Основные проблемы радикализации ислама в постсоветском Башкортостане

№50-1,

Политология

Статья посвящена проблеме радикализации ислама на территории Башкортостана. Особое внимание уделяется анализу взглядов адептов организации «Хисб ут-Тахрир аль-Ислами».

Похожие материалы

Относительно спокойная жизнь мусульман Башкортостана в 1990-2000 годы стала осложняться с началом XXI века, когда в духовно-политической жизни республики, как и России в целом, значительно активизировались носители идей радикального ислама. На наш взгляд, это объясняется тремя причинами.

Причина первая. Быстрый рост ислама, с одной стороны, огромные нефтяные запасы, сосредоточенные в мусульманских странах, с другой, сделали ислам объектом международной политики. Появился так называемый «исламский фактор», используемый для оправдания действий отдельных государств и политических деятелей, несовместимых с нормами международного права и демократии. В таких условиях востребованной оказалась экстремистская деятельность отдельных личностей и групп, выступающих от имени ислама. В большой политике они стали исполнять роль провокаторов, действия которых дестабилизируют обстановку, имеют большой общественный резонанс и, соответственно, должны пресекаться любыми средствами.

Причина вторая. Уничтожение мусульманского духовенства в годы Советской власти привело к тому, что большинство мулл и имамов плохо разбирались в вопросах мусульманского богословия. Эти муллы-самоучки выполняли свои функции из-за отсутствия подготовленных кадров. Как пишет З.Р. Хабибуллина, по данным 1997 года «духовенство более чем наполовину состояло из лиц преклонного возраста, не имеющих специальности, самостоятельно обучавшихся канонам ислама, только 3% имамов имели высшее религиозное образование» [1, с. 168]. Потребность в грамотных служителях культа привело к тому, что в 1990-е годы в арабские страны было направлено большое количество молодых верующих для учебы в исламских учебных заведениях. В России также были открыты медресе, в которых преподавали богословы из арабских стран. Это привело к тому, что в конце 1990-х гг. немалая часть имамов и мулл получили исламское образование, не учитывающее особенности и традиции ислама в российской среде. Как замечает А. Малашенко, «в 1990-е годы тысячи молодых людей, стремясь получить религиозные знания, устремились на Арабский Восток, в Турцию, Пакистан ˂...˃. Уровень приобретенных за границей знаний, навыков работы с верующими действительно был выше того, который можно получить в России. Однако, возвращаясь на Родину, выпускники арабских и турецких университетов – сознательно или нет – становятся миссионерами «иного» ислама» [2, с. 21]. Некоторые российские мусульмане стали заражаться их идеями, противоречащими как традиционному исламу, так и политическим интересам государства.

Причина третья. Распад СССР привел к невиданным масштабах миграции жителей бывших союзных республик в Россию. Их бытовая неустроенность, национально-религиозные традиции являются немаловажной причиной распространения ими идей и образа жизни, противоречащими представлениям об исламе российских мусульман. Выдавая себя за знатоков «истинного ислама», они заражали радикальными идеями часть российских мусульман, в особенности, молодежь.

Сторонников радикального ислама в России, как правило, называют ваххабитами (самоназвание – салафиты). Это обобщенное название разных течений не учитывает многообразия идей, распространяемых сторонниками радикального ислама. Но их объединяет одно – критика традиционного российского ислама как «искаженной» религии, призыв вернуться к исламу времен Мухаммада.

Наиболее распространенным радикальным исламским течением на территории Башкортостана является Хисб ут-Тахрир аль-Ислами (Исламская партия освобождения»), которое решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г. № ГКПИ 03-116 признано террористической организацией и запрещено в России. Его сторонники с проповеднической миссией стали проникать на территорию республики в начале 2000-х годов из Средней Азии, Казахстана, Палестины, Крыма (входил ранее в состав Украины). Организация позиционирует себя в качестве политической партии, целью которой является создание Халифата – общего для всех мусульман государства с шариатскими нормами правления. В документах этой партии правительства ныне существующих мусульманских стран характеризуются как неисламские, а причиной всех сегодняшних проблем мусульманской общины объявляется «отсутствие ислама в ее повседневной жизни», в том числе «отсутствие исламской системы правления». Основатель этого течения Такийюддин Набхани видел причину ослабления ислама в том, что мусульмане стали приспосабливать ислам к современному обществу, что неправильно. Он полагает, что общество должно приспосабливаться к исламу, а всякое реформаторское движение есть ослабление позиций ислама. Призыв сторонников этого течения к свержению существующих политических режимов носит заметный провокационный характер и явно или неявно подразумевает ответную реакцию государства. Первый судебный процесс над сторонниками Хисб ут-Тахрир в Башкортостане состоялся в 2005 году, когда перед судом предстали 9 членов этой организации, которые были приговорены от 4 до 8,5 лет лишения свободы. Однако это не послужило для адептов этой организации уроком. Такие судебные процессы можно было наблюдать ежегодно, начиная с первого процесса. Так, 12 мая 2015 г. решением суда осуждены 5 членов Стерлитамакской ячейки Хисб ут-Тахрир, задержанные в апреле 2015 года. 4 августа 2016 г. Верховный суд РФ своим решением подтвердил справедливость этого решения.

В целом же нужно отметить, что сейчас наблюдается постепенное снижение интереса верующих республики к радикальным течениям в исламе. Этому способствует последовательная политика ЦДУМ и ДУМ РБ по борьбе с религиозным экстремизмом, подготовка высококвалифицированных кадров в действующем Уфе Российском исламском университете при Центральном духовном управлении мусульман России, замена ими радикально настроенных священнослужителей.

Развиваются и противостоящие радикальному исламу течения, прежде всего, суфизм. Заметный вклад в его популяризацию и развитие внес известный башкирский исламовед И.Р. Насыров [3; 4 и др.]. Появилась серия статей по суфийской и коранической антропологии [5; 6; 7; 8 и др.]. Предпринимаются попытки критики радикального ислама не только в официальных проповедях священнослужителей, но и в академической среде [9; 10; 11; 12; 13].

Список литературы

  1. Хабибуллина З.Р. Корпус мусульманского духовенства Республики Башкортостан: состояние и тенденции развития // Хабибуллина З. Р. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 155. Кн. 3. Ч. 2. С. 162-170.
  2. Малашенко А. Ислам для России. М.: РОССПЭН, 2007. 192 с.
  3. Насыров И.Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). 2-е издание. М .: Языки славянских культур, 2012. 552 с.
  4. Насыров И.Р.Духовная практика в исламском мистицизме (суфизме): альтернатива откровению или имитация. // Философский журнал. № 2 (3), 2009. М.: ИФ РАН. С. 49–63.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1. С. 64-74.
  6. Рахматуллин Р.Ю. Модель человека в суфизме // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3 (71). С. 120-129.
  7. Рахматуллин Р.Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 561-563.
  8. Рахматуллин Р.Ю. Аl-ghazali's gnoseology // Вестник ВЭГУ. 2015. № 5 (79). С. 147-156.
  9. Рахматуллин Р.Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама) // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 793-795.
  10. Рахматуллин Р.Ю. Основные противоречия между салафизмом и суфизмом // Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 409-411.
  11. Рахматуллин Р.Ю. Мусульманские правовые школы суннитского толка // Молодой ученый. 2013. № 8. С. 299-302.
  12. Юнусова А.Б. Интервенция радикальных идеологий в среду российских мусульман // Этнопанорама. 2012. № 1-2. С. 35-49.
  13. Юнусова А. Внедрение радикальных идеологий в массовое сознание российских мусульман // Россия и мусульманский мир. 2010. № 3. С. 45-49.