Оценка степени устойчивости пассажиропотоков

№59-1,

Экономические науки

В настоящее время отечественное пассажирское судоходство в Черноморском районе находится в неустойчивом состоянии из-за продления зарубежных санкций. Если в докризисном 2013 году было заявлено на 2014 год более 220 заходов круизных судов только в Ялтинский торговый порт, то в 2015 году в Черное море из Босфора зашло не более 7 пассажирских судов. В этой связи необходимо, используя возможности Черноморского морского рынка пассажирского судоходства, уделить пристальное внимание развитию отечественного пассажирского судоходства между портами региона. Учитывая сезонность пассажиропотоков, важно правильно оценивать степень их устойчивости при организации работы пассажирского флота.

Похожие материалы

Правительством Российской Федерации поставлена задача развития пассажирского судоходства, в том числе и на Черном море. В настоящее время отечественное пассажирское судоходство в Черноморском районе находится в неустойчивом состоянии из-за продления зарубежных санкций. Если в докризисном 2013 году было заявлено на 2014 год более 220 заходов круизных судов только в Ялтинский торговый порт, то в 2015 году в Черное море из Босфора зашло не более 7 пассажирских судов.

В этой связи необходимо, используя возможности Черноморского морского рынка пассажирского судоходства, уделить пристальное внимание развитию отечественного пассажирского судоходства между портами региона. Учитывая сезонность пассажиропотоков, важно правильно оценивать степень их устойчивости при организации работы пассажирского флота.

Пассажиропотоки характеризуются величиной, направлением, составом, устойчивостью и неравномерностью.

Величина пассажиропотоков зависит от географического положения и климатических условий бассейна, численности и состава населения, развития промышленности, сельского хозяйства, количества, размеров и комфортабельности пассажирских судов, стоимости и удобства проезда, наличия других видов сообщений, их развитости и надежности и т.д. [1].

Направление пассажиропотоков определяет:

  • линии их движения сообразно районам тяготения населения к морскому транспорту, а также развитию межгосударственных связей, морского туризма;
  • расстояние перевозок, межпортовую корреспонденцию пассажиров;
  • соотношение величин прямых и обратных пассажиропотоков, что играет решающую роль в лучшем использовании судов и совершенствовании организации перевозок пассажиров и технических средств.

Сведения о составе пассажиропотоков и их внутренней структуре (цель поездки пассажиров, возраст, социальное положение и т.д.) являются определяющими при разработке маршрутов движения, выборе типов судов, их оборудования, организации обслуживания.

Устойчивость пассажиропотоков позволяет выявить период, в течение которого сохраняется примерно постоянный состав пассажиров, следующих в определенном направлении. В течение года движение пассажиров неравномерно. Как правило, максимальное количество пассажиров наблюдается в весенний - летний период, т.е. с мая по сентябрь, и минимальное – зимой [2, 4].

Степень устойчивости пассажиропотоков обычно определяется процентом распределения объема перевозок по месяцам к итоговым данным за год. При наличии достаточно устойчивых пассажиропотоков, величина, направление и состав которых вызывают необходимость организации постоянного движения судов, создаются регулярные пассажирские линии. Если постоянных пассажиропотоков нет, пассажирские перевозки выполняются периодически, отдельными рейсами в обусловленных направлениях.

Динамика изменения пассажиропотоков во времени лучше всего видна при построении кривой их устойчивости. Изменение крутизны кривой позволяет сделать вывод о сезонности пассажирских перевозок и ее масштабе. При анализе работы флота кривая устойчивости пассажиропотока в сравнении с колебаниями количества пассажирских мест, находившихся в обращении в этот период, дает возможность оценить степень удовлетворения спроса населения на перемещение и принять меры по регулированию количества и состава судов, выделенных для работы в регионе.

На формирование пассажиропотоков морского транспорта влияет ряд социально-экономических факторов, главными из которых являются:

  • размещение производительных сил страны,
  • численность и состав населения по отдельным экономическим районам и крупным городам,
  • рост материального и культурного уровня населения страны,
  • развитие всех видов транспорта.

Большое влияние на формирование морских пассажиропотоков оказывают также состав пассажирского флота, технико-эксплуатационные характеристики судов (в особенности скорость и комфортабельность) и организация их движения [3].

Важную роль в расчетах перспективных пассажиропотоков играет выявление потребностей населения в морском транспортном обслуживании.

Общим показателем, характеризующим потребность населения в передвижении, является коэффициент подвижности (число поездок или пассажиро-миль в год, приходящихся на одного жителя). Он отражает фактическую потребность населения в транспортных услугах и в своей динамике позволяет прогнозировать объемы перевозок на перспективу.

Неравномерность пассажиропотоков рассматривают по параметрам:

  • времени - за год по месяцам, за месяц по декадам, неделям или суткам, за день по часам суток;
  • удаленности от начального пункта;
  • направлений - прямого и обратного.

Неравномерность пассажиропотока по времени является следствием социальных и природных явлений, которые определяют, различные величины подвижности населения в осенне-зимний и весенне-летний периоды. Для перевозок пассажиров транспортным флотом характерна сезонная неравномерность, т.е. по времени года. Для пассажиропотоков, обслуживаемых местным флотом, характерна неравномерность по периодам года, дням недели и часам суток. Она зависит от времени начала и окончания работы предприятий, культурно-бытовых учреждений, баз отдыха и т.д. и существенно изменяется в нерабочие и праздничные дни [5].

В большинстве бассейнов в осенне-зимний период транспортный и местный пассажирский флот сокращает деятельность из-за неблагоприятных погодных, ледовых и других метео- и навигационных условий, в которых пассажирские перевозки вынужденно переключаются на другие виды транспорта или прерываются вообще.

Неравномерность пассажиропотоков в зависимости от удаленности от начального порта, т.е. в пространстве, выражается в убывании их от начального порта к конечному, и наоборот. Неравномерность в пространстве характерна для местных линий. На дальних линиях эта неравномерность имеется в меньшей степени.

Неравномерность пассажиропотоков по направлениям в отличие от грузопотоков является незначительной. Поэтому пассажиропотоки по направлениям считаются уравновешенными, т.е. близкими по величине на отдельных участках линии в прямом и обратном направлениях. Некоторая разница в пассажиропотоках прямого и обратного направлений получается за счет того, что часть пассажиров возвращается другим видом транспорта [6].

Для определения коэффициентов неравномерности пассажиропотоков применимы известные соотношения [1].

Число необходимых отходов по вариантам различается за счет группировки пассажиропотоков и является пропорциональным максимальному суточному отправлению пассажиров из начального или промежуточного портов линий.

Общие затраты времени пассажиров на поездки определяются как сумма количества отправленных пассажиров, пропорциональная продолжительности поездки одного пассажира и количества пассажиров, имеющих пересадку с одной линии на другую.

Среднее время поездки одного пассажира можно получить из соотношения суммарного времени поездки к к суточному отправлению пассажиров из начального или промежуточного портов захода.

Для лучшего варианта схемы общие затраты времени и среднее время поездки будут иметь, как правило, минимальное значение.

В качестве критериев оптимальности в данном случае принимают:

  • производительность одного пассажирского места,
  • общие эксплуатационные расходы,
  • себестоимость перевозок и др.

На основании приведенных расчетных критериев правомерно сделать вывод, что варианту схемы линий в этом случае соответствует максимальное значение показателя производительности.

При определении степени устойчивости пассажиропотоков следует помнить, что пассажиропотокам присущ специфический характер их неравномерности, которые оказывают существенное влияние на результаты решения вопросов организации пассажирских перевозок.

Список литературы

  1. Селиванов В.В. Международный морской туризм: основы организации и методология: [Учебное пособие] / В.В. Селиванов. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2015. – 296 с.
  2. Селиванов В.В., Лукьянова Е.Ю. Яхтенный туризм и особенности экскурсионного сервиса: [Монография] / В.В. Селиванов, Е.Ю. Лукьянова. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2016. – 168 с.
  3. Селиванов В.В. Основы агентирования круизных судов: [Монография] / В.В. Селиванов. – LAP LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2016. – 113 с.
  4. Селиванов В.В. Современные тенденции развития логистических процессов в системе морских путешествий и их структура /В.В. Селиванов // Развитие методов управления и хозяйствования на транспорте (Сборник научных трудов), ОНМУ.– 2014.– Выпуск 4 (49). – с. 7–22.
  5. Селиванов В.В. Исследование некоторых особенностей круизного туризма: источники заблуждений / В.В. Селиванов // Таврический научный обозреватель. – 2015. – №4. – Ч.1, С. 83–87. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tavr.science /stat/ 2015/12/TNO-4-ch-1.pdf
  6. Селиванов В.В. Основы агентской деятельности в системе организации морского туризма: [Учебное пособие] / В.В. Селиванов. – Ялта: Медрегиональный институт развития территорий, 2016.– 118 с. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http:// mirtu.ru/ files/2016 /03/ Selivanov.pdf