Эффективность управления человеческими ресурсами в системе экономической безопасности

№89-1,

экономические науки

В статье рассмотрены основные аспекты управления человеческим ресурсом в системе экономической безопасности.

Похожие материалы

Современный этап развития демонстрирует глубину и быстроту высоких технологий и капитала. Конкурентоспособность предприятий зависит в основном от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов. Обострение кадровой проблемы требует своевременного принятия следующих мер:

  1. Создание устойчивого кадрового ядра в соответствии с факторами внешней среды;
  2. Повышение уровня управления человеческими ресурсами, так как от этого напрямую зависит уровень экономической безопасности предприятия.

Основная часть жизни человека протекает в процессе трудовой деятельности, поэтому управление персоналом организации становится особо значимым и оказывает прямое влияние на процедуру формирования и развития личностного потенциала сотрудников [1, с. 30].

В производственной системе все ресурсы находятся во взаимосвязи, в результате этого достигается экономическая эффективность и, следовательно, экономическая безопасность предприятия.

В современном контексте экономическая безопасность проявляется:

  1. На уровне государства — как общая система обеспечения эффективного функционирования государственного образования, защищающая финансовую, экономическую, политическую и правовую сферы, а также гарантирующая стабильность и надежность работы ключевых институтов жизни общества;
  2. На уровне предприятия — как отдельный структурный элемент работы хозяйствующего субъекта, направленный на защиту совокупности его активов и прочих важных систем функционирования организации.

Функциональные составляющие экономической безопасности предприятия (ЭБП) — это основные направления его экономической безопасности и отличаются друг от друга исключительно своим содержанием.

Обозначим следующие функциональные составляющие экономической безопасности предприятия:

  1. Финансовая;
  2. Кадровая и интеллектуальная;
  3. Политическая и правовая;
  4. Информационная;
  5. Экологическая.

Экономическая безопасность национальной экономики представляет собой отношение к внутренним и внешним угрозам, а также это защита национальных интересов, защита интересов общества и государства.

К основным задачам экономической безопасности относятся:

  1. Снижение уровня инфляции и безработицы;
  2. Возможность непрерывного экономического развития;
  3. Формирование развитого рынка ценных бумаг и более эффективной структуры экономики;
  4. Улучшение качества жизни населения;
  5. Снижение уровня государственного долга и дефицита бюджета;
  6. Устойчивость национальной валюты и т.д.

Угрозы экономической безопасности страны выявляют совокупность условий и факторов, формирующих опасность жизненно важных интересов личности, общества, предприятия, государства, затрудняющих или делающих невозможным реализацию национальных экономических интересов. Выделяются внешние и внутренние угрозы экономической безопасности страны.

К внутренним угрозам в сфере экономике относятся:

  • снижение объёмов производства продукции в основных отраслях;
  • усиление процессов монополизации экономики;
    • разрыв хозяйственных связей внутри России и с определенными странами;
    • наличие большого внутреннего долга;
  • высокий коэффициент износа основных фондов;
  • топливно-энергетический кризис;
  • криминализация экономики и общества;
  • низкий уровень производительности труда;
  • недостаточное развитие инвестиционной деятельности.

К внешним угрозам экономической безопасности страны можно отнести:

  • отрицательное сальдо внешнеторгового баланса;
  • усиление импортной зависимости;
  • потеря ведущих позиций на внешних рынка;
  • неэффективная структура экспорта, то есть чрезмерный вывоз сырьевых ресурсов;
  • неэффективное использование иностранных кредитов;
  • неконтролируемый отток валютных ресурсов за границу и размещение их в зарубежных банках;
  • наличие внешнего долга.

Отталкиваясь от приоритетных национальных интересов и угроз экономической безопасности страны, выделяются меры государственной политики экономической безопасности, включающие: экономическую, научно-техническую, социальную сферы и политику, а также экологическую, военную, информативную сферы для сохранения в целом национальной безопасности страны [2, с. 115].

Основными субъектами экономической безопасности являются государство и его институты, а именно: министерства, ведомства, налоговые и таможенные органы, биржи, фонды и страховые компании, а также предприятия, общественные организации и физические лица.

Объектами экономической безопасности могут выступать как экономическая система в целом, так и ее различные составляющие. К составляющим экономической системы можно отнести:

  • производственные и непроизводственные фонды;
  • природные богатства;
  • хозяйственные структуры;
  • образовательные учреждения;
  • финансовые ресурсы;
  • предприятия, отдельные граждане и государство.

Для повышения экономической безопасности страны государству необходимо правильно оценивать возможную экономическую опасность, для этого потребуется разработка эффективного комплекса профилактических действий.

Чтобы не усугубить последствия внешних и внутренних экономических угроз, необходимо реагировать максимально быстро и заблаговременно ликвидировать угрозу, пока она не привела к сильным социально-экономическим потрясениям в обществе.

В этом смысле экономическая безопасность является подсистемой системы национальной безопасности. Угроза национальной безопасности государства — это возможность причинения вреда территориальной целостности и суверенитета страны, ее внешней и внутренней безопасности, конституционным правам и свободам граждан.

Список литературы

  1. Мильгуй Т.П., Винникова А.Б. Концепция развития человеческих ресурсов // Современная наука: проблемы, идеи, инновации. Сборник научный трудов под редакцией А.Л. Полтарыхина. - 2015. - Изд-во: Русайнс. - С. 28-32.
  2. Мильгуй Т.П., Винникова А.Б. Основные подходы к управлению человеческими ресурсами // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2016. - № 2(44). - С. 114-117.