ЕМС) учебного заведения и содержит разнообразные задания для самостоятельной работы.

Установлено, что эффективным средством развития творческого потенциала будущих специалистов является научно-исследовательская деятельность, организованная в условиях взаимодействия высшего и среднего специального учебных заведений. Успешная организация исследовательской работы позволяет обеспечить интегрированное воздействие учебной, врачебной, научно-исследовательской среды на личность студентов и является предпосылкой осознанного профессионального становления личности студента-медика. При этом исследовательская работа студентов должна сопровождаться созданием ими пособий, рефератов в реальных условиях работы. Такая организация переноса знаний и опыта из учебной ситуации в практическую, обеспечивая успешное решение в будущем профессиональных творческих задач, формирует у работников позитивное отношение к новшествам.

Педагогическая технология призвана прогнозировать познавательную деятельность и создавать благоприятные условия для ее осуществления, а также обеспечивать продвижение студентов от элементарных к более высоким и сложным формам деятельности, т.е. развитие. В процессе обучения студенты не только усваивают конкретные знания и умения, но и овладевают способами их приобретения. Студент — не сосуд, который преподаватель должен наполнить для того, чтобы получился профессионал. Ключевым словом, сущностным, глубинным понятием педагогического процесса в системе профессионального образования должно стать развитие.

Коллектив колледжа занимается проблемой внедрения личностно-ориентированной технологии обучения в предметах биологической направленности. Внеаудиторная работа — КВН по экологической тематике, вопросы краеведения, проведение студенческих научных конференций по вопросам «Человек и биосфера», «Земля — твой дом», конкурсы и олимпиады способствуют расширению кругозора, развитию инициативы студентов, самостоятельности мышления, повышают интерес к изучению раздела «Экология человека». Применение игровой системы в процессе обучения повышает эмоциональный фон воспитания, улучшает результат усвоения сложного материала.

Учебный процесс ориентирован не только на усвоение знаний, но и на развитие личности, формирование мотивационной сферы, чтобы студент действительно включился в творческую работу, и поставленные перед ним на протяжении учебной деятельности задачи были не только поняты, но и внутренне им приняты. Центральным направлением современного непрерывного образования является развитие личности человека, как субъекта деятельности, общения, культуры и нравственности.