Научно-исследовательская работа в магистратуре сельскохозяйственных направлений подготовки

№43-1,

Педагогические науки

В статье рассматривается роль научно-исследовательской работы при обучении магистров сельскохозяйственных направлений подготовки.

Похожие материалы

Магистерская подготовка в Российской Федерации является одной из ступеней реализации основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования. Подготовка магистров ориентирована, прежде всего, на научно-исследовательскую, научно-педагогическую и организационно-управленческую деятельность.

Магистр – это широко эрудированный специалист, владеющий методологией и методикой научного творчества, современными информационными технологиями, имеющий навыки анализа и синтеза разнородной информации, способный самостоятельно решать научно-исследовательские задачи, разрабатывать и управлять проектами.

Программы магистратуры можно разделить на обучающие - содержат курс лекций и семинаров с последующей защитой итоговой работы, - и исследовательские – здесь студенты под наблюдением преподавателя проводят самостоятельные исследования в интересующей области.

Научно-исследовательская работа у магистра многообразна и многоаспектна. И именно это многообразие и способствует формированию широкого спектра навыков, без которых невозможно в настоящее время выстраивание успешной профессиональной карьеры. Тот, кто полагает, что главным делом магистранта является написание магистерской диссертации, глубоко ошибается, поскольку диссертационное исследование – это результат кропотливой, систематической и тяжёлой работа. Особенно эти исследования трудоёмкие у магистров сельскохозяйственных направлений, так как здесь надо совмещать полевые опыты с лабораторными анализами.

Тема научно-исследовательской работы определяется в соответствии с выбранной магистрантом образовательной программой и общими внутривузовскими требованиями к подготовке магистров по направлениям, предусмотренными ФГОС ВО.

Выбранная тема исследовательской работы магистра должна быть актуальной и реальной для условий сельскохозяйственного производства. Инициатива выбора темы магистерской диссертации принадлежит магистранту. Однако при этом она должна быть согласована с финансовыми, организационными, лабораторно-аналитическими и иными возможностями вуза и выпускающей кафедры, что определяется научным руководителем магистранта. При выборе темы исследований должны учитываться также имеющийся научный «задел» магистранта и возможность ее включения в сложившуюся научно-исследовательскую тематику соответствующей кафедры.

Предпочтение следует отдавать темам сравнительно узкого плана, имеющим больше шансов быть глубоко проработанными. Во всех случаях магистрант должен учитывать рекомендации своего научного руководителя.

Наименование темы исследований должно строго соответствовать ее содержанию. Краткие лаконичные названия работ предполагают проведение детальных, выполненных с исчерпывающей полнотой исследований. Более узкого плана работы должны иметь и более конкретные названия.

При выполнении научно-исследовательской работы магистрант, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные компетенции, должен показать свою способность самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Важнейшим компонентом большинства исследовательских работ является научная критика. Отстаивая свою точку зрения, исследователь неизбежно вынужден давать оценку альтернативным представлениям коллег или предшественников. Общим правилом при этом является соблюдение общепринятых этических норм. Формы выражения научной критики разнообразны и могут в частности включать:

  • аргументированное несогласие с точкой зрения коллеги;
  • обоснование обстоятельств, в соответствии с которыми в данный момент альтернативная точка зрения не может удовлетворить научное сообщество;
  • обоснование непродуктивности продолжения исследований по ранее принятой методике или в определенном направлении;
  • указание авторитетных научных источников, противоречащих критикуемой точке зрения;
  • предложение альтернативного пути или метода исследования с обоснованием его преимуществ.

Магистерская диссертация выполняется, как правило, на основе трехлетних полевых опытов. Но срок обучения в магистратуре составляет два года. Это говорит, что у магистранта не хватит времени проводить столь объемные и длительные полевые опыте. Поэтому магистрантам сельскохозяйственных направлений рекомендуется продолжать свои исследования и полевые опыты, которые проводились во время обучения в бакалавриате, или при выборе темы исследовательской работы делать ударение на лабораторные исследованияи анализы. Сложность полевых опытов заключается в том, что они в основном зависят от погодных условий, которые не всегда положительно влияют на результат исследований. Основой для выполнения исследований может быть материал, собранный магистрантом во время прохождения им научно-исследовательской практики в соответствии с выбранной образовательной программой в составе научных коллективов на кафедрах и в лабораториях, учебных и учебно-научных центров университета; академических и отраслевых институтов; в научно-производственных и производственных организациях и фирмах, а также в других исследовательских центрах.

При сборе фактического материала особое внимание следует обращать на строгость и точность проводимых наблюдений, их полноту, беспристрастность и научную объективность. Не следует пренебрегать фактами, которые трудно объяснить с позиций существующих гипотез, или практическая ценность которых, с точки зрения выполнения диссертации, сомнительна. Позднее они могут явиться основой для критической оценки существующих взглядов, формулирования новых положений или гипотез.

При использовании в качестве источников информации различных публикаций предпочтение следует отдавать официальным изданиям и сайтам, несущим ответственность за достоверность приводимых в них научных фактов (монографии, научные журналы, сборники научных статей и материалов научных конференций и т.п.). Наиболее надежными в этом плане являются рецензируемые издания солидных издательств и организаций.

Анализ фактического материала во всех случаях предпочтительно проводить с использованием компьютерных технологий: электронных баз данных, специализированных программных комплексов, предназначенных для обработки и интерпретации результатов исследований и математических методов, повышающих достоверность оценок и выводов.

Таким образом, научно-исследовательская работа обучающихся является наиболее значимой составной частью образовательных программ всех ФГОС ВО подготовки магистров, поскольку без опоры на научную деятельность невозможно решить насущные вопросы развития теории и практики. Она направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО и общей образовательной программой, реализуемой вузом.

Список литературы

  1. Лубова, Т. Н. Особенности, задачи и проблемы внедрения модульно-рейтинговой системы [Текст] / Т. Н. Лубова, Д. Р. Исламгулов // Современное вузовское образование : теория, методология, практика : материалы Междунар. учеб.-метод. конф., 21-22 марта 2013 г. / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2013. - С. 10-13.
  2. Исламгулов, Д. Р. Особенности новых образовательных стандартов [Текст] / Д. Р. Исламгулов, Т. Н. Лубова // Современное вузовское образование : теория, методология, практика : материалы Междунар. учеб.-метод. конф., 21-22 марта 2013 г. / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2013. - С. 14-15.
  3. Исламгулов, Д. Р. Компетенция - основа реализации цели ФГОС [Текст] / Д. Р. Исламгулов, Т. Н. Лубова // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно - научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы : материалы международной научно-методической конференции, 4-5 апреля 2014 г. / Башкирский ГАУ, Факультет информационных технологий и управления. - Уфа, 2014. - С. 133-137.
  4. Лубова, Т. Н. Оценка качества образования в рамках компетентностного подхода [Текст] / Т. Н. Лубова, Д. Р. Исламгулов // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно - научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы : материалы международной научно-методической конференции, 4-5 апреля 2014 г. / Башкирский ГАУ, Факультет информационных технологий и управления. - Уфа, 2014. - С. 189-192.
  5. Исламгулов, Д. Р. Научно-исследовательская работа студентов - важнейший элемент подготовки специалистов в аграрном вузе [Текст] / Д. Р. Исламгулов // Проблемы практической подготовки студентов в вузе на современном этапе и пути их решения : сб. материалов науч.-метод. конф., 24 апреля 2007 года / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2007. - С. 20-22.
  6. Лубова, Т.Н. Основа реализации федерального государственного образовательного стандарта – компетентностный подход [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов, И.Р. Исламгулова// БЪДЕЩИТЕ ИЗСЛЕДОВАНИЯ – 2016:Материали за XII Международна научна практична конференция. – София: Бял ГРАД-БГ ООД, 2016. – Том 4 Педагогически науки. – C. 80-85.
  7. Лубова, Т.Н. Использование тестирования в организации самостоятельной работы обучающихся [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов// Современный научный вестник. 2015. – Т. 12. – С. 44-48.
  8. Исламгулов, Д. Р. Компетентностный подход в обучении: оценка качества образования [Текст] / Д.Р. Исламгулов, Т.Н. Лубова, И.Р. Исламгулова// Современный научный вестник. 2015. – Т. 7. № - 1. – С. 62-69.
  9. Исламгулов, Д. Р. Модульно-рейтинговая система обучения и оценки знаний обучающихся – особенности внедрения [Текст] / Д.Р. Исламгулов, Т.Н. Лубова// Современный научный вестник. 2015. – Т. 7. № - 1. – С. 70-78.
  10. Лубова, Т.Н. Новые образовательные стандарты: особенности реализации [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов// Современный научный вестник. 2015. – Т. 12. – С. 79-84.
  11. Лубова, Т.Н. Основа реализации федерального государственного образовательного стандарта – компетентностный подход [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов, И.Р. Исламгулова// Современный научный вестник. 2015. – Т. 7. № - 1. – С. 85-93.