Традиционно образовательная область «Стохастика» («Теория вероятностей», «Математическая статистика», «Теория случайных процессов», «Теория риска») представляет особый интерес в контексте знакомства будущего менеджера с современными достижениями экономической кибернетики [7], моделирования процесса принятия решений в различных областях деятельности [4, 11], анализа разнообразных рисковых ситуаций [14], требующих высокий уровень прикладной математической подготовки.
Следует отметить, что содержание образовательной области «Стохастика» обладает высоким интегративным потенциалом [16], позволяет в полной мере раскрыть прикладные и исследовательские возможности современных информационных технологий, а также расширить круг исследуемых прикладных задач социально-экономического содержания посредством использования в учебном процессе современной базы знаний и набора вычислительных алгоритмов WolframAlpha [25, 26]. Естественно, что знания природы и особенностей случайных величин, случайных событий связаны с инновационными компонентами профессиональной компетентности современного менеджера.
Рассматривая процесс развития профессиональной компетентности будущего бакалавра менеджмента на основе содержания образовательной области «Стохастика», проектируя содержание обучения [10, 18, 22], мы пришли к необходимости реализации технологического целеполагания [9]. Учитывая, что стохастическая подготовка является неотъемлемым компонентом содержания прикладной математической подготовки бакалавра, является основой профессионально значимых представлений о математических моделях и методах внутримодельных исследований [15], представим конечный результат проектирования итогов стохастической подготовки бакалавра менеджмента на уровне категорий «Знать», «Уметь» и «Владеть».
Знать:
- предмет, метод, задачи стохастики;
- общие основы стохастики;
- круг социально-экономических проблем и ситуаций, требующих применение стохастических методов;
- принципы организации статистических исследований (на различных уровнях);
- современные тенденции в развитии статистического учета (на различных уровнях);
- основные способы получения, обработки и последующего анализа и визуализации [12] различной социально-экономической информации;
- базовые формы и виды актуальной статистической отчетности;
- технику получения статистических показателей, в рамках которых возможно охарактеризовать и прогнозировать различные социально-экономические процессы и явления.
- применять на практике базовые методы и приемы стохастики с целью решения практических задач профессиональной деятельности, связанных с управлением в социально-экономических системах различного уровня;
- получать и анализировать стохастическую информацию;
- выполнять начальный анализ и последующий контроль данных наблюдения (на различных уровнях);
- реализовывать расчёты социально-экономических показателей и формулировать выводы и рекомендации по практическому использованию полученных результатов в практике управленческой деятельности.
Владеть:
- методологией стохастического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования современных социально-экономических проблем и ситуаций, среди которых [6, 8, 17];
- основными приемами, технологиями регистрации, хранения, анализа информации, навыками работы с персональным как средством управления стохастической информацией;
- техникой анализа социально-экономических ситуаций в базе знаний и наборе вычислительных алгоритмов WolframAlpha [5, 19];
- методологией системного анализа изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием современных математических пакетов [1] и информационных технологий [2].
В соответствии с образовательным стандартом последнего поколения в качестве системообразующей компетенцией в рамках образовательной области «Стохастика» выступает профессиональная компетенция (ПК-10), сформулированная следующим образом: владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построении экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления.
Последующая реализация компетентностного подхода [3] к проектированию педагогических объектов (в частности, методической системы стохастической подготовки будущего бакалавра менеджмента на факультете дистанционного обучения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова) позволила конкретизировать требования к стохастической подготовки как части прикладной математической подготовки бакалавра [20, 21]. В рамках практической реализации нами получены следующие результаты:
- система технологического целеполагания в рамках образовательной области «Стохастика»;
- система технологического дозирования содержания учебно-познавательной деятельности студентов в рамках образовательной области «Стохастика»;
- система технологической диагностики результатов учебно-познавательной деятельности студентов в рамках образовательной области «Стохастика»;
- система технологической коррекции результатов учебно-познавательной деятельности студентов в рамках образовательной области «Стохастика»;
- логическая структура учебного процесса в рамках образовательной области «Стохастика».
Таким образом, последующая технологизация методической системы стохастической подготовки бакалавра менеджмента способствует достижению идей и поставленных целей по прикладной математической подготовке бакалавров, высказанных авторами в статьях [23, 24] и позволяет представить модифицированные требования к уровню стохастической подготовки бакалавра менеджмента.
Знать основные понятия и категории образовательной области «Стохастика», наиболее значимые связи между ними, содержательный управленческий, социально-экономический смысл статистических характеристик при анализе различных социально-экономических проблем и ситуаций.
Уметь проводить разносторонний и полноценный анализ результатов статистического наблюдения (в частности, в виде таблиц и графиков, использую новую базу знаний и набор вычислительных алгоритмов WolframAlpha [29]), применять основные теоретические положения теории вероятностей, математической статистики, теории случайных процессов, теории риска на практическом уровне при проведении количественного анализа различных управленческих, социально-экономических проблем и ситуаций.
Владеть специальной методологией количественного экономико-статистического исследования и обработки данных: массовые статистические наблюдения, методы группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа [30], а также технологий построения и анализа различных эконометрических моделей (линейная парная эконометрическая модель, линейная множественная эконометрическая модель, нелинейная парная эконометрическая модель, нелинейная множественная эконометрическая модель и др.).
Стохастическая подготовка бакалавра менеджмента как компонент его прикладной математической подготовки направлена на обеспечение необходимого уровня сформированности ключевых и предметных компетенций, подготовку квалифицированного профессионала, способного к нестандартному мышлению, творческой работе в меняющихся социально-экономических условиях, способного к эффективному использованию передовых знаний, умений и обобщенных способов умственной деятельности («Анализ», «Синтез», «Абстрагирование», «Аналогия», «Моделирование») в реальной жизни для решения практических профессиональных прикладных задач, связанных с управленческой деятельностью в условиях риска [27].
Принципиальное значение стохастическая подготовка будущего менеджера приобретает в контексте развития инновационных компонентов профессиональной компетентности, выступая одним из главных ресурсов обеспечения и развития качества прикладной математической подготовки.
Отметим, что стохастическая компетентность (компетентность в области случайных событий, случайных величин, случайных явлений и процессов) студента бакалавриата является одной из важных составляющих структуры современной профессиональной компетентности в соответствии с международными образовательными стандартами, в частности стандартами в области инвестиционного и финансового менеджмента [13].
Стохастические модели социально-экономических проблем и ситуаций [28] требуют от преподавателя и студента тщательного методико-технологического осмысления, многоаспектного обдумывания и глубокого понимания. Их внедрение в педагогическую практику подготовки бакалавра менеджмента способствует развитию специального комбинаторного мышления, необходимого в современном постоянно меняющемся мире. Таким образом, без необходимого уровня развития научных представлений о сущности и особенностях случайных событиях, явлений, процессов, их специальных характеристиках - вероятностях, невозможна эффективная управленческая деятельность.