Непараметрические критерии различия в обучении иностранному языку

№50-2,

педагогические науки

Необходимость изучения иностранного языка с каждым годом возрастает. Незнание языка приводит к дальнейшим трудностям школьника при поступлении в университет, трудоустройстве и даже в бытовой сфере – путешествиях за границу, прочтению технических инструкций и т.д. В связи с повышением степени важности изучения иностранного языка в школах начинают применять современные технологии обучения, появляются кружки дополнительного образования. В нашем исследовании мы решили рассмотреть, что же оказывает большее влияние на уровень изучения иностранного языка: применение интерактивных методик при изучении или введение дополнительного кружка по английскому языку в образовательный процесс. В работе использованы непараметрические критерии различия.

Похожие материалы

В педагогических исследованиях часто возникает необходимость рассчитать достоверность различий между совокупностями показателей, которые имеют порядковый, а не количественный характер выражения, или не подчиняются закону нормального распределения. В таких случаях используют непараметрические критерии различия. Наиболее распространенными в педагогических исследованиях являются критерий Уайта и критерий Вилкоксона.[1]

Критерий Уайта (Т – критерий) способен выявить различия между двумя совокупностями по их ведущим тенденциям.

Очередность числовых операций показана на примере исследования, задача которого определение эффективности введения кружка по английскому языку.

Полученные значения школьных баллов при обучении до введения кружка – V1 - 78; 74; 73; 70; 65; 88; 85; 83; 82; 64 и при обучении после введения кружка – V2 - 79; 74; 75; 71; 62; 86; 88; 87; 85; 63 в обеих выборках расположить в общий ряд в соответствии с их рангами в возрастающем порядке.

V1

V2

63; 65; 70; 73; 74; 78; 82; 83; 85; 88 - М1 = 76,1

62; 63; 71; 74; 75; 79; 85; 86; 87; 88 - М2 = 77

R1

R2

1,5; 2; 3; 5; 4,5; 7; 9; 10; 8,5; 10,5 - Т1 = 61

1; 1,5; 4; 4,5; 6; 8; 8,5; 11;12; 10,5- Т2 = 67

Суммы рангов каждого ряда отличаются друг от друга на 6 единиц. Требуется определить, может ли эта разница считаться настолько значимой, чтобы говорить о большей эффективности при изучении предмета с дополнительной учебной нагрузкой (в форме кружка).

Для этого сравним меньшую сумму рангов (61) с табличным коэффициентом Т по таблице "Значения критерия Уайта". В нашем примере n1 и n2 = 10, для данных объемов выборов табличный коэффициент Т = 78 > 61 при пороге доверительной вероятности Р = 0,95. Коэффициент Т оказался больше меньшей суммы рангов, то есть имеющуюся разность между двумя выборками можно считать достоверной.

Более высокие оценки при обучении с дополнительным посещением кружка по английскому языку являются прямым следствием влияния дополнительных занятий.

Критерий Вилкоксона (Z – критерий).

Методику вычисления Z – критерия рассмотрим на примере исследования, проведенного с целью установления эффективности применения интерактивных методик при изучении темы по английскому языку. Показателем эффективности являлась школьная оценка по итогам тестирования по данной теме. Было подобрано 9 пар, каждая из которых имела одинаковый исходный школьный балл по английскому языку.

В каждой паре один школьник изучал тему с применением интерактивных технологий, а второй – ту же самую тему в обычном школьном режиме.

Вид комплекса

Школьный балл по пройденной теме

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Интерактивный

Обычный

Разница

Ранжирование

Ранги

75

74

1

0

80

81

1

1

2

76

76

0

1

2

83

81

2

1

2

79

77

2

2

4,5

82

83

1

2

4,5

85

82

3

3

6

88

84

6

6

7,5

86

80

6

6

6,5

Сумма рангов:

с отрицательными знаками

с положительными знаками

2 + 2 + 7,5 = 11,5

2 + 4,5 + 4,5 + 6 + 7,5 = 24,5

Итого 36

В нашем примере для 9 парных наблюдений табличный z - критерий для уровня значимости 0,05 будет равен 7. Сравним наименьшую сумму рангов с табличным значением: 7<11,5. Табличным показатель меньше суммы рангов, а значит, между исследуемыми выборками нет достоверности различия. При внешних признаках преимущества интерактивного обучения перед обычным обучением оно не является достоверным при условии применения этих методик обучения школьниками, имеющими сходные характеристики с испытуемыми в данном исследовании.

Таким образом, более высокие оценки при обучении с дополнительным посещением кружка по английскому языку являются прямым следствием влияния дополнительных занятий. Применение интерактивных методик при обучении иностранному языку не обязательно оказывает положительное влияние на успеваемость школьника. Таким образом, важно заложить базу знаний на ранних этапах изучения иностранного языка. Стоит обратить особое внимание на изучение языка в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что именно в этом возрасте закладываются основные навыки овладения иностранным языком. Стоит посещать дополнительные кружки, на которых будут использованы программы обучения, отличные от школьных. Тогда языковое формирование школьника будет более успешным. Дополнительная отработка полученных навыков в рамках школьной программы при работе в других программах обучения английскому языку поможет повысить школьную успеваемость и уровень овладения языком в целом. Применение интерактивных методик при обучении английскому языку не всегда является эффективным. Наибольшую эффективность интерактивные методики имеют в работе с учениками младшего школьного возраста, а в работе с учениками среднего школьного возраста эффективность ниже, что показало исследование. Тем не менее, на наш взгляд, не стоит полностью исключать их из образовательного процесса, потому что в процессе обучения важен зрительный контакт ученика с изучаемым материалом.

Список литературы

  1. Глинский, В. В., Ионин, В. Г. Статистический анализ данных / В.В. Глинский, В.Г. Ионин. - М.: Филин. - 2008. – 265с
  2. Наследов, А.Д. Математические методы в психологическом исследовании. Анализ и интерпретация данных - СПб.: Речь. - 2004.