Научно-исследовательская работа в системе подготовки аспирантов

№50-1,

Педагогические науки

В статье рассматривается роль научно-исследовательской работы в системе подготовки аспирантов. Указывается, что ее основной целью является формирование компетенций в области научно-исследовательской деятельности, овладение методологией и методикой научного исследования, формирование и развитие компонентов профессиональной исследовательской культуры; задачами становятся расширение кругозора аспирантов в области достижений отечественной и зарубежной науки, овладение методологией и методикой научного исследования, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы в области научного исследования, приобретение навыков оформления и презентации результатов научно-исследовательской работы и т.д.

Похожие материалы

Научно-исследовательская работа является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре [7]. Ее предназначение заключается в содействии становлению компетентности в области научного исследования актуальных проблем и решении профессиональных задач в условиях избранной профессиональной деятельности [1; 2; 5; 6; 8; 9; 11].

Целью научно-исследовательской работы аспирантов, обучающихся на разных направлениях в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», является формирование компетенций в области научно-исследовательской деятельности, овладение методологией и методикой научного исследования, формирование и развитие компонентов профессиональной исследовательской культуры [3; 4; 10; 12].

Задачи:

  • расширение кругозора аспирантов в области достижений отечественной и зарубежной науки;
  • овладение методологией и методикой научного исследования;
  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы в области научного исследования;
  • приобретение практических навыков оформления и презентации результатов научно-исследовательской работы;
  • формирование навыков публичного выступления перед аудиторией.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы аспирант должен овладеть следующими компетенциями:

1) универсальными:

  • способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
  • готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
  • готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
  • способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5);

2) общепрофессиональными:

  • способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);
  • готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).

Аспирант должен:

знать:

  • методологию исследования;
  • содержание научного аппарата исследования;

уметь:

  • корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания;
  • проводить теоретический анализ научной литературы;
  • критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы;
  • составлять и реализовывать программу опытно-экспериментального исследования;
  • осуществлять анализ своих исследований и научного опыта;

владеть:

  • способами поиска научной и профессиональной информации;
  • современными технологии проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода;
  • навыками представления научному сообществу исследовательских достижений в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций.

Научно-исследовательская работа (Б3.1) входит в состав вариативной части основной образовательной программы подготовки аспиранта и имеет общую трудоемкость 4752 час. 132 (з.е.). Она проводится на первом (42 з.е.), втором (45 з.е.) и третьем (45 з.е.) годах обучения и осуществляется в форме индивидуальной самостоятельной работы под руководством научного руководителя. Для каждого аспиранта она может конкретизироваться и дополняться в зависимости от специфики и характера выполняемой работы, причем содержание научно-исследовательской работы должно обеспечивать дидактически обоснованную последовательность процесса формирования у обучающихся научно-исследовательской компетентности через системность развития профессиональных умений и навыков на всех этапах работы, усложнение заданий по мере перехода от одного раздела (этапа) работы к другому.

Содержание научно-исследовательской работы на первом году обучения:

  • изучение целей и задач научно-исследовательской работы;
  • ознакомление с перечнем и образцами отчетной документации;
  • разработка и утверждение программы и плана научно-исследовательской работы на первый год обучения;
  • выбор и формулирование темы исседования;
  • работа над введением (обоснование актуальности исследования, выявление противоречия, формулирование проблемы, определение цели и задач исследования, отработка понятийного аппарата);
  • анализ и систематизация научных данных;
  • построение логической структуры теоретической части исследования;
  • работа над оформлением результатов теоретического исследования;
  • работа над научным текстом (статьи, раскрывающие результаты теоретического исследования в соответствие с планом первой главы диссертации);
  • работа над текстом публичного выступления и его презентацией;
  • оформление отчета о научно-исследовательской работе.

Содержание научно-исследовательской работы на втором году обучения:

  • изучение целей и задач научно-исследовательской работы;
  • ознакомление с перечнем и образцами отчетной документации;
  • разработка и утверждение программы и плана научно-исследовательской работы на второй год обучения;
  • сбор первичных эмпирических данных, их предварительный анализ;
  • работа над основными структурными компонентами диссертационного исследования (введение, главы диссертации);
  • работа над научным текстом (статьи, раскрывающие результаты констатирующего этапа исследования в соответствие с планом второй главы диссертации);
  • работа над текстом публичного выступления и его презентацией;
  • оформление отчета о научно-исследовательской работе.

Содержание научно-исследовательской работы на третьем году обучения:

  • изучение целей и задач научно-исследовательской работы;
  • ознакомление с перечнем и образцами отчетной документации;
  • разработка и утверждение программы и плана научно-исследовательской работы на третий год обучения;
  • статистическая обработка данных;
  • анализ и интерпретация полученных данных в контексте темы исследования;
  • формулирование теоретических выводов и обобщений;
  • работа над заключением;
  • работа над научным текстом (статьи, раскрывающие результаты формирующего и контрольного этапов исследования в соответствие с планом второй главы диссертации);
  • оформление научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук;
  • оформление отчета о научно-исследовательской работе.

Оценка результатов научно-исследовательской работы отражается в зачетной книжке, индивидуальном плане аспиранта и в отчете по научно-исследовательской работе.

Итоговая аттестация по научно-исследовательской работе проводится научным руководителем по результатам оценки всех форм отчетности аспиранта.

Формы отчетности по научно-исследовательской работе

первый год обучения:

  • индивидуальный план научно-исследовательской работы на первый год обучения;
  • план научного исследования аспиранта;
  • текст «Введение»;
  • материалы теоретических исследований, оформленные в виде параграфов и глав диссертации;
  • тексты статей, раскрывающих результаты теоретического исследования в соответствие с планом первой главы диссертации;
  • библиографический список;
  • доклад о результатах проведенного научного исследования;
  • мультимедийная презентация к докладу;
  • отчет о научно-исследовательской работе.

второй год обучения:

  • индивидуальный план научно-исследовательской работы на второй год обучения;
  • тексты статей, раскрывающих результаты эмпирического исследования в соответствие с планом второй главы диссертации;
  • доклад о результатах проведенного научного исследования;
  • мультимедийная презентация к докладу;
  • отчет о научно-исследовательской работе.

третий год обучения:

  • индивидуальный план научно-исследовательской работы на третий год обучения;
  • сформулированые теоретические выводы и обобщния;
  • тексты статей, раскрывающих результаты эмпирического исследования в соответствие с планом второй главы диссертации;
  • доклад о результатах проведенного научного исследования;
  • мультимедийная презентация к докладу;
  • научно-квалификационная работа (диссертация) на соискание ученой степени кандидата наук;
  • отчет о научно-исследовательской работе.

В отчете о научно-исследовательской работе должно быть отражено следующее:

  1. Виды работ, выполненных аспирантом.
  2. Профессиональные знания и навыки, полученные в ходе научно-исследовательской работы.
  3. Трудности, возникшие в ходе работы.
  4. Оценка собственных перспектив профессионального развития.
  5. Предложения и пожелания по организации и содержанию научно-исследовательской работы.

Подведение итогов научно-исследовательской работы осуществляется на заседании выпускающей кафедры. Каждый аспирант выступает с обобщенным отчетом по итогам работы, который предлагается сопровождать презентацией результатов практической деятельности. Выступление аспиранта дополняется характеристикой научного руководителя.

Общее руководство научно-исследовательской работой осуществляет научный руковдитель аспиранта.

Научный руководитель оказывает аспиранту организационное содействие и методическую помощь в решении задач выполняемого исследования.

Научный руководитель:

  • помогает составить программу и план проведения научно-исследовательской работы, обеспечивает условия для его выполнения;
  • наблюдает, анализирует и оценивает работу аспирантов;
  • осуществляет систематический контроль над ходом работы аспирантов;
  • оказывает помощь аспирантам по всем вопросам, связанным с проведением научно-исследовательской работы и оформлением отчета;
  • проверяет документацию по итогам работы, составляет отзыв на аспиранта.

Аспирант:

  • выполняет все виды работы, запланированные в программе и плане научно-исследовательской работы;
  • выполняет правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, где осуществляет научно-исследовательскую деятельность, и трудовой дисциплины, исполняет распоряжения администрации факультета и научного руководителя;
  • ведет необходимую документацию;
  • сдает на кафедру отчетную документацию в установленные сроки;
  • выступает с отчетом на заседании выпускающей кафедры.

Аспирант имеет право использовать материально-техническую базу вуза, пользоваться библиотекой, залом электронных ресурсов, системой Инфо-вуз, имеет доступ к нормативно-правовой и учебно-методической документации, направленной на регламентацию и обеспечение образовательного процесса в вузе.

Список литературы

  1. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. О некоторых направлениях развития системы подготовки научных кадров в высшей школе // Высшее образование в России. – 2012. – № 11. – С. 3–15.
  2. Бирюкова, О. И. Педагогическое образование сегодня: от теории к практике / О. И. Бирюкова // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 3 (23). – С. 77–80.
  3. Водясова Л.П. Роль дисциплины по выбору «Этнолингвистика» в подготовке аспирантов направления 45.06.01 Языкознание и литературоведение // NovaInfo.Ru: электрон. журн. – 2016. – Т. 2. – № 49. – URL: http://novainfo.ru/article/7468.
  4. Водясова Л.П. Интегративный подход в изучении филологических дисциплин в педагогическом институте // Психология, социология и педагогика. 2015. – № 3 (42). – С. 4–8 [Электронный ресурс]. – URL: http:// psychology.snauka.ru/2015/03/4534 (дата обращения: 17.04.2015).
  5. Зейналов Г.Г., Стародубцева Л.В. Динамика инновационных процессов в Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 1 (25). – С. 35–37.
  6. Муратова Е.И., Иванов, А.Ю. Организация образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности аспирантов: учеб.-метод. пособие. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 80 с.
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 ноября 2013 г. № 1259 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».
  8. Резник С.Д. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М. – 2011. – 520 с.
  9. Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию: практ. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 347 с.
  10. Чекушкина Е.Н., Мочалов Е.В. Рефлексия как основание педагогической деятельности: социально-философский анализ // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 2 (18). – С. 110–114.
  11. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. – М.: Дашков и К, 2012. – 244 с.
  12. Vetoshkin A.A. English as a means of integration into the international education space // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 4 (24). – С. 100–102.