Стохастическая подготовка бакалавра менеджмента

NovaInfo 57, с.363-369, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В центре внимания статьи особенности стохастической подготовки будущего бакалавра менеджмента в процессе его подготовки в высшей школе. Рассмотрены различные вопросы, связанные с практической реализацией стохастической бакалавра менеджмента, представлены рекомендации по организации учебного процесса в условиях стандартизации и информатизации.

Ключевые слова

БАКАЛАВР МЕНЕДЖМЕНТА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КОМПЕТЕНЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ, СТОХАСТИКА, МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

Текст научной работы

Традиционно образовательная область «Стохастика» («Теория вероятностей», «Математическая статистика», «Теория случайных процессов», «Теория риска») представляет особый интерес в контексте знакомства будущего менеджера с современными достижениями экономической кибернетики [7], моделирования процесса принятия решений в различных областях деятельности [4, 11], анализа разнообразных рисковых ситуаций [14], требующих высокий уровень прикладной математической подготовки.

Следует отметить, что содержание образовательной области «Стохастика» обладает высоким интегративным потенциалом [16], позволяет в полной мере раскрыть прикладные и исследовательские возможности современных информационных технологий, а также расширить круг исследуемых прикладных задач социально-экономического содержания посредством использования в учебном процессе современной базы знаний и набора вычислительных алгоритмов WolframAlpha [25, 26]. Естественно, что знания природы и особенностей случайных величин, случайных событий связаны с инновационными компонентами профессиональной компетентности современного менеджера.

Рассматривая процесс развития профессиональной компетентности будущего бакалавра менеджмента на основе содержания образовательной области «Стохастика», проектируя содержание обучения [10, 18, 22], мы пришли к необходимости реализации технологического целеполагания [9]. Учитывая, что стохастическая подготовка является неотъемлемым компонентом содержания прикладной математической подготовки бакалавра, является основой профессионально значимых представлений о математических моделях и методах внутримодельных исследований [15], представим конечный результат проектирования итогов стохастической подготовки бакалавра менеджмента на уровне категорий «Знать», «Уметь» и «Владеть».

Знать:

  • предмет, метод, задачи стохастики;
  • общие основы стохастики;
  • круг социально-экономических проблем и ситуаций, требующих применение стохастических методов;
  • принципы организации статистических исследований (на различных уровнях);
  • современные тенденции в развитии статистического учета (на различных уровнях);
  • основные способы получения, обработки и последующего анализа и визуализации [12] различной социально-экономической информации;
  • базовые формы и виды актуальной статистической отчетности;
  • технику получения статистических показателей, в рамках которых возможно охарактеризовать и прогнозировать различные социально-экономические процессы и явления.
  • применять на практике базовые методы и приемы стохастики с целью решения практических задач профессиональной деятельности, связанных с управлением в социально-экономических системах различного уровня;
  • получать и анализировать стохастическую информацию;
  • выполнять начальный анализ и последующий контроль данных наблюдения (на различных уровнях);
  • реализовывать расчёты социально-экономических показателей и формулировать выводы и рекомендации по практическому использованию полученных результатов в практике управленческой деятельности.

Владеть:

  • методологией стохастического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования современных социально-экономических проблем и ситуаций, среди которых [6, 8, 17];
  • основными приемами, технологиями регистрации, хранения, анализа информации, навыками работы с персональным как средством управления стохастической информацией;
  • техникой анализа социально-экономических ситуаций в базе знаний и наборе вычислительных алгоритмов WolframAlpha [5, 19];
  • методологией системного анализа изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием современных математических пакетов [1] и информационных технологий [2].

В соответствии с образовательным стандартом последнего поколения в качестве системообразующей компетенцией в рамках образовательной области «Стохастика» выступает профессиональная компетенция (ПК-10), сформулированная следующим образом: владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построении экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления.

Последующая реализация компетентностного подхода [3] к проектированию педагогических объектов (в частности, методической системы стохастической подготовки будущего бакалавра менеджмента на факультете дистанционного обучения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова) позволила конкретизировать требования к стохастической подготовки как части прикладной математической подготовки бакалавра [20, 21]. В рамках практической реализации нами получены следующие результаты:

  • система технологического целеполагания в рамках образовательной области «Стохастика»;
  • система технологического дозирования содержания учебно-познавательной деятельности студентов в рамках образовательной области «Стохастика»;
  • система технологической диагностики результатов учебно-познавательной деятельности студентов в рамках образовательной области «Стохастика»;
  • система технологической коррекции результатов учебно-познавательной деятельности студентов в рамках образовательной области «Стохастика»;
  • логическая структура учебного процесса в рамках образовательной области «Стохастика».

Таким образом, последующая технологизация методической системы стохастической подготовки бакалавра менеджмента способствует достижению идей и поставленных целей по прикладной математической подготовке бакалавров, высказанных авторами в статьях [23, 24] и позволяет представить модифицированные требования к уровню стохастической подготовки бакалавра менеджмента.

Знать основные понятия и категории образовательной области «Стохастика», наиболее значимые связи между ними, содержательный управленческий, социально-экономический смысл статистических характеристик при анализе различных социально-экономических проблем и ситуаций.

Уметь проводить разносторонний и полноценный анализ результатов статистического наблюдения (в частности, в виде таблиц и графиков, использую новую базу знаний и набор вычислительных алгоритмов WolframAlpha [29]), применять основные теоретические положения теории вероятностей, математической статистики, теории случайных процессов, теории риска на практическом уровне при проведении количественного анализа различных управленческих, социально-экономических проблем и ситуаций.

Владеть специальной методологией количественного экономико-статистического исследования и обработки данных: массовые статистические наблюдения, методы группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа [30], а также технологий построения и анализа различных эконометрических моделей (линейная парная эконометрическая модель, линейная множественная эконометрическая модель, нелинейная парная эконометрическая модель, нелинейная множественная эконометрическая модель и др.).

Стохастическая подготовка бакалавра менеджмента как компонент его прикладной математической подготовки направлена на обеспечение необходимого уровня сформированности ключевых и предметных компетенций, подготовку квалифицированного профессионала, способного к нестандартному мышлению, творческой работе в меняющихся социально-экономических условиях, способного к эффективному использованию передовых знаний, умений и обобщенных способов умственной деятельности («Анализ», «Синтез», «Абстрагирование», «Аналогия», «Моделирование») в реальной жизни для решения практических профессиональных прикладных задач, связанных с управленческой деятельностью в условиях риска [27].

Принципиальное значение стохастическая подготовка будущего менеджера приобретает в контексте развития инновационных компонентов профессиональной компетентности, выступая одним из главных ресурсов обеспечения и развития качества прикладной математической подготовки.

Отметим, что стохастическая компетентность (компетентность в области случайных событий, случайных величин, случайных явлений и процессов) студента бакалавриата является одной из важных составляющих структуры современной профессиональной компетентности в соответствии с международными образовательными стандартами, в частности стандартами в области инвестиционного и финансового менеджмента [13].

Стохастические модели социально-экономических проблем и ситуаций [28] требуют от преподавателя и студента тщательного методико-технологического осмысления, многоаспектного обдумывания и глубокого понимания. Их внедрение в педагогическую практику подготовки бакалавра менеджмента способствует развитию специального комбинаторного мышления, необходимого в современном постоянно меняющемся мире. Таким образом, без необходимого уровня развития научных представлений о сущности и особенностях случайных событиях, явлений, процессов, их специальных характеристиках - вероятностях, невозможна эффективная управленческая деятельность.

Читайте также

Список литературы

  1. Власов Д. А. Возможности профессиональных математических пакетов в системе прикладной математической подготовки будущих специалистов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2009. — № 4. — С. 52-59.
  2. Власов Д. А. Информационные технологии в системе математической подготовки бакалавров: опыт МГГУ им. М. А. Шолохова // Информатика и образование. – 2012. - № 3. – С. 93-94.
  3. Власов Д. А. Компетентностный подход к проектированию педагогических объектов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. — 2008. — №6-2. — С. 124-127.
  4. Власов Д. А. Методологические аспекты принятия решений // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 760-763.
  5. Власов Д. А. Методологические аспекты реализации технологии WolframAlpha в современных экономических исследованиях // Инновационная наука. — 2016. — № 10-1. — С. 19-21.
  6. Власов Д. А. Модель Шарпа как инструментальная основа опмитизации активов // Инновационная наука. — 2016. — № 3-1. — С. 43-45.
  7. Власов Д. А. Особенности и математические основы современной экономической кибернетики // Техника. Технологии. Инженерия. — 2016. — № 2 (2). — С. 4-7.
  8. Власов Д. А. Особенности реализации доходного подхода к оценке стоимости малого предприятия // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 78-81.
  9. Власов Д. А. Особенности целеполагания при проектировании системы обучения прикладной математике // Философия образования. — 2008. — № 4. — С. 278-283.
  10. Власов Д. А. Проблемы проектирования содержания прикладной математической подготовки будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 8. — С. 33-42.
  11. Власов Д. А. Реализация метода дерева в моделировании процесса принятия решений // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №2. — С. 34-37.
  12. Власов Д. А. Технология визуализации проблем и ситуаций финансовой сферы // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2. — С. 35-38.
  13. Власов Д. А. Типовые задачи образовательной области «Финансовая математика» для учащихся школ // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 23-26.
  14. Власов Д. А. Экономические риски: содержательный и методический аспекты // Инновационная наука. — 2016. — № 8-1. — С. 40-42.
  15. Власов Д. А., Монахов Н. В., Монахов В. М. Математические модели и методы внутримодельных исследований. М.: МГГУ им. М.А.Шолохова. – 345 с.
  16. Власов Д. А., Синчуков А. В. Интеграция информационных и педагогических технологий в системе математической подготовки бакалавра экономики // Современная математика и концепции инновационного математического образования. — 2016. — Т. 3. — № 1. — С. 208-212.
  17. Власов Д. А., Синчуков А. В. Методические особенности преподавания учебной дисциплины «Теория игр» // Успехи современной науки и образования. — 2016. — Т. 3. — № 10. — С. 95-97.
  18. Власов Д. А., Синчуков А. В. Новое содержание прикладной математической подготовки бакалавра // Преподаватель XXI век. — 2013. — Т.1 — № 1. — С. 71-79.
  19. Власов Д. А., Синчуков А. В. Новые технологии WolframAlpha при изучении количественных методов студентами бакалаврита // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования — 2013. — №4. — С. 43-53.
  20. Власов Д. А., Синчуков А. В. Прикладная математическая подготовка бакалавра менеджмента // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 57-60.
  21. Власов Д. А., Синчуков А. В. Принципы проектирования прикладной математической подготовки бакалавра экономики // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 37-40.
  22. Власов Д. А., Синчуков А. В. Проектирование содержания математической подготовки бакалавра политологии на основе концепции фундирования // Ярославский педагогический вестник. — 2014. — Т. 2. — № 3. — С. 86-89.
  23. Власов Д. А., Синчуков А. В. Стратегия информатизации методической системы подготовки бакалавров в России // Информатизация образования. – 2012. – Т. 2012. – С. 68.
  24. Власов Д. А., Синчуков А. В. Стратегия развития методической системы математической подготовки бакалавров // Наука и школа. — 2012. — № 5. — С. 61-65.
  25. Власов Д. А., Синчуков А. В. Технологии WloframAlpha в преподавании учебной дисциплины «Эконометрика: базовый уровень» для студентов экономического бакалавриата // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2016. — № 4. — С. 37-47.
  26. Качалова Г. А., Власов Д. А. Технологии WolframAlpha при изучении элементов прикладной математики студентами бакалавриата // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 683-691.
  27. Синчуков А. В. Дидактическая роль коммерческих и финансовых рисков в совершенствовании уровня прикладной математической подготовки бакалавра // Инновационная наука. — 2016. — № 8-2. — С. 182-184.
  28. Синчуков А. В. О необходимости построения и исследования математических моделей в системе подготовки бакалавра менеджмента / В сборнике: WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS сборник статей победителей V международной научно-практической конференции. 2016. С. 402-404.
  29. Синчуков А. В. Проблемы реализации прикладной направленности обучения математике с использованием информационных технологий // Инновационная наука. — 2016. — № 10-1. — С. 116-118.
  30. Синчуков А. В. Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 730-732.

Цитировать

Синчуков, А.В. Стохастическая подготовка бакалавра менеджмента / А.В. Синчуков. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 363-369. — URL: https://novainfo.ru/article/10142 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться