Формирование пассажиропотоков в международном круизном судоходстве

№50-2,

Экономические науки

В августе 2016 г. прошло заседание президиума Госсовета РФ, посвященное развитию водных путей в России, на котором глава государства Владимир Путин потребовал развивать пассажирское судоходство. В это же время на астраханском судостроительном заводе "Лотос" впервые за постсоветское время был заложен лайнер для круизов по Каспийскому и Черному морям. Для развития отечественного круизного судоходства важно понимать как формируются международные пассажиропотоки для использования передового опыта.

Похожие материалы

По территориальному признаку мировой рынок пассажирских перевозок подразделяется на ряд региональных секций рынков, которые являются сферой обращения транспортных услуг в пределах определенного региона [1].

До настоящего времени четко определились пять основных секций:

  • - Карибская;
  • - Атлантическая;
  • - Балтийская (включая Северное море);
  • - Средиземноморская (включая Черное море);
  • - Тихоокеанская (включая район Австралии и Новой Зеландии).

Карибская секция характеризуется:

  • благоприятными климатическими условиями, позволяющими круглогодично эксплуатировать пассажирский флот;
  • наличием экзотических островов, представляющих значительный интерес для туристов;
  • обширными прилегающими районами тяготения, поставляющими многочисленную высоко платежеспособную североамериканскую клиентуру.

В Карибской секции практически отсутствуют линейные перевозки и пассажирский флот работает только в сфере морского туризма. Подавляющее число круизов (порядка 90 %) организуется самими судоходными предприятиями. Остальная часть - на судах, фрахтуемых туристическими фирмами. Характерной чертой этой секции являются значительные доходы, получаемые судовладельцами (64 % мировых доходов от круизного судоходства).

Основной объем предложения (93 %) в Карибской секции приходится на флот восьми стран (Норвегия, Италия, Панама, Греция, Англия, Либерия, США, Голландия). Причем обращает на себя внимание ведущая роль Норвегии (20 % от всего объема предложения). Советский Союз успешно осваивал данный региональный рынок, оперируя группой судов типа «Иван Франко». Кроме того, в 1994-1995 гг. в этой секции работал один из наиболее комфортабельных лайнеров мира «Максим Горький», в 1995-2000 гг. - «Одесса», в 1976-2000 гг. - автомобильно-пассажирский паром «Казахстан».

Пассажирский флот Норвегии, Италии, Панамы постоянно «привязан» к Карибским круизам, участие флота Франции, Голландии, Греции, Англии носит сезонный характер [2].

В системе регионального рынка Карибского бассейна можно выделить семь подсекций:

  1. Нью-Йорк - Карибское море (33 % всего объема предложения услуг круизного судоходства в данной секции);
  2. порты Флориды (Эверглейдс, Майами) - Карибское море (50 %);
  3. другие порты Восточного побережья США (Бостон, Филадельфия) – Карибское море (2 %);
  4. Сан-Хуан (остров Пуэрто-Рико) - Карибское море (3 %);
  5. порты Западного побережья США - Карибское море (8 %).
  6. порты Восточного побережья США - Бермудские острова (3 %)
  7. порты Канады - США, Карибское море (1 %).

Понятно, что каждая из этих подсекций имеет свои специфические особенности, которые должны учитываться при отфрахтовании судов и организации их работы в рассматриваемом регионе.

Из портов США начинается также ряд круизов по Тихому океану, на Аляску, в Средиземное море, вокруг земного шара. Но они в рассматриваемую секцию, естественно, не включены.

Весьма характерны для этой секции смешанные круизы по схеме «флай-круиз» (основные порты прибытия туристов самолетами и порты отправления пассажирских судов Сан-Хуан, Кюрасао, Нью-Йорк, Сан-Франциско), а также мини круизы. Последние составляют более одной трети общего количества всех круизов, проводимых в Карибском бассейне.

Атлантическая секция

Основу пассажирского судоходства данной секции составляет линейное плавание, кроме того, производится и некоторое число круизных рейсов.

В секции можно выделить три подсекции:

  1. Европа - Северная Америка;
  2. Европа - Южная Америка;
  3. Европа - Южная Африка.

Итальянский флот в основном работает на Южную Америку, Английский - на Северную Америку и Южную Африку.

Круизы совершаются, как правило, только по Северной Атлантике, значительная часть из которых организуется с учетом необходимости перемещения пассажирских судов в определенные периоды времени из района Европы в Карибскую секцию и обратно и сочетаются с воздушным перелетом пассажиров.

Балтийская секция

Для этой секции характерно развитие линейных перевозок, осуществляемых преимущественно с помощью автомобильно-пассажирских паромов.

Возможности круизного судоходства в этом районе весьма ограничены. Главным образом за счет неблагоприятных в течение года климатических условий.

Входящие в данную секцию Балтийское и Северное моря изрезаны большим числом паромных линий, соединяющих порты Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Германии, Польши, Скандинавских стран. Эти линии используются как для коротких переправ туристов с их автомашинами, так и для деловых поездок жителей прилегающих стран, которые из-за относительно малых расстояний широко используются собственными легковыми автомобилями. Кроме переправ для транзитных пассажиропотоков, паромы используются в морском туризме и для проведения инклюзив-туров.

В рассматриваемой секции можно выделить четыре подсекции:

  1. Балтийское море;
  2. Северное море;
  3. Балтика - Северное Море;
  4. Северное Море - Испания, Канарские острова.

Подсекция «Северное море» и «Северное Море - Испания, Канарские острова» имеют только линейные/паромные сообщения, причем в первой эти сообщения имеют характер коротких паромных переправ, а второй - относительно длительных инклюзивных туров, предназначенных для автотуристов. В остальных двух секциях наряду с паромами эксплуатируются и обычные пассажирские суда. В этих случаях во время стоянок парома в портах захода туристы совершают береговые экскурсии на своих автомашинах, которые в течение всего рейса следуют с ними на данном судне.

В настоящее время на долю бассейна Северного моря приходится свыше 50 паромных линий, Балтийского - 15. В переправах через Ла-Манш в качестве паромов, наряду с обычными, используют и скоростные суда на воздушной подушке.

Средиземноморская секция

Для района Средиземноморья с его географическим положением на стыке трех континентов, хорошими климатическими условиями и большим числом достопримечательностей мирового значения, характерна концентрация современного туризма (в том числе и морского).

Эта секция характеризуется работой как круизного, так и линейного флота, специализирующегося в основном в области морского туризма.

В системе линейного судоходства Средиземноморской секции можно выделить четыре подсекции:

  1. Средиземное море;
  2. Черное море;
  3. Средиземное - Черное моря;
  4. Средиземное море - Канарские острова.

Линейные перевозки осуществляются как на пассажирских судах, так и на автомобильно-пассажирских паромах. Пассажирские суда работают на линиях, обслуживающих деловых пассажиров (Турция и Египет), но главным образом используются для многочисленных инклюзив-туров, организуемых в рамках линейного плавания.

Подавляющая часть линейных услуг приходится на долю трех стран (Россия, Италия, Греция). Следует отметить, что в отличие от Карибской секции, где в основном работает сравнительно новый флот, в Средиземноморской секции, наряду с новыми, встречаются старые суда, часть из которых прошла переоборудование для дальнейшей эксплуатации. Особенно это характерно для флота таких стран, как Турция, Греция, Египет, Алжир, частично Италия и Франция [3].

Систему круизного судоходства можно разбить на пять подсекций:

  1. Западное и Центральное Средиземноморье (короткие путешествия типа мини-круизы);
  2. Западное и Восточное Средиземноморье;
  3. Адриатика - Восточное Средиземноморье;
  4. Греция - Восточное Средиземноморье (прерванные круизы, проводимые по схеме «круиз - береговой отдых»);
  5. Адриатика.

Эти подсекции, наряду с раннее выделенными, образуют рынок круизного судоходства Средиземноморья. Каждая из рассматриваемых подсекций имеет свои специфические особенности, которые должны учитываться при организации роботы флота в данном регионе.

Развитие инклюзив-туров является специфической особенностью рассматриваемой секции. Подавляющая часть инклюзив-туров организуется итальянскими судами, и составляет большую конкуренцию круизному судоходству. Однако в последнее время их число уменьшилось.

Подавляющая часть объема предложений круизных услуг ложится на долю четырех стран: Греция, Италия, Франция, (Россия и Украина), при этом ведущая роль принадлежит круизному судоходству Греции и Италии (73 % всего объема предложения).

Из портов Средиземного моря начинается также ряд круизов в Карибский бассейн и порты США и вокруг европейского континента в порты Балтики и Северного моря. Они в рассматриваемую секцию, естественно, не входят. Кроме того, следует отметить их крайнюю малочисленность.

В числе портов с наиболее оживленным судооборотом пассажирского флота можно выделить Пирей (аванпорт Афин), Марсель, Неаполь и Венецию.

Разгар сезона в Средиземноморской секции приходится на май - сентябрь. В зимнее время года круизы проводятся, как правило, только в западной части Средиземного моря и на Канарские острова.

Тихоокеанская секция

Быстрыми темпами увеличивается количество круизных рейсов, выполняемых по островам Тихоокеанского бассейна (Фиджи, Гавайским и др.). Растет интерес туристов к морским путешествиям в Австралию, Новую Зеландию и страны Южной Африки.

Что касается линейного судоходства, то оно в Тихоокеанской секции ограничено в основном прибрежными паромными сообщениями и небольшим количеством пассажирских линий (Находка – Йокогама и Находка – Йокогама – Гонконг, поддерживаемые судами Дальневосточного пароходства).

Между этими секциями существует тесная взаимосвязь, которая отображает специфику пассажирского судоходства. В зависимости от состояния конъюнктуры в той или другой секции мирового рынка происходит перемещение услуг пассажирского судоходства из одной секции в другую.

Это перемещение вызывается в основном двумя причинами:

  • первая связана с сезонностью в разных районах земного шара. Так, пик приходится на зиму в Карибской секции и Австралийской части Тихоокеанской секции, на лето - в Средиземноморской и Балтийской секциях. В связи с этим происходит перемещение судов из секции в секцию внутри одного года.
  • вторая кроется в действии других конъюнктурно-образующих факторов (экономических, политических и т.д.), которые действуют обычно более длительный период времени.

В последние годы происходило перемещение значительной части круизного флота из Средиземноморской секции в Карибскую. Это было вызвано экономическим кризисом, который особенно резко сократил платежеспособный спрос европейских клиентов (основной клиентуры Средиземноморской секции). Таким образом, мобильность пассажирского флота в значительной степени сглаживает несоответствие между спросом и предложением услуг.

Как следует из вышеизложенного, Российская Федерация благодаря благоприятному географическому положению (непосредственный выход в Балтийскую, Черноморскую и Тихоокеанскую секции) имеет все условия для эффективного развития круизного судоходства как отечественного, так и международного.

Список литературы

  1. Селиванов В.В. Международный морской туризм: основы организации и методология (учебное пособие) / В.В. Селиванов. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2015.- 296 с.
  2. Селиванов В.В., Лукьянова Е.Ю. Яхтенный туризм и особенности экскурсионного сервиса: монография / В.В. Селиванов, Е.Ю. Лукьянова. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2016. – 168 с.
  3. Селиванов В.В. Основы агентирования круизных судов: монография / В.В. Селиванов. – LAP LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2016. – 113 с.