Дополнительное профессиональное образование в системе конкурентоспособности специалиста

№50-1,

педагогические науки

В данной статье рассматриваются вопросы необходимости дополнительного профессионального образования для повышения уровня конкурентности на рынке труда. Высшее учебное заведение является одним из основных и значимых этапов в цепи непрерывного образования. Авторами были выявлены основные проблемы реализации дополнительного профессионального образования и предложены некоторые пути повышения качества в рамках реализации непрерывного профессионального образования.

Похожие материалы

На современном этапе развития страны концепция дополнительного профессионального образования приобрела ключевое значение [1; 5]. В условиях постоянно изменяющейся внешней среды наличие дополнительного профессионального образования является «спасательным кругом» для адаптации к внедрениям новых технологий, НИОКР и ноу-хау в профессиональной и личной жизни [10; 15].

Для государства и общества дополнительное профессиональное образование также играет немало важную роль. Оно становится ведущей сферой социальной политики в рамках обеспечения благоприятных условий личного и профессионального развития человека, механизмом выработки культурного и профессионального потенциала, а также условием совершенствования общественного производства.

Как утверждают некоторые ученые, смысл и значение понятия «дополнительное профессиональное образование» заключается в росте и развитии способностей личности, которые соответствуют ее потребностям, темпу, реализуемости, времени, способностям и т.д. [2; 7].

Для студента ВУЗа - как будущего специалиста – важны осознание необходимости развития и желание самосовершенствования и самореализации. Поэтому необходимость дополнительного обучения является не только стимулом к повышению качества собственных знаний, но и максимизация собственной конкурентоспособности на рынке труда.

Для работающего специалиста, желающего быть конкурентоспособным на рынке труда, профессионалом в области своей деятельности, дополнительное профессиональное образование помогает скорейшей адаптации к изменениям и дополнениям в постоянно изменяющихся опциях НИОКР.

В настоящий момент дополнительное профессиональное образование, хотя и при наличии определенных успехов при его реализации, включает в себя ряд противоречивых проблем [3; 8; 11]:

  • между системой профессионального образования государства, не способной в силу объективных причин оперативно реагировать на постоянные изменения требований к подготовке будущих специалистов, и потребителями профессиональных образовательных услуг, т.е. абитуриентами, студентами, слушателями и пр.
  • между традициями формирования содержания профессионального образования и инновационным подходом с учетом требований отраслевого рынка труда и личностного развития.
  • между потребностями определенных социальных групп в дополнительном профессиональном образовании и недостаточным предложением в виде наличия образовательных комплексов и учреждений для оказания такого рода образовательных услуг и т.д.

Современный рынок труда требует от кандидатов высокий уровень профессионализма, коммуникабельности и работоспособности (Рисунок 1). Для определения критериев высококвалифицированного специалиста выделим некоторые его качества [4; 9; 12]:

  1. Образованность (высшее образование, практические навыки и умения, знания в своей предметной (профессиональной) области, опыт работы и достижения в конкретной сфере деятельности, знания в смежных профессиональных отраслях, стремление к постоянному пополнению собственных знаний);
  2. Социализированность (коммуникативные свойства, культура труда и общения, инициативность, готовность к активной профессиональной и социальной деятельности, умение ориентироваться в быстроизменяющемся информационном поле);
  3. Индивидуальные качества (готовность к созидательному труду, творческие способности, умение аналитически мыслить, сформированность памяти и мышления, саморазвитие, самовоспитание, стремление к самосовершенствованию).
Некоторые качества, присущие конкурентоспособному специалисту
Рисунок 1. Некоторые качества, присущие конкурентоспособному специалисту

В рамках дополнительного профессионального образования необходимо придерживаться следующих принципов [6; 14]:

  • преемственность и непрерывность образовательных программ;
  • единая организационная структура;
  • общность требований к качеству предоставляемого образования;
  • высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав с обязательным привлечением практических работников в соответствующей сфере деятельности и т.п.

Также необходимо отметить значимость применения инновационных методов обучения в системе дополнительного профессионального образования. Инновационная деятельность в широком смысле подразумевает ряд взаимосвязанных видов работ, комплекс которых гарантирует возникновение действительных инноваций. Примером служат [9; 13]:

  • научно-исследовательская деятельность (результатом является реализация действительных инноваций: разработка нововведений, ноу-хау, различных изобретений и пр.);
  • проектная деятельность (разработка на базе научных знаний инновационных проектов);
  • образовательная деятельность (направление развития профессиональных навыков и опыта с целью реализации инновационных проектов).

Применение данных методов актуально при реализации подготовки высококвалифицированных специалистов на всех уровнях образования.

Таким образом, дополнительное профессиональное образование, по нашему мнению, является неотъемлемой частью становления специалиста, как личности, как профессионала, как конкурентоспособного субъекта на рынке труда.

Список литературы

  1. Афиногенова И.Н. Дополнительное профессиональное образование как фактор конкурентоспособности на рынке труда // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием). под науч. ред. М. В. Новикова. 2016. С. 11-13.
  2. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Шаталов М.А. Проблемы профессиональной мобильности выпускников российских вузов в условиях непрерывного образования // В сборнике: Социальное образование в современной России: смена парадигм и поиск новых решений. научно-методические материалы. научные редакторы Т. И. Грабельных, В. А. Решетников. Иркутск, 2014. С. 58-62.
  3. Богданова Т.Н. Организационно - экономическое планирование и прогнозирование в многоуровневом образовательном комплексе «школа - техникум - вуз - предприятие» // Территория науки. 2013. № 5. С. 10-13.
  4. Гатило В.Л., Сербай И.Н. Потенциал социального саногенеза вуза // Теоретические и практические научные инновации. сборник научных докладов Научно-практической конференции. 2013. С. 65-68.
  5. Говоров И.В. Возможности дополнительного профессионального образования в решении проблем и задач трудоустройства молодых специалистов // Территория науки. 2013.№1.С. 13-16
  6. Жильников А.Ю. Формирование системы здоровьесбережения обучающихся в образовательной организации // Синергия. 2016. № 3. С. 31-36.
  7. Иголкин С.Л., Иголкин И.С. Проблемы привлечения абитуриентов в высшие учебные заведения // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы III международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 54-57.
  8. Иголкин С.Л., Кузьменко Н.И., Шаталов М.А. Негосударственные вузы как составляющие формирования и функционирования образовательных кластеров // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 55-60.
  9. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Самостоятельная работа студента в системе личностно-профессионального развития будущего специалиста // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Материалы XI Международной научно-практической конференции. 2015. С. 331-335.
  10. Радцевич Г.А. Вертикально-интегрированные системы в образовании - как современная необходимость // Территория науки. 2014. Т 2. № 2. С. 25-27.
  11. Свиридова Г.Ф. Индивидуальная образовательная траектория в системе повышения качества образования // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 48. С. 258-262.
  12. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э. Формирование индивидуальной образовательной траектории в условиях непрерывного образования // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием). под науч. ред. М. В. Новикова. 2016. С. 172-175.
  13. Соколова Н.Ф., Жигульская И.В., Сендюков И.Н. Формирование современного педагогического коллектива для реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Синергия. 2016. № 3. С. 13-25
  14. Фомичев И.В.Интеграция России в болонский процесс. Чем это закончится? // Территория науки. 2013. № 2. С. 62-77
  15. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Непрерывное профессиональное образование как фактор конкурентоспособности на рынке труда // Достойный труд - основа стабильного общества сборник статей VII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 201-205.