Инновационная активность организаций свободных экономических зон

№50-1,

Экономические науки

Свободные экономические зоны (СЭЗ) позволяют организациям, занимающимся инновационной деятельностью, реализовывать национальные интересы участвующих стран с использованием ресурсов отечественных и зарубежных инвесторов и создавая для этого благоприятный механизм государственного регулирования, предоставляя льготы, гарантии и др. Основными причинами низкой эффективности СЭЗ являются: неправильный выбор территории их размещения; недостаточная подготовка «площадки» – слабый инвестиционный начальный толчок, отсутствовавшая или непрофессиональная предварительная экспертиза; ненадлежащее качество производственной и социальной инфраструктуры в зоне; несистемное введение налоговых льгот; плохо отлаженный механизм функционирования СЭЗ; выпуск фирмами-резидентами неконкурентоспособной продукции. Решению ряда проблем способствует проектный подход при создании инновационного продукта. Так может строиться работа с персоналом в коллективах, где необходимы не только инновационные продукты, но и оригинальные результаты. В статье рассмотрены различные факторы, влияющие на инновационную активность организаций СЭЗ.

Похожие материалы

В последние десятилетия свободные экономические зоны (СЭЗ) позволяют организациям, занимающимся инновационной деятельностью, реализовывать национальные интересы участвующих стран с использованием ресурсов отечественных и зарубежных инвесторов, выделяя приоритетные проекты, отрасли и регионы, где их использование наиболее целесообразно, и создавая для этого благоприятный механизм государственного регулирования, предоставляя внешнеторговые, финансовые, налоговые и административные льготы и обеспечивая политическую стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификацию рабочей силы, упрощение административных процедур и др.

СЭЗ представляют собой одну из важнейших форм развития и повышения эффективности национальных экономик, укрепления внешнеэкономических связей, обеспечения участия организаций и стран в международном разделении труда и их интеграции в мировое хозяйство, оставаясь в тоже время особым видом государственного регулирования экономической деятельности в рамках национальных границ. Правовое регулирование осуществляется на двух уровнях – на уровне внутреннего законодательства и на уровне международных договоров. Эти уровни взаимосвязаны.

Известны два альтернативных метода создания СЭЗ – «сверху» и «снизу». В первом случае свободные экономические зоны создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиций. Во втором случае (он сегодня распространен в мире гораздо шире) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.

Принцип создания зон «сверху», в частности разрешительный порядок инвестирования, влечет за собой усложненную систему администрирования в ОЭЗ. Государство, определяя административно-правовые аспекты предпринимательской деятельности, устанавливает формы и методы регулирования субъектов предпринимательской деятельности. В этой связи административно-правовое регулирование должно стать эффективным элементом административно-правовой политики государства в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности, тем более в особых экономических зонах. Однако, как показывает практика, положительные моменты административно-правового регулирования предпринимательской деятельности проявляются недостаточно эффективно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию предпринимательской деятельности во многих странах.

Как следствие неэффективной работы органов исполнительной власти возникают специфические трудности в развитии предпринимательской деятельности, которые в последнее время называют административными барьерами и преодоление которых возможно лишь при совершенствовании форм и методов административно-правового регулирования экономических отношений вообще и предпринимательских в частности.

Для иностранных вкладчиков капитала в мировой практике государственного регулирования экономических зон также применяется широкая гамма льгот и стимулов. Как правило, они зависят от специфических условий каждой свободной экономической зоны. Обычно, кроме отмены таможенных пошлин, предусматриваются следующие льготы: отмена какого-либо налогообложения в счет права на экспорт, освобождение от других налогов, прежде всего на недвижимое имущество, а также местных (областных) налогов, имеющихся в ряде стран; отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего в свободной экономической зоне; полная или частичная отмена налогов на прибыль зональных предприятий на определенный срок и в зависимости от ряда условий.

Организация свободных экономических зон играет поддерживающую, стимулирующую роль в оживлении предпринимательской деятельности организаций данного региона или в акцентировании внимания на развитии той или иной отрасли экономики. В то же время, хотя функционирование свободных экономических зон в развивающихся странах не является панацеей по решению их многообразных социально-экономических проблем, они играют весьма заметную роль в экономике и обществе этих стран.

Для многих развивающихся стран свободные экономические зоны становятся полюсами торгово-экономического, научно-технического и социального роста. Кроме того, в них организациях, занимающихся инновационной деятельностью, отрабатывается модель в той или иной степени открытой экономики, пути интеграции в мировую экономику.

При многочисленных примерах успешного функционирования свободных экономических зон имеют место и неудачные попытки их организации. К основным причинам неудач в работе СЭЗ в этих странах можно отнести политические, экономические, организационные.

Политические причины связаны с общеполитической нестабильностью в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий. К экономическим причинам, прежде всего, следует отнести чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в зоне. Бюрократическая организованность управления свободными экономическими зонами, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и реклама преимуществ специальной зоны – все это также заметно отражается на ее судьбе. Число стран и регионов, где свободные экономические зоны не дают пока заметного эффекта для народного хозяйства, еще значительно.

Мировой опыт показывает, что основными причинами низкой эффективности уже работающих зон являются: неправильный выбор территории их размещения; недостаточная подготовка «площадки» – слабый инвестиционный начальный толчок, отсутствовавшая или непрофессиональная предварительная экспертиза; ненадлежащее качество производственной и социальной инфраструктуры в зоне; несистемное введение налоговых льгот; плохо отлаженный механизм функционирования СЭЗ; выпуск фирмами-резидентами неконкурентоспособной продукции.

Решению ряда проблем способствует проектный подход к выполнению работы при создании инновационного продукта, где вся деятельность организации дробится на отдельные проекты, назначаются цели и временные отрезки, определяются руководители проектов и роли, описываются требования к их компетенциям, отбирается персонал во временные коллективы, работа каждой команды проходит с периодическими контрольными проверками, после завершения проекты закрываются. Так может строиться работа с персоналом в коллективах, где необходимы не только инновационные продукты, но и оригинальные результаты.

Изложенные в данной статье подходы могут с высокой степенью эффективности способствовать инновационной активности организаций СЭЗ.

Список литературы

  1. О правовом статусе свободных экономических зон в СССР / Богуславский М.М. // Сов. государство и право. 1989. № 12. – С. 12.
  2. Информационно-логистическое обеспечение процесса управления сложными организационно-экономическими системами / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. - Симферополь, 2013. (2-е издание, переработанное и дополненное).
  3. Человеческий капитал в инновационной деятельности организаций / Носаков И.В., Носаков В.Н. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7478.