Социальные, психологические и педагогические аспекты профориентационной деятельности

№50-1,

Педагогические науки

Профессиональное самоопределение считается важным для обеспечения социальных притязаний, самоутверждений и самореализации любого человека. В работе рассмотрены и обобщены различные социальные, психологические и педагогические аспекты профориентационной деятельности субъектов для успешного выбора профессии. Рассмотрены вопросы потребностей, мотивации, мотивов, самосознания, профессионального самоопределения, «Я концепции», компоненты системы профессиональной ориентации, компоненты социально-педагогической деятельности по профориентационной работе с подростками в учебном заведении, формы и методы такой работы. Также проанализирован один из самых эффективных путей развития учебной мотивации в профориентации – активизация творческого мышления.

Похожие материалы

Профессиональное самоопределение считается важным для обеспечения социальных притязаний, самоутверждений и самореализации любого человека. Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Мир профессий динамичен, и требования, предъявляемые к человеку, неуклонно меняются. Зачастую профориентационная деятельность не достаточно способствует развитию навыков самостоятельного выбора профессии. Профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии.

Существует ряд психологических исследований, посвященных ситуации выбора профессии. Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют две возможные ситуации выбора профессии:

  • выбор профессии, как осуществление в плане решения достаточно сформированных способностей и интересов;
  • выбор профессии, как возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более профессиональный выбор.

Аналогичный подход реализован в работах В. Джайде, он выделяет следующие типы ситуаций профессионального выбора:

  • выбор характеризуется повышенной зависимостью человека от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом – пассивностью;
  • при достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности;
  • человек в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы достаточно выраженным склонностям и способностям.

Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются следующие типы:

  • низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионально значимые качества;
  • заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана;
  • заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе;
  • завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус;
  • завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностью ею овладеть.

Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание направления профессионального выбора:

Сценарная теория Э. Берна объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве (до 6-го возраста) под влиянием родителей и определенным поведением человека. По теории профессионального развития Д. Сьюпера индивидуальные предпочтения и типы карьер можно рассматривать, как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Профессиональная Я-концепция может быть также получена путем ранжирования профессий по степени их привлекательности или путем принятия действительной профессии испытуемого за утверждение его Я-концепции.

Согласно теории профессионального выбора Дж. Холланда, профессиональный выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался. По ней выделяют шесть типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип – продукт типичного взаимодействия между многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность выучивается предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, приведут к формированию определенных способностей, обусловят внутренний выбор определенной профессии.

В теории компромисса с реальностью Э. Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии – это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию промежуточных решений, совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, т.к. оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей.

Можно выделить и иные подходы к определению психологических факторов принятия решений о выборе профессий. Например, есть точка зрения на выбор профессии, как на выбор деятельности, при которой профессиональное самоопределение рассматривается как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии, как выбора деятельности, есть точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. С другой точки зрения на выбор профессии, как на частный случай социального самоопределения, такой выбор – социально заданное явление, определяемое, прежде всего, социальными характеристиками профессии.

При взгляде на выбор профессии, как важнейшее событие в целостном жизненном определении человека, данный выбор считается связанным с прошлым опытом личности, а процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я» человека, определяя течение его жизни. Этот подход построен на учете широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, позволяя сделать акцент на временном аспекте – на прошлом и будущем человека. Внимание акцентируется на активности субъекта в процессе выбора профессии, который и определяет, какие факторы доминируют в этот ответственный период жизни.

Е.А. Климов отмечает такие факторы, определяющие профессиональный выбор: позиция старших и семьи, позиция сверстников, позиция школьного педагогического коллектива, личные профессиональные и жизненные планы, способности и их проявления, притязание на общественное признание, информированность о той или иной профессиональной деятельности, склонности.

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Профессиональное самоопределение требует высокой активности человека, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы и карьерных планов и др.

Проблема выбора профессии возникает в старшем школьном возрасте, включающем в себя старший подростковый и ранний юношеский возраст – от 14 до 17 лет (8-11 классы). Существуют периодизации возрастного развития Д.Б. Эльконина, Л.С. Выгодского, Г.С. Абрамовой, Р.С. Немова и др. Г.С. Абрамова определяет границу подросткового возраста от 13 до 17 лет, рассматривает проблемы самопрезентации, временной перспективы, роль целей и идеалов в профориентации и т.д., а также гибко подходит к определению «подросток», называя подростка старшим подростком, молодым человеком, старшеклассником.

Представляют интерес особенности формирования личности субъекта и процесс возникновения и развития его самосознания и самоопределения, в том числе, и профессионального. Ведущей для психологического развития человека является общественно-полезная деятельность, включающая такие ее виды, как учебная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная. В ведущем типе деятельности ярче всего раскрывается его личность. Интересы выступают огромной побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, а так же в расширении кругозора. Критерием наличия тех или иных интересов и степени их активности является деятельность, в которой они проявляются и формируются.

Вот как характеризует подростковый возраст Э. Эриксон. Старший подростковый возраст и ранняя юность – период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизни, завершаясь, приводит к формированию идентичности. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяет человеку решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, – задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

Среди многих личностных особенностей, присущих субъекту, особо выделим формирующееся у него чувство взрослости и «Я концепцию». Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я – концепции». С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Помимо реального «Я», «Я – концепция» включает в себя «Я – идеальное». Из специфических человеческих побудителей поведения особое место занимает самооценка. Формирование самооценки зависит от умения человека не только анализировать свою деятельность, но и учитывать ее результаты.

Важнейший фактор, определяющий мотивацию человека, особенно на завершающем этапе и развития – познавательная активность субъекта по осмыслению жизни и преследуемых в ней целей. Способ, программа и конкретные цели жизни, которые оцениваются человеком как оптимально удовлетворяющие потребности, и в отношении которых принимаются намерение к достижению, – это и есть система мотивов личности.

По мнению Л.И. Божович, побуждение к действию всегда исходит от потребности, а объект, который служит ее удовлетворению, определяет лишь характер и направление деятельности. Внешние объекты могут стимулировать активность человека лишь потому, что они отвечают имеющейся у него потребности или способны актуализировать ту, которую они удовлетворяли в предшествующем опыте человека.

Но человек может действовать и вопреки непосредственной потребности, действовать в соответствии со своим намерением, решением, поставленной целью, преодолевая те потребности и стремления, которые ему мешают. В онтогенезе потребности человека опосредствуются сознанием и начинают действовать через сознательно поставленные цели, принятые намерения и решения. В этом случае мы имеем дело уже не с потребностями, а с их новыми понятиями, представляющими собой нерасторжимое единство потребности и сознания, аффекта и интеллекта. Это позволяет нам понять процесс развития побудительных сил человеческого поведения как процесс превращения естественных (натуральных, по терминологии Л.С. Выгодского) потребностей в их опосредованные формы, свойственные только человеку, как общественному существу. Такое понимание развития потребностей позволяет рассматривать его совершающимся по тем же общим законам, по которым идет развитие и всех других психических процессов и функций: из непосредственных они становятся опосредствованными, из непроизвольных – произвольными, из неосознанных – осознанными.

Развитие структуры мотивационной сферы характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, возрастанием роли опосредованных потребностей и все большей их иерархизацией. С возрастом растет также устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребенка. Иерархическая структура мотивационной сферы в наиболее развитой ее форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей – представлений, понятий, идей, ставших доминирующими мотивами поведения.

Цели, поставленные человеком, сознательно принятые им решения и намерения способны подчинить себе непосредственные побуждения, что определяет деловой характер поведения человека. Но в тех случаях, когда усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений, они могут определять поведение людей независимо от сознательно принятых решений, непроизвольно подчиняя себе все другие его побуждения, в том числе и неосознаваемые им самим. В этом случае можно говорить о гармонической структуре его личности. Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими. В период подросткового возраста (12-15 лет) часто уже складывается достаточно определенная, относительно устойчивая направленность личности. Наличие той или иной направленности очень важно для формирования личности подростка в целом, она определяет нравственную сторону его личности, а также многие особенности его поведения и деятельности.

Мотивы представляют собой род побудителей человеческого поведения. В качестве мотивов могут быть предметы внешнего мира, представления, идеи чувства и переживания.

Наиболее типичными мотивами человеческого поведения являются моральные чувства, сознательно поставленные цели, образованные намерения, которые являются опосредствованными сознанием потребностями человека. Такие мотивы как намерение, цель и пр., черпают свою побудительную силу за счет той потребности, звеном в удовлетворении которой они являются.

Таким образом, термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

Мотивация – циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияет друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае – процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество внутренних психологических факторов, определяющих поведение человека. Наиболее важным из них является понятие потребности. Его называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им не достает для нормального существования и развития. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Профессиональная самоопределение – это система научно-практической подготовки подростков к свободному и самостоятельному выбору профессии. Ее цель – подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии. Реализация данной цели предполагает формирование у учащихся социально-значимых внутренних (психических) регуляторов поведения и деятельности: в воспитании уважительного отношения к различным видам труда; становление личностной позиции в профессиональном самоопределении.

Можно выделить основные задачи социально педагогической деятельности по профессиональному самоопределению подростков в общеобразовательном учреждении:

  • постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
  • формирование положительного отношения к труду как ценности в жизни;
  • развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;
  • оказание морально-эмоциональной поддержки учащимся (формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему);
  • формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;
  • диагностика ценностных ориентации, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;
  • разработка программы реализации профессионального выбора учащегося.

Профессиональное самоопределение является сложноорганизованной комплексной деятельностью, предполагающей взаимодействие самоопределяющегося субъекта, направляющего его, успешное решение проблемы профессионального самоопределения зависит от того, будет организованна помощь учащимся в период формирования у них профессиональных намерений, каково ее содержание.

Успех профессионального самоопределения субъектов зависит от эффективности деятельности специалиста, оказывающего данную помощь. Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

В качестве примера, можно перечислить следующие компоненты социально-педагогической деятельности по профориентационной работе с подростками в учебном заведении:

  • формирование профессионального опыта и профессиональной направленности учеников в учебно-воспитательном процессе;
  • ознакомление с профессиями, профессиональными учебными заведениями (профессиональная информация), и формирование у учеников мотивов выбора профессии;
  • организация практической деятельности в соответствии с особенностями учеников, с требованиями избранной профессии (профессиональная активизация);
  • консультационная помощь ученикам при профессиональном самоопределении;
  • изучение личности ученика;
  • управление мотивацией выбора профессии.
  • работа учителей, психологов, социальных педагогов по профориентологии с учениками;
  • проверка успехов ученика в избранной профессии;
  • предоставление помощи ученикам при вступлении в вузы, профессиональные учебные заведения.

При проведении занятий используются различные формы и методы работы:

  • игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации, актуализируют проживание некоторых феноменов внутреннего мира человека и дают возможность наблюдать их «здесь и сейчас»;
  • работа с научными и публицистическими текстами (самостоятельное чтение и организация понимания через обсуждение в группах);
  • дискуссии, беседы, групповая работа, интерактивные лекции;
  • профориентационные игры;
  • проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации;
  • диагностические методики с последующим обсуждением результатов;
  • индивидуальные задания для углубления знаний из отдельных вопросов с целью повышения заинтересованности учеников к определенным областям знаний, расширения представлений, о возможностях использования своих способностей и наклонов;
  • конкурсы «Лучший в профессии», соревнование на уроках и при организации внеклассной работы с целью выявления учеников, имеющих наклонности и способности к определенной профессии. Такие конкурсы активизируют познавательную деятельность школьников на уроках и во внеурочное время, углубляют их знание, совершенствуют умение и навыки как общего, так и профессионального, характера, развивают у них профессиональные интересы и стимулируют творческий потенциал;
  • вечера техники, недели художественного творчества, посвященные рассмотрению определенных категорий профессии;
  • рефераты, альбомы, фотомонтажи о профессиях, способствующие расширению знаний о профессиях. Ученики сами подбирают необходимый материал, преподаватель помогает ученику сформулировать тему реферата, составить план, подсказать, где можно найти литературу по данному вопросу;
  • клубы будущих специалистов. Деятельность таких клубов организована так, чтобы каждый подросток мог получить нужную информацию, иметь возможность общаться со своими единомышленниками, успешно реализовывать свои способности и умения;
  • кружки по интересам.

Кружки выполняют три основных задачи:

  • знакомят молодых людей со специальностями своего профиля, развивают их способности и интересы путем углубления знаний, умений, навыков;
  • применяют современные достижения в области науки, техники, искусства, раскрывают перспективы научных исследований и их значение для общества;
  • обнаруживают возможности учеников, с обращением внимания на их физическое и психическое состояние;

Действенной формой просветительства можно назвать тематические вечера. При этом значимыми являются не только сами вечера, но и подготовка к ним, которая оказывает большое воспитательное влияние на учеников, формирует в них ответственность, навыки самостоятельной работы.

Также можно выделить следующие формы внеклассной и внешкольной работы, которые могут быть эффективно использованы для реализации профориентационних занятий:

  • массовые формы – вечера, встречи, конференции, конкурсы, клубы, выставки, олимпиады;
  • групповые формы – беседы, экскурсии, кружки, секции, факультативы;
  • индивидуальные формы – подготовка рефератов, внеклассное чтение, коллекционирование, подготовка и выступления, с докладами, самостоятельные занятия.

Внеклассная работа с учениками средних классов носит побудительный характер. При проведении профориентационной работы вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У учеников продолжаются формирования социальных установок, и вместе с тем начинается профориентация.

Наиболее эффективный путь развития учебной мотивации в профориентации подростков происходит путем активизации творческого мышления. Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, создания абсолютно нового продукта – способ повышения интереса к учебе. С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения: инициативность, гибкость, уверенность, свобода мышления и суждений, широкую социальную ориентировку в окружающем, непохожесть на других и многое другое. Именно в творческой деятельности между людьми возникают отношения, предполагающие терпимость, уважение к мнению других, готовность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте. В результате подросток оказывается в состоянии, учитывая личные склонности и предпочтения, самостоятельно сделать ответственный выбор из большого числа возможностей, а не жить по написанному за него сценарию.

В разработанном курсе по профориентации может применяться компьютерное тестирование, позволяющее:

  • автоматизировать подведение итогов тестирования;
  • обеспечить анонимность тестирования и независимость оценки;
  • повысить мотивацию учащихся.

Список литературы

  1. Профессиональное воспитание в школе [Текст] / Асперова И.Б. – М.: Знание, 2004.
  2. Индивидуальность и профессия / Борисова Е.М., Логинова Г.П. Москва: Знание. – 1991. – с. 4.
  3. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / Артюхова И.С. // Педагогика. – 2004. – № 2. – С. 28-33.
  4. Человеческий капитал в инновационной деятельности организаций / Носаков И.В., Носаков В.Н. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7478.
  5. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? / Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Санкт-Петербург: Литера плюс. – 1997. – 334 с.
  6. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе / Воробьёва А.И. М.: Астрель. – 1987. – 320с.
  7. Самоопределение личности школьника в профильном обучении / О.Б. Даутова О.Б. М.: КАРО. – 2006. – 352 с.
  8. Развитие человеческого капитала при создании инновационного продукта организациями различных технологических укладов / Носаков И.В., Балашов Е.Л. // Актуальные проблемы управления. Н.Новгород: ННГУ. – 2015. – С. 354-357.
  9. Профориентационная работа с подростками / Кадыров С.Т. Душанбе: ДГУ. – 1990. – 269 с.
  10. Основы профориентологии: Учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлов, И.О. Садовникова. М.: Высшая школа. – 2005.