Исследование технических показателей грузовых транспортных средств в условиях высокогорья

NovaInfo 49, с.37-41
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

Работа посвящена исследованию технических и эксплуатационных параметров автомобилей, таких как проходимость, плавность хода, динамичность, топливная экономичность и управляемость. Исследование проводилось на примере автомобилей марки Зил-431410 и Камаз-5320 при эксплуатации их по высокогорной автодороге Ош-Эркештам Алайского района Кыргызской Республики.

Ключевые слова

ПРОХОДИМОСТЬ, ДИНАМИЧНОСТЬ, ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ, УПРАВЛЯЕМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ, ПЛАВНОСТЬ ХОДА

Текст научной работы

В целях выявления надежности и долговечности основных деталей, агрегатов и узлов в дорожных условиях движения было проведено исследование показателей параметров работы автомобиля Зил-431410 и Камаз-5320 с номинальной грузоподъёмностью 6 и 10 тонн. Эксплуатация автомобилей осуществляется на высокогорной автодороге Ош-Эркештам Алайского района Кыргызской Республики.

Для получения эксперементальных данных показателей параметров автомбилей использован универсальный режимометр марки RM-10-24 для записи на бумажную ленту показателей параметров движения автомобилей в выскогорных условиях.

Работа прибора начинается с момента включения муфты сцепления автомобиля. Питание прибора осуществляется от аккумуляторной батареи с напряженем U=24 В. С помощью вышеуказанного прибора на бумажную ленту записываются основные параметры, характеризующие дорожные условия и параметры движения автомобиля.

Прибор включается при преодолении перевалов Чыйырчык (2400м), Талдык (3587м), 40лет Кыргызстана (3481м), Төө-Мурун (3847м). Эксплуатация автомобилей по этой трассе имеет широкий спектр природно-климатических условий. Автомобили в течение одного рейса по маршруту Ош-Эркештам пересекают различные климатические зоны, встречая на своем пути перепады различных температурных режимов, изменения атмосферного давления, повышенную солнечную радиацию и преодолевая ряд высотных преград горных хребтов. Автомобильная дорога имеет разнообразную специфику горных условий (рис. 1).

В процессе обработки результатов испытаний все отказы подразделяются на две группы [1; 2; 5]:

  • отказы, по числу которых можно построить графики, характеризующие долговечность и безотказность агрегатов, узлов и деталей в целом;
  • отказы, имеющие случайный характер, числа которых незначительны.

Используя полученные данные показателей параметров автомобилей при испытании подсчитываются средние пробеги деталей и узлов до первой замены или ремонта, которые определяются по формулам, представленным в [3; 6; 10].

После подсчетов средних пробегов деталей и узлов до первой замены или ремонта определяется средний пробег безотказной работы деталей или узлов в целом [4; 7].

Полученные данные, характеризуют фактический срок службы автомобилей в целом и его агрегатов в отдельности. В данных специфических условиях конструктором приходится выявить слабые места в конструкции автомобилей и разработать мероприятия по их устранению [9]. Автотранспортным предприятиям, экспериментальные данные испытания позволяют уточнить нормы проведения текущего ремонта автомобилей, периодичность норм на техническое обслуживание (ТО-1) и (ТО-2), выявить номенклатуру запасных частей, характерных для высокогорных условий эксплуатации автомобилей, определить фактическую потребность в автозапчастях [8].

- Сокращенный продольный профиль автодороги Ош-Сары-Таш-Эркештам
Рисунок 1. Сокращенный продольный профиль автодороги Ош-Сары-Таш-Эркештам

Результаты обработки ленты с записью и подсчета мощности на преодоление силы сопротивления ветра, дороги и других сил, действующих на автомобиль по маршруту Ош-Эркештам и учитывая запас мощности автомобилей Зил-431410 и Камаз-5320 и изучив материалы исследования, надежности и долговечности деталей, узлов и агрегатов в пределах среднего пробега 200тыс. км в высокогорных условиях Ош-Эркештам позволяет сделать следующие выводы:

  1. Автомобиль Зил-431410 при эксплуатации в специфических высокогорных условиях, зарекомендовал себя как один из лучших моделей отечественного автомобилестроения. Несмотря на то, что на высоте свыше 4000м над уровнем моря двигатель из-за разряжения атмосферного воздуха теряет некоторые мощностные показатели, однако, тяговые качества автомобиля остаются достаточно высокими, которые позволяют использовать данные автомобили без снижения номинальной грузоподъемности;
  2. При эксплуатации автомобилей марки Камаз-5320 в специфический высокогорных условиях при преодолении высоких перевалов 4000м над уровнем моря (н.у.м) произошли большие перегревы двигателя, т.е. нарушения теплового режима двигателя — перегревы системы охлаждения, что привело к большим потерям эффективной тяговой мощности и динамичности из-за недостаточности кислорода, так как на автомобиль Камаз-5320 установлен дизельный двигатель, а дизельные двигатели работают при коэффициенте избытка воздуха (α=13-26). На основании вышеуказанных недостатков автомобиль Камаз-5320 выбыл из последующих испытаний;
  3. Из-за достаточно высокой плотности передаточных чисел коробки переменных передач (КПП) автомобиля Зил-431410 не только обеспечивают автомобилям высокие тяговые качества и проходимость, но и его хорошую динамичность и управляемость;
  4. Система охлаждения двигателя четырехрядными радиаторами обеспечивают хорошее охлаждение при движении на затяжных подъемах и спусках при нормальном функционировании термостатов;
  5. Подвеска автомобиля и рулевое управление с гидравлическими усилителями значительно снижает утомляемость водителя при длительной работе на дорогах с плохими дорожными покрытиями (типа стиральной доски), однако надежность подвески высокая. После 30 тыс. км нарушается нормальная работа амортизаторов, имеет место поломки передних рессор, пробег у которых составляет 70-80 тыс. км;
  6. По двигателю наиболее слабым узлом является кронштейн передней опоры двигателя, средний срок службы у которого 80-90тыс. км, в последствии заводом разработана новая передняя опора двигателя;
  7. По трансмиссии наиболее слабым узлом автомобиля является карданный вал, средний срок службы крестовин кардана составляет 50тыс. км, из-за которого введена новая конструкция крестовин с торцевыми уплотнителями и консистентной смазкой;
  8. Наиболее низкий срок службы деталей подвески автомобиля (в среднем в пределах пробега 70-80 тыс.км) наблюдается в массовой поломке листов передних рессор;
  9. По переднему мосту у 50% автомобилей при среднем пробеге 150 тыс.км вышли из строя поворотные кулаки. Средней срок службы шкворней и шайб опорного подшипника составляет до 150 тыс.км;
  10. По рулевому управлению отмечается низкий срок службы втулок крестовин карданного вала руля, соответственно из-за этого заводом устанавливаются игольчатые подшипники на кардан руля, в последствие средний срок службы у которых составил до 60 тыс.км;
  11. Кабина водителя с вентиляционными окнами на крыше обеспечивает хорошую вентиляцию при высоких температурах окружающего воздуха, однако при работе автомобиля в высокогорных условиях при низких температурах в системе отопления кабины не поддерживается нормальный температурный режим. Для повышения эффективности обогрева кабины автомобилей Зил-431410 заменены на отопительные радиаторы повышенной производительности.

Читайте также

Список литературы

  1. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Смольянинова И.В. Проблемы автотранспортного обеспечения агропромышленного производства // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 5-3 (16-3). С. 11-13.
  2. Жоробеков Б.А, Сабиров И.О., Зулпуев С.М., Жакыпджанова В.С. Испытание технико-эксплуатационных показателей автотранспортных средств в условиях высокогорья // Территория науки. 2016. № 3.
  3. Загородних Н.А., Загородних А.Н., Дуров К.А., Ромашов С.Н. Математическое моделирование обеспечения безопасности дорожного движения для водителей транспортных средств // Успехи современной науки. 2015. № 2. С. 31-36.
  4. Зулпиев С.М., Асамидинов Ф.М., Дуйшоева Г.М. Экспериментальное исследование резин различных марок для установки в шарнирно-рычажной муфте // Синергия. 2016. № 3. С. 88-94.
  5. Майорова В. В. Стратегия как инструмент повышения конкурентоспособности автотранспортного предприятия// Территория науки. 2012. № 1. С. 78-82.
  6. Нусупов Э.С. Эксплуатационная эффективность транспортных средств в горных условиях. – Фрунзе: ИЛИМ, 1988.
  7. Радченко Д.С. Исследование точностных характеристик алгоритмов измерения частоты // Синергия. 2016. № 3. С. 101-108.
  8. Ромасевич Ю.А., Ловейкин В.С. Оптимизация режимов движения мостовых кранов // Синергия. 2016. № 2. С. 73-80.
  9. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Автотранспорт в системе логистической оптимизации деятельности предприятия // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 4-1 (15-1). С. 433-436.
  10. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Развитие ресурсного потенциала промышленно-производственных подсистем АПК // Аграрная наука - сельскому хозяйству сборник статей: в 3 книгах. Алтайский государственный аграрный университет. 2016. С. 318-319.

Цитировать

Исследование технических показателей грузовых транспортных средств в условиях высокогорья / В.С. Жакыпджанова, Б.А. Жоробеков, С.М. Зулпуев, И.О. Сабиров. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 49. — С. 37-41. — URL: https://novainfo.ru/article/7275 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться