Социальная адаптация и индивидуализация в развитии личности

№50-1,

Педагогические науки

В статье представлен краткий анализ процессов социализации и индивидуализации личности. Акцент сделан на том, что истинная социализация всегда есть процесс становления и достижения индивидуализации, будь то индивидуализация личности, группы, коллектива или любого другого объединения людей. Особое внимание уделено формированию социальной активности личности, как основному показателю ее успешной социализации и индивидуализации.

Похожие материалы

В настоящее время проблема социализации является объектом исследования не только социологии, но философии, психологии, педагогики и других наук. Вместе с тем необходимо констатировать тот факт, что несмотря на имеющиеся фундаментальные исследования, ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно вопроса соотношения социализации и индивидуализации, активности и пассивности личности в процессе собственного развития. Однако прежде чем детально исследовать указанное противоречие, считаем необходимым обратиться к рассмотрению феномена социализации и проанализировать некоторые концепции, сложившиеся в прошлых столетиях и не потерявшие своей актуальности до настоящего времени.

Так, представители школы структурного функционализма (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) определяют социализацию как полную интеграцию личности в социальную среду, в ходе которой происходит ее приспособление. Например, Э. Дюркгейм, изучая процесс социализации, считал, что активное начало в нем принадлежит обществу и именно оно является субъектом социализации, в то время как сам человек, есть всего лишь объект социализирующих влияний, посредством которых он «социально преобразуется» [3]. Важнейшим условием социализации, по мнению Т. Парсонса [5], является адаптация индивида в социальной среде. Согласно его теории, процесс адаптации достигается путем усвоения личностью принятых и одобренных обществом социальных норм, ценностей, правил и форм поведения. Французский социолог Ж.Г. Тард все общественные явления и процессы трактовал как обусловленные действием трех основных социальных процессов - подражания, оппозиции и адаптации. При чем ведущую роль отводил подражанию [4]. В целом необходимо отметить, что представители данного направления существенно недооценивали активность и автономность личности, ее самодетерминацию и считали, что сущность социализации личности сводится к социальному «научению», включая только субъективную форму «врастания» индивида в общество, где нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности.

Иначе осмысливается социализация сторонниками «нового гуманизма», представителями которого являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. По их мнению, человек вполне самодостаточен, обладает внутренней способностью к осознанному саморазвитию и самосовершенствованию. Он есть активный творец собственной судьбы. Социализация в этом направлении представлена как непосредственная деятельность личности по развитию собственных потенций и творческих способностей. Здесь человек выступает субъектом и рассматривается как саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Анализ зарубежных работ по социализации свидетельствует о том, что все они, так или иначе, тяготеют к одному из рассмотренных выше подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

В нашей стране вопросы социализации личности стали разрабатываться лишь с 70-х годов ХХ столетия. В отечественной социологии, философии и социальной психологии (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин Н.В. Андреенкова, С.С. Батенин, П.С. Лебедев, и др.) были предприняты попытки объективного анализа процесса социализации личности. И только к концу 80-х - началу 90-х гг. понятие «социализация» и связанная с ним проблематика, прежде всего благодаря работам И. С. Кона и А. В. Мудрика, вводятся в отечественный научно-педагогический оборот. И если в первых работах социализация также представлялась как относительно пассивный и односторонний процесс, то в последующих исследованиях социализация стала рассматриваться как двусторонний процесс, «…включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой стороны – активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности и активного включения в социальную среду» [1, с. 267]. При такой интерпретации акцент сделан на то, что человек в процессе социализации не просто усваивает социальные роли, культурные ценности и нормы, принятые в обществе, но и реализует себя как личность, так как усвоение социального опыта идет в непрерывном единстве с реализацией активности самого человека, с его саморазвитием.

Изучение активной роли человека, признание его индивидуальной значимости в процессе социализации привело к образованию новых понятий, таких как «самость», «Я-система» и др., что дало возможность рассматривать индивидуализацию в качестве важнейшей составляющей социального становления личности. В связи с чем, например, в педагогике появились новые подходы и теории воспитания, построенные на идеи взаимосвязи социализации и индивидуализации (О.С. Газман, Ш.А. Амонашвилли, Н.Ф. Голованова и другие).

В целом, индивидуализация — это развитие и самореализация человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности. Благодаря индивидуальности, человек обособляется в относительно самостоятельную «точку бытия»: активно и творчески проявляет себя, становится субъектом общественной и личной жизни, воплощая при этом все многочисленные характеристики, свойственные человеческому роду в целом, но при этом осознает свою уникальность и неповторимость, воспринимая себя полноправным субъектом собственной жизни и деятельности.

Однако, как уже отмечалось выше, вопрос соотношения индивидуализации и социализации в процессе развития личности до сих пор окончательно не решен. Так, некоторые исследователи считают, что социализация якобы мешает раскрытию индивидуальных особенностей, творческих возможностей, «самости» человека. Другие же вообще полагают, что индивидуализация – это некая негативная черта, которая может быть успешно компенсирована процессом социализации; третьи считают, что влияние социальных факторов в процессе социализации, делают человека «типичным представителем» общества, социальной группы и т.д., лишая его не только индивидуальности, но и должной активности в выборе тех или иных приоритетов, делая его, по сути, конформистом.

Вместе с тем необходимо отметить, что еще Л.С. Выготский в своих научных трудах отводил существенную роль внутренней активности индивида в процессе его социализации, поскольку каждый человек индивидуально и своеобразно переосмысливает и перерабатывает социальную действительность. Главной особенностью развития по Л. С. Выготскому является не только постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности человека, но и индивидуализация как рост самостоятельности, усиление роли внутренней активности личности на основе формирования и развития ценностных ориентаций посредством включения его в разнообразные социальные свези и виды деятельности [2].

Не менее значима, на наш взгляд научная позиция Д. И. Фельдштейна, который считает, что индивидуализация есть неизбежный результат процесса социализации. Развитие индивидуализации возможно лишь через социализацию, поскольку только социализация дает «материал» из которого могут строиться индивидуальные формы поведения. По утверждению ученого, процесс социализации - индивидуализации реализуется в социальных позициях «Я в обществе» и «Я и общество». Позиция «Я в обществе» связана с процессом социализации, когда человек овладевает социальным опытом, учится соотносить себя и свои действия с другими людьми, осознает себя в действительной связи с социумом. Позиция «Я и общество» обеспечивается процессом индивидуализации и связана со стремлением выделить себя из окружающего мира, подчеркнуть свое «Я», противопоставить себя другим, осознать и выразить собственную позицию, занять свое место в многообразных социальных связях [12].

Рассматривая точки зрения ученых на проблему соотношения социализации и индивидуализации личности, считаем так же необходимым обратиться к исследованиям А.А. Реана, который полагает, что социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, его индивидуальности, а тем более как антипод индивидуализации. Скорее, наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность чаще всего сложным и противоречивым образом. Социальный опыт, лежащий в процессе социализации не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности [9]. «Социальное целое до некоторой степени зависит от каждого индивида, потому что каждый привносит в общую жизнь нечто неповторимое, свое, чего не может сделать никто другой. … И именно индивидуальность каждого, его функциональное отличие от остальных придает ему особую значимость, делая его полноценным субъектом собственной жизнедеятельности и личностного саморазвития» [6].

Субъективность человека по мнению В.А. Петровского, формируется и проявляется в его деятельности - особой активности, посредством которой он воспроизводит себя, свое собственное бытие в мире. Деятельность - это, во-первых, сама жизнь человека как воспроизводство его психофизиологической целостности. Во-вторых, воспроизводство мира в себе и себя в мире при осуществлении познавательных и практических актов - это так называемая предметная деятельность (или «деятельность» в узком смысле этого слова). В-третьих, воспроизводство общности с другими людьми – деятельность общения. И, наконец, в-четвертых – это воспроизводство себя как носителя сознания – деятельность cogito («Я мыслю» - самополагание в рефлексии) [8].

Следовательно, быть личностью (индивидуальностью) – значит быть:

  • субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром;
  • субъектом предметной деятельности, то есть производить предметы духовной и материальной культуры;
  • субъектом деятельности самосознания, что означает «открытие» человеком собственного в процессе возрастного развития, самооценка личности, моральная саморегуляция поведения;
  • субъектом общения [7].

Общение и деятельность составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Реальность и необходимость общения определены совместной жизнедеятельностью людей, поэтому в процессе общения и только через него может проявиться сущность человека. «Отдельный человек, - писал Л. Фейербах, - как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между «Я» и «Ты» [11, с. 203]. Вне общения социальное становление личности, развитие ее индивидуальности вообще невозможно. Именно в процессе общения с окружающими людьми усваивается общечеловеческий опыт, накапливаются знания, складывается система нравственных ценностей, приобретаются умения и навыки, а соответственно индивидуальный и неповторимый жизненный опыт, который во многом определяется самосознанием.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Самосознание как осознание себя, своей «самости» в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самооценка, самоконтроль, как самопринятие. Благодаря самосознанию человек не только выделяет себя из окружающего его мира, но и в определенной степени противопоставляет себя ему. Самосознание помогает человеку осмыслить, понять себя как индивидуальную, единичную реальность, отделенную от других людей. Причем человек осознает самого себя не как что-то абсолютно обособленное от мира, а в разнообразных отношениях с ним. Поэтому самосознание выполняет функции не только самоисследования, понимания и осмысления самого себя, своих чувств, определения своего отношения к окружающему миру, но и функцию самоконтроля. Самосознание – это своего рода духовный мир, который помогает отделять, анализировать, сопоставлять, сравнивать своё внутреннее со всем окружающим. Благодаря такой особенности самосознание определяет направленность процессов формирования сознания, становления личности, выработку разнообразных, индивидуально-неповторимых особенностей внутреннего мира человека [10].

В целом, процесс социального становления личности может быть понят только как единство всех обозначенных выше сфер – деятельности, общения и самопознания. Взятые в совокупности, они создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, общаясь и познавая окружающий мир, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений, формируя тем самым собственную «личностную композицию социальных отношений», которая и есть свидетельство его «самости», индивидуальности и неповторимости – считают казанские ученые В.Ш. Масленникова и Т.М. Трегубова [7].

Обобщая сказанное выше, отметим, что истинная социализация есть процесс становления и достижения индивидуализации, будь то индивидуализация личности, группы, коллектива или любого другого объединения людей. Только в соотношении с индивидуализацией можно прийти к правильному пониманию сущности и содержания процесса социализации, поскольку, чем больше в обществе наличествует индивидуальностей, тем оно духовно богаче, тем больше оно способно к творческим проявлениям, а соответственно, более жизнеспособно и социализировано. Поэтому именно по наличию в социуме индивидуальностей, выдающихся и уникальных личностей можно судить о том, что процесс социализации протекает успешно, т.е. идёт в правильном направлении.

Список литературы

  1. Андреева Е.М. Социальная психология - М: Аспект Пресс, 2009 – 364 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  3. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. — М.: Канон, 1995. — 352 с. — (История социологии в памятниках).
  4. Законы подражания (Les lois de l’imitation): Пер. с фр. / [Соч.] Ж.Г. Тард. — СПб.: Ф. Павленков, 1892. — [4], IV. - 370 с
  5. Ковалев А. Д. Формирование теории действия Толкотта Парсонса// История теоретической социологии. В 4-х тт. Т.3. М.: Канон, 1997, С.150-179.
  6. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: пер. с англ./Ч.Х. Кули. - М., 2000
  7. Масленникова В.Ш., Трегубова Т.М. К вопросу о социальном становлении личности студентов ССУЗов //MAGISTER – 1991. – С. 87
  8. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-н/Дон, 1996. - 512 с.
  9. Реан А. А. Психология личности: Социализация, поведение, общение. — М.; СПб., 2004.- 456с.
  10. Самосознание и мировоззрение личности [Электронный ресурс] https://sites.google.com/site/obsestvoznaniesch88omsk/home/ucebn/socializacia-licnosti/kak-celovek-stanovitsa-licnostu/samosoznanie-i-mirovozzrenie licnosti
  11. Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 4 т. Т.1 – М., 1973
  12. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. / Д. И. Фельдштейн. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - Т. 1. - 568 с.; Т. 2. - 456 с.