Пути обеспечения экономической безопасности России

№49-2,

экономические науки

В статье рассматривается одна из причин указывающая на снижение уровня национальной безопасности страны и предложены мероприятия которые позволят его повысить.

Похожие материалы

Одна из внутренних угроз национальной безопасности это деформированность структуры российской экономики и отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи. По определению Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 г. № 157-ФЗ экономическая безопасность это «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям». Для усиления топливно-сырьевой направленности страны необходимо реализовать следующие мероприятия:

1. Главным моментом сегодня является усиление активности геолого-разведочных работ.

2. Формирование и стимулирование благоприятного инвестиционного климата, привлечение частных инвестиций в геолого-разведочные работы и недропользование, снятие административных барьеров, использование налоговой политики как инструмента стабилизации экономики.

3. Государственная поддержка внедрения новых перспективных технологий повышающих коэффициент извлечения нефти, с целью повышения производственных показателей, поиск новых технологий на отечественном и зарубежном рынках.

4. К работе в сфере геологоразведочных услуг должны привлекаться инжиниринговые компании, а также следует активизировать развитие внутренних топливно-энергетических рынков.

5. Разработанная Федеральными государственными органами нормативно-правовая база в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК) требует организацию государственного контроля за её соблюдением. Спрос на энергетические ресурсы приведет к разработки более совершенных механизмов государственного регулирования, а также к ликвидации регионального и технологического монополизма.

6. Создание и развитие отечественных систем биржевой торговли всеми видами топливно-энергетических ресурсов позволит достоверно определять цены на топливные ресурсы в определенном регионе, следовательно более эффективно будут исчисляться налоги. Резервирование государством отдельных видов ресурсов приведет к дополнительной стабильности рынка что также усилит экономическую безопасность страны.

7. Разработка эффективной ценовой политики которая бы удовлетворяла интересы большинства производителей энергоресурсов и её потребителей. Развитие системы адресной социальной помощи населению по оплате потребленных топливно-энергетических ресурсов в целях избежания перекрестного субсидирования.

8. Следует разрабатывать мероприятия по увеличению потребления других видов энергоресурсов (нетопливная энергетика). Государственная поддержка атомной и угольной промышленности, а именно частно-государственное партнерство, выгодное налогообложение и кредитование, ускоренная амортизация, страхование рисков и другие мероприятия.

9. На экономическую безопасность огромное влияние оказывает рост потребления природных ресурсов. Для решения данного вопроса и обеспечения равнодоходности поставок на внутренний рынок топливно-энергетических ресурсов одним из эффективных способов является рациональное регулирование таможенных пошлин.

10. Внешняя энергетическая политика должна включать в себя следующие мероприятия по регулированию данного вопроса. Во-первых это диверсификация экспортных энергетических рынков и обеспечение для нашей страны более выгодных условий регулирования мировой энергетики, а во-вторых диверсификация структуры экспорта должна быть направлена именно в пользу продукции с высокой добавленной стоимостью.

11. Государственная энергетическая политика должна предусматривать прежде всего совершенствование системы показателей её результативности и усиление совместного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства в сфере ТЭК. В целях реализации экономической безопасности страны регулирование отношений между федеральными и региональными органами должны быть направлены прежде всего на обеспечение надежности энергоснабжения. Согласованность федеральных программ и стратегий развития ТЭК регионов.
12. Политика развития внутренней энергетической инфраструктуры должна включать программу сезонного резервирования топлива.

13. Общим направлением энергетической политики страны должна стать ликвидация основных ограничений развития единого энергетического рынка, проведение энергосберегающей политики. Для более эффективной реализации данной политики необходимо разрабатывать региональные энергетические программы. Основные задачи региональных программ: стимулирование развития регионального малого и среднего бизнеса в области энергетики, обеспечение топливно-энергетическими ресурсами труднодоступные территории, развитие инновационной политики в сфере энергетики и снижение вредного воздействия на окружающую среду [1,2].

14. Для поддержания национальной безопасности страны необходимо обеспечить ТЭК эффективным оборудованием, высококвалифицированными специалистами для внедрения современных идей и принятия решений в управлении инновациями. Инновационная модель частно-государственного партнерства в создании единой системы научных и опытно-конструкторских центров обеспечит надёжное сопровождение в период реализации инноваций. Создание технопарков и технико-внедренческих зон, развитие венчурного бизнеса в данной сфере, сохранение и развитие кадрового потенциала в области энергетики и предоставление возможности для получения непрерывного образования всё это способствует совершенствованию условий для улучшения инновационного климата.

15. Совершенные формы регулирования и контроля розничных цен на энергоресурсы, стабильность работы объектов жилищно-коммунального хозяйства повысит надёжность энергообеспечения населения.

16. В период разработки новых энергетических проектов учитывать интересы и пожелания местного населения. Участие населения региона в обсуждении энергетических проектов способствует увеличению финансовых вложений населения в активы энергетических компаний, развитию социальной сферы и экологии.

17. Создание системы формирующей отношения между структурами государства и бизнес-структурами с целью воспроизводства кадрового потенциала в ТЭК страны. Прежде всего требуется разработать стратегию развития человеческого капитала, провести оценку действующего кадрового ресурса, сделать прогноз и планирование кадров, создать кадровый резерв. Финансовая привлекательность данного сектора позволит привлечь высококвалифицированных специалистов и направить данные средства на развитие человеческого капитала в ТЭК. Вести подготовку кадрового состава с учетом международных требований. В целях национальной безопасности, передачи опыта, знаний и укрепления кадрового состава в данной сфере необходимо использовать зарубежных опыт работы. Для этого следует привлекать иностранных специалистов и предоставлять инженерным кадрам возможность для международных стажировок. Осуществлять поддержку образовательным организациям (улучшение их материально-технической базы, разработка новых образовательных программ, предоставление возможности пройти практику и предоставление специалистов для ведения преподавательской деятельности, предоставлять возможность профессорско-преподавательскому составу пройти обучение и повысить квалификацию непосредственно на предприятиях. С учётом возможностей региона и его специфики оказание помощи в приобретении жилья для молодых специалистов и высоко востребованных работников и руководителей. Создать единую базу вакансий в ТЭК. Для снижения потребностей в высококвалифицированных специалистах необходимо способствовать разработке и внедрению программы развития талантливой молодёжи в области ТЭК, а также открытию новых направлений в СПО, ВПО, магистерских программ и ДПО. Для профессорско-преподавательского состава (ППС) активно занимающегося инновациями разработать систему поощрения. В вузах создать базовые кафедры ведущих предприятий ТЭК, которые позволили бы студентам и ППС проходить практику и принимать участие в процессе исследования и реализации реальных инновационных проектов. Создать единые научно-исследовательские центры предприятий ТЭК и образовательных организаций, для реализации проектов по заказу с активным привлечением ППС, магистрантов, аспирантов и студентов. В целях стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также привлечения высококлассных специалистов политику развития направить на повышение инвестиционной привлекательности и престижности отрасли.

При формировании социально-экономической политики государства и создании мер по защите национальных интересов страны необходимо прежде всего постоянно оценивать уровень безопасности, что поможет определить проблемы, позволит выявить различного плана угрозы и разработать верную стратегию.

Список литературы

  1. Качества российского бизнеса как фактор неуспешности российского государства. Материалы научного семинара. Вып. 7 (45). — М.: Научный эксперт, 2011. — 120 с.
  2. Харич Е. А., Мамий С. А. Угрозы экономической безопасности России // Молодой ученый. — 2016.—№ 8.8.—С.35-37.