О тенденциях международного сотрудничества в борьбе с терроризмом

№59-2,

Политология

Статья посвящена отдельным проблемам, возникающим в процессе международного сотрудничества в борьбе с терроризмом на современном этапе.

Похожие материалы

Международный терроризм представляет собой специфическую форму терроризма, зародившуюся в конце шестидесятых годов прошлого века [1, с. 56] и получившую особо бурное развитие на рубеже двадцатого и двадцать первого столетия. Главными целями международного терроризма выступают:

  • дезорганизация государственного управления;
  • нанесение политического и экономического ущерба;
  • нарушение общественных устоев.

Перечисленные факторы, по мнению террористов, обязаны вынудить правительство того или иного государства изменить свою политику [2, с. 39]. На сегодняшний день международный терроризм, как правило, является исламистским [3].

Международный терроризм поставил перед государствами задачу совместного противодействия данной угрозе. В меняющемся мире терроризм стал глобальным явлением, а акты его проявления поражают своей жестокостью и цинизмом. В таких условиях цивилизованные государства вынуждены выступать единым фронтом в борьбе с террористическими организациями, оказывать друг другу всевозможную поддержку на данном пути, развивать антитеррористическое законодательство.

Терроризм нацелен на попрание основных ценностей, закрепленных в международном праве: прав и свобод человека и гражданина, законности, защиты жизни и здоровья, мирное существование наций и народностей, взаимного уважения и мирного разрешения имеющихся разногласий.

По мнению специалистов, в двадцать первом столетии международный терроризм трансформировался в сложное многоуровневое сетевое социально-деструктивное явление, охватывающее в своем функциональном проявлении все разнообразие взаимодействующих террористических организаций, преступная деятельность которых основана на религиозно-этнической парадигме и ориентирована на изменение геополитической расстановки сил в современном мире [4, с. 343].

Осознание потребностей противодействия именно международному терроризму повлекло за собой то, что отдельные государства приступили к формированию законодательства об уголовной ответственности за него, не дожидаясь международных усилий по выработке общепризнанного определения этого явления. По мнению В.Г. Белоуса и Е.А. Гневашева, такой шаг вполне объясним, учитывая, что подготовка и согласование международных договоров, в особенности глобального уровня, занимают длительное время [5, с. 14].

В отечественном законодательстве термин «международный терроризм» пока не используется, хотя в Федеральном законе «О противодействии терроризму» сформулировано понятие «международная террористическая деятельность». Очевидно, что этот нормативный пробел должен быть устранен в самое ближайшее время, с учетом современных достижений законодательной технологии [6, с. 9]. При возникновении правотворческих ошибок, влияющих на качество правового регулирования в этой сфере и ведущих к ущербности нормативно-правовых актов, а также способствующих нарушению прав и законных интересов как государства в целом, так и отдельных его граждан, необходимо использовать механизм принудительного правотворчества [7, с. 32].

На сегодняшний день международное сотрудничество в борьбе с терроризмом осуществляется на трех уровнях: универсальном, региональном и двустороннем.

Сотрудничество на универсальном уровне, как правило, осуществляется под эгидой Организации Объединенных Наций. Необходимо отметить, что на универсальном уровне последовательно и решительно разрабатываются общие принципы сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. Принято шестнадцать основных конвенций и соглашений по борьбе с различными проявлениями терроризма. Как известно, Российская Федерация участвует в подавляющем большинстве из них.

Генеральная Ассамблея ООН настаивает на том, чтобы любые меры, принимаемые государствами – участниками упомянутых конвенций и соглашений в целях борьбы с терроризмом, соответствовали их обязательствам в рамках международного права. Роль международно-правового сотрудничества в борьбе с терроризмом следует рассматривать по двум главным задачам, стоящих перед ним: обеспечение мира и защита прав человека.

На региональном уровне межгосударственное взаимодействие осуществляется на базе таких организаций, как Лига Арабских Государств, Организация Американских Государств, Организация исламского сотрудничества, Организация Африканского Единства, Содружество Независимых Государств, Европейский союз, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и другие.

К примеру, системообразующим элементом деятельности ШОС в военной сфере является противодействие не только международному терроризму, но и кибер-терроризму, сепаратизму и политическому экстремизму. Для решения вопросов в данной сфере создана значительная правовая база сотрудничества стран-участниц. Показательным являются совместные военные учения государств-членов ШОС. В большинстве своем, благодаря усилиям Российской Федерации военное сотрудничество стоит на повестке дня и является одним из приоритетных в сферах деятельности ШОС [8, с. 595].

В рамках двустороннего сотрудничества существует ряд международных договоров по борьбе с терроризмом между Российской Федерацией и Швецией, Великобританией, Норвегией, Индией, Бразилией и многими другими странами. Из последних значимых соглашений в этой области следует отметить принятый в ноябре 2016 года Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» [9].

Россия эффективно участвует в рамках межгосударственного сотрудничества по противодействию терроризму. Она является активным сторонником бескомпромиссных мер по борьбе с данным явлением и заметным членом контртеррористической коалиции. Наша страна также последовательно отстаивает позицию по созданию всеобъемлющей системы противодействия новым угрозам терроризма на основе норм международного права.

Несмотря на большой объем имеющихся нормативно-правовых документов, терроризм не стоит на месте, появляются новые формы данного явления, которые обусловлены вновь возникшими факторами. На сегодняшний день существует угроза перерастания международного терроризма в новый вид – появление государств и квазигосударств, реализующих свою политику путем осуществления террористических актов, в том числе с использованием оружия массового поражения, что неизбежно приведет к конфликту мирового уровня.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что основная задача по борьбе с терроризмом в двадцать первом веке заключается в том, чтобы заставить государства преодолеть все существующие разногласия и добиться единого подхода в области международно-правового сотрудничества. И в этом смысле особую актуальность приобретают слова Президента Российской Федерации В.В. Путина, сказанные им в декабре 2015 года в Послании к Федеральному Собранию РФ: «Невозможно победить международный терроризм силами только одной страны, особенно в условиях, когда границы в мире фактически открыты, а мир переживает еще и новое переселение народов, когда террористы получают постоянную финансовую подпитку» [10].

Список литературы

  1. Возжеников А. В. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2005. – 504 с.
  2. Куликов А. Современный международный терроризм - ответные меры // Глобальный терроризм и международная преступность: Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008.
  3. Батюк В. И. Антитеррористическая коалиция: рекомендации для России. Интернет-издание Россия и Америка в XXI веке / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=84 (дата обращения: 13.02.2017).
  4. Лобач Д.В., Смирнова Е.А., Кочубей О.И. Криминологические характеристики международного терроризма в XXI веке // Пробелы в российском законодательстве. 2016. №8. С. 343-348.
  5. Белоус В.Г., Гневашев Е.А. О тенденциях международного сотрудничества в борьбе с терроризмом // Вестник международного института управления. 2016. №3-4(139-140). С. 11-16.
  6. Маремкулов А.Н. К вопросу соблюдения законодательной технологии в законодательных актах субъектов Российской Федерации (на примере Кабардино-Балкарской Республики) // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. 2016. №7. С. 9-13.
  7. Маремкулов А.Н. К вопросу изучения принудительного правотворчества как способа устранения правотворческих ошибок // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. №3. С. 32-35.
  8. Мирошниченко Ю.Г., Погожева О.В. ШОС: перспективы развития сотрудничества в сфере безопасности и проблемы их воплощения // Аллея науки. 2016. №4. С. 594-601.
  9. Федеральный закон от 22.11.2016 №390-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 13.02.2017).
  10. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г. / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71165528/ (дата обращения: 13.02.2017).